г. Москва |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А41-64898/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево: не явились, извещены, от ООО "Еврострой": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево на решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2014 года по делу N А41-64898/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по иску Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево к ООО "Еврострой" о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Еврострой" (о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N 537ю от 17.10.2011 за период с 1,2,3 кв. 2014 в сумме 41456 руб. 29 коп., в том числе: 39620 руб. 54 коп. основного долга и 1835 руб. 75 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2014 года по делу N А41-64898/14 требования Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области удовлетворены в части. Суд решил: взыскать с ООО "Еврострой" в пользу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево 2 198,55 руб. задолженности. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению ввиду следующего.
Как установлено материалами дела, 17.10.2011 между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево (арендодателем) и ООО "Еврострой" (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N 537ю (далее - договор), по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - земельный участок), государственная собственность на который не разграничена, площадью 132,0 (сто тридцать два) кв.м, с кадастровым номером 50:47:0041103:18, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение автостоянки и складских помещений, в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке (Приложение N 1, являющееся неотъемлемой частью договора), расположенный по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Школьный, д.2 (п. 1.1. договора).
Согласно п.2., ст.425 ГК РФ условия договора применяются к отношениям, возникшим с 17.10.2011 г. Участок передается Арендодателем Арендатору на 360 дней - с 17.10.2011 г. по 13,10.2012 (п.2.1. договора). Участок считается переданным Арендодателем в аренду Арендатору без оформления Акта приема-передачи (п.2.2. договора).
Размер арендной платы за земельный участок на дату подписания договора определен Сторонами в Приложении N 2 (Расчет арендной платы) к договору, которое является его неотъемлемой частью (п.3.1. договора).
Арендная плата вносится Арендатором в полном объеме до 15 числа последнего месяца текущего квартала включительно, если иное не установлено законодательством (п.3.3. договора). Арендная плата начисляется с даты, указанной в п.2.1 договора (п.3.4. договора).
Согласно п. 3.5. договора размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате Арендатором в случае изменения административно - территориального устройства Московской области, изменения базового размера арендной платы и коэффициентов к ним, перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка в установленном порядке, без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений или дополнений в договор.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и сроки, установленные Договором, в течение 7 (семи) календарных дней со дня принятия банком платежного поручения направлять Арендодателю документ, подтверждающий оплату (п.4.4.4. договора).
Пунктом 5.2. договора установлено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору Арендатор уплачивает Арендодателю пени в размере 0,05 % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Истцом в адрес ответчика 13.03.2013 направлено уведомление об изменении размера арендной платы на 2013 год.
Истцом в адрес ответчика 22.01.2014 направлена претензия, с требованием уплатить образовавшуюся задолженность в срок до 01.02.2014.
Определением от 30 октября 2013 года по делу N А41-55439/13 арбитражный суд принял к рассмотрению заявление Кривоносовой А.В, Егоровой А.В., Федулов Н.В., Кирякина Е.И., Волчковой Н.Л., Комаровой Е.И., Комарова А.В. о признании ООО "Евросрой" несостоятельным (банкротом).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2014 года по делу N А41-55439/13 установлено, что все земельные участки (в том числе и по рассматриваемому в рамках настоящего дела договору) переданы должнику-застройщику в аренду без торгов, в рамках исполнения инвестиционного контракта N 4 от 24 мая 2004 года на строительство жилого комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуево, пересечение ул. Ленина и Школьного проезда.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Арендная плата в спорный период ответчиком в полном объеме уплачена не была.
Удовлетворяя исковые требования в части суд первой инстанции указал следующее.
Пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - два процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, в случае применения сторонами методики расчета, предусмотренной Законом Московской области N 23/96-ЩЗ от 07.06.1996 г., арендная плата по Договору аренды земельного участка N 2443 от 02.02.2009 г., за указанный период должна быть рассчитана на основании Абз.8. п. 15. ст.3 Закона из расчета не менее 5% от кадастровой стоимости определенной 30.05.2012.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что расчет задолженности, в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" противоречит постановлению Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Меду тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Вышеназванным Постановлением также утверждены "Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области", соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Правила определения размера арендной платы, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Порядок расчета размера арендной платы, установленный Законом Московской области, учитывает местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельного участка на территории соответствующего публично-правового образования.
Согласно п.п. 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из норм федерального законодательства, в том числе вышеперечисленного, следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Московская область) вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы; противоречия Закона Московской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Установление на федеральном уровне применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, предельного размера арендной платы, порядка и срока внесения арендной платы за такие земельные участки, не означает, что за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования или государственной неразграниченной собственности, размер арендной платы не может отличаться, если к земельным участкам на территории соответствующего публично-правового образования в соответствии с требованиями закона применяется, в частности, такой коэффициент как местоположение земельного участка.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 по делу N А41-21755/14.
Таки образом, размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
В соответствии со статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" в действующей в период образовавшейся задолженности (2011 год) размер арендной платы за земельный участок определялся по формуле: Ап = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где:
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
Значения коэффициента, учитывающего условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке, (Кд) устанавливаются в соответствии с приложением к указанному Закону.
Как следует из материалов дела спорный земельный участок был предоставлен в целях жилищного строительства, вид разрешенного использования: строительство первой очереди жилого комплекса.
Доказательств изменения вида разрешенного использования в материалы дела не представлено.
В соответствии с приложением к Закону коэффициент для жилищного строительства равен 4.2.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона Московской области о регулировании земельных отношений коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.
В соответствии с Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево МО от 23.12.2010 N 297/26 "Об установлении значений корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициентов, учитывающих местоположение земельных участков на территории городского округа Орехово-Зуево (Км), для расчета арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" корректирующий коэффициент (Пкд) для земельных участков, используемых в целях жилищного строительства равен 1, коэффициент, учитывающий местоположение земельных участков на территории городского округа Орехово-Зуево (Км) равен 1.5.
Исходя из указанных показателей апелляционный суд полагает, что задолженность по арендной плате за спорный период составила 26 413,70 руб.
На указанную сумму подлежат начислению проценты в сумме 1 215,03 руб.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит изменению в части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2014 года по делу N А41-64898/14 изменить в части взыскания задолженности. Взыскать с ООО "Еврострой" (ИНН 5034015244) в пользу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево (ИНН 5034082515) сумму основного долга - 26 413,70 руб., сумму процентов 1 215,03 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 25.12.2014 по делу N А41-64898/14 оставить без изменения.
Взыскать с ООО "Еврострой" (ИНН 5034015244) в доход федерального бюджета 1332,90 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 3000 руб. в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64898/2014
Истец: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево
Ответчик: ООО "Еврострой"