Тула |
|
3 апреля 2015 г. |
Дело N А62-5844/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от истца - Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (г. Смоленск, ОГРН 1106732005357, ИНН 6732005424) - Дубовской Е.Н. (доверенность от 18.08.2014 N 09/0010), от ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива племенного хозяйства "Соколинский" (Смоленская область, Сычевский район, д. Соколино, ОГРН 1026700884066, ИНН 6715003508) - Фетисенко Е.А. (доверенность от 30.12.2014), рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействие Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива племенного хозяйства "Соколинский" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.12.2014 по делу N А62-5844/2014 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу племенного хозяйства "Соколинский" (далее - ответчик, кооператив, СПК ПХ "Соколинский") о взыскании 558 243 рублей 18 копеек в возмещение субсидии, предоставленной на повышение доходов в области растениеводства, в том числе в доход областного бюджета 102 158 рублей 50 копеек, в доход федерального бюджета 456 084 рублей 68 копеек.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.12.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что истец доказал нарушение ответчиком условий предоставления субсидий.
СПК ПХ "Соколинский" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции кооператив указывает, что требование об обязательном сохранении посевных площадей по отношению к уровню предыдущего года в тексте договора от 05.04.2013 N 0119 отсутствует, а содержится в дополнительном соглашении от 20.11.2013 N 1, которое, по мнению заявителя жалобы, нельзя принимать во внимание, поскольку оно заключено уже после перечисления субсидий в полном объеме.
Кроме того, ответчик полагает, что Департаменту на момент подписания дополнительного соглашения уже было известно о том, что СПК ПХ "Соколинский" уменьшил объем посевных площадей в 2013 году по сравнению с 2012 годом.
Кооператив ссылается на то, что нарушения порядка предоставления субсидии в данном случае не имеется, в связи с чем правовых оснований для ее возврата не имеется.
СПК ПХ "Соколинский" также считает, что суд первой инстанции грубейшим образом нарушил принцип равноправия сторон, отказав в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего Прудникова С.А. об отложении судебного заседания.
Ответчик утверждает, что письменные пояснения от 09.10.2014, а также договор от 05.04.2013 N 0119 и дополнительное соглашение от 20.11.2013 подписаны неуполномоченным лицом - Филипповой Н.В.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья н продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 17.09.2012 N 640 (в редакции постановлений администрации Смоленской области от 15.10.2012 N 753 от 22.11.2012 N 893, от 08.02.2013 N 45), а также постановления администрации Смоленской области от 29.03.2013 N 210 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства" (далее - Порядок) ответчику, как сельскохозяйственному товаропроизводителю предоставлена субсидия на повышение доходов в области растениеводства.
Субсидия предоставлена на основании договора от 05.04.2013 N 0119 в сумме 558 243 рублей 18 копеек, в том числе:
- из областного бюджета на сумму 94 758 рублей 08 копеек (платёжное поручение от 19.04.2013 N 1539);
- из областного бюджета на сумму 7 400 рублей (платёжное поручение от 07.11.2013 N 6329);
- из федерального бюджета на сумму 274 957 рублей 42 копейки (платёжное поручение от 19.04.2013 N 1306055);
- из федерального бюджета на сумму 181 127 рублей 26 копеек (платёжное поручение от 18.09.2013 N 1612953).
Согласно пунктам 2.2.4, 2.2.5 договора получатель субсидии обязуется, не допуская в 2013 году сокращения посевных площадей, увеличить валовый сбор сельскохозяйственных культур со всей уточненной посевной площади в переводе на зерновые единицы, не менее чем на 3 % к уровню предыдущего года, установленному расчетом показателей полученного в 2012 году урожая сельскохозяйственных культур, согласно форм статистической отчетности N 29-сх (N 2-фермер).
Также получатель субсидии обязуется предоставлять, в том числе установленные отчеты в сроки, предусмотренные Порядком предоставления субсидий.
В случае нарушения (невыполнения) обязательств по получению и использованию субсидий, указанных в договоре, получатель субсидии осуществляет возврат субсидии в полном объеме в добровольном порядке (пункт 3.1 договора).
В случае невозвращения в добровольном порядке субсидии на повышение доходов в области растениеводства, возникший спор разрешается в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.3 договора).
Согласно пункту 2.2.4 договора (в редакции дополнительного соглашения к нему от 20.11.2013) получатель субсидии обязуется не допускать в 2013 году сокращения посевных площадей по отношению к уровню предыдущего года.
Согласно расчету показателей, полученного в 2013 году урожая сельскохозяйственных культур, являющегося приложением 2 к договору, вся посевная площадь под урожай 2012 года составила 2178 га, 2013 года - 1948 га.
В связи с сокращением кооперативом в 2013 году посевных площадей по отношению к уровню 2012 года, Департаментом в адрес ответчика направлена претензия о возврате бюджетных средств.
В связи с тем, что возврат субсидии ответчиком не произведен, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии, указанные в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Постановлением администрации Смоленской области от 29.03.2013 N 210 утвержден Порядок предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства".
Согласно пунктам 5, 6, 10, 12 Порядка предоставление субсидий на повышение доходов в области растениеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) осуществляется в целях проведения комплекса агротехнологических работ, повышения уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качества почв.
Субсидии на повышение доходов в области растениеводства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", относящимся к категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, не находящимся в стадии ликвидации или состоянии банкротства, осуществляющим сельскохозяйственное производство на территории Смоленской области и находящимся на учете в налоговом органе на территории Смоленской области.
Получатель субсидии на повышение доходов в области растениеводства в течение 10 рабочих дней после размещения приказа по ставке на сайте Департамента представляет справку-расчет о причитающихся субсидиях на повышение доходов в области растениеводства по форме, утвержденной приказом начальника Департамента.
В случае выявления в течение текущего финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий на повышение доходов в области растениеводства, средства указанных субсидий подлежат добровольному возврату на лицевой счет Департамента, открытый в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в полном объеме.
Средства субсидий на повышение доходов в области растениеводства, предоставленные с нарушением условий, установленных при их предоставлении, и выявленные по истечении соответствующего финансового года, подлежат добровольному возврату в областной бюджет в полном объеме.
При отказе от добровольного возврата субсидий на повышение доходов в области растениеводства их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Согласно пункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что кооперативом допущено сокращение в 2013 году посевных площадей по отношению к уровню 2012 года, что подтверждается сведениями, содержащимися в статистических отчетах, представленных по форме N 2-фермер за 2012, 2013 годы.
Доказательств соблюдения условий предоставления субсидии ответчик не представил.
Таким образом, установив, что условие пункта 2.2.4 договора на предоставление субсидии кооперативом не исполнено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возврата СПК ПХ "Соколинский" полученных в счет субсидий денежных средств в сумме 558 243 рублей 18 копеек в бюджет.
Поскольку требование Департамента о добровольном перечислении предоставленной субсидии ответчиком не удовлетворено, суд первой инстанции правомерно взыскал с кооператива в пользу истца денежные средства в указанной сумме.
Довод ответчика о том, что требование об обязательном сохранении посевных площадей по отношению к уровню предыдущего года в тексте договора от 05.04.2013 N 0119 отсутствует, опровергается материалами дела, в частности пунктом 2.2.4 названного договора.
Довод апелляционной жалобы о том, что нарушения порядка предоставления субсидии в данном случае не имеется, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд первой инстанции неправомерно отклонил его ходатайство об отложении судебного заседания, несостоятелен.
Порядок и основания отложения судебного разбирательства регулируются статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязанность суда отложить судебное разбирательство лишь в одном случае - при отсутствии сведений о надлежащем уведомлении лица о времени и месте судебного разбирательства. В других же случаях отложение судебного разбирательства является правом суда.
Кроме того ответчик не был лишен возможности привлечь к участию в деле для оказания юридической помощи адвоката либо лица, оказывающего правовую помощь. Не совершение лицом, участвующим в деле, необходимых процессуальных действий влечет для него риск наступления неблагоприятных последствий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом ввиду вышеизложенного, они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.12.2014 по делу N А62-5844/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5844/2014
Истец: Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию
Ответчик: СПК племенного хозяйства "Соколинский"
Третье лицо: Прудников Сергей Анатольевич