г. Пермь |
|
14 декабря 2006 г. |
Дело N А50-17935/2006 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Осиповой С.П.,
Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р.
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермской области
от 10.11.2006 г. по делу N А50-17935/2006-А11,
принятого судьей О.В. Вшивковой
по заявлению Открытого акционерного общества "Пермметалл"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: не явились,
от ответчика: Ожгибицева Ю.А.(удостоверение N 70, доверенность от 03.10.2006 г. N 49), Горшкова Н.А. (удостоверение N 145, доверенность от 29.09.2006 г. N 48)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пермметалл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением об оспаривании Постановления от 09.10.2006 г. о наложении штрафа по делу N 384-06-АДМ об административном правонарушении, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - управление), в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 10.11.2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Представители управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, ссылаются на обязательность утверждения тарифов для общества.
Общество отзыв на жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения, представителей в судебное заседание не направило.
Изучив материалы дела, заслушав представителей управления, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения дела, возбужденного 12.09.2006 г. по заявлению Закрытого акционерного общества "Торговый дом "Нержавеющие стали" по признакам нарушения обществом п.1 ст.5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-11 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", 09.10.2006 г. управлением вынесено Решение N 4141-06, которым признан факт нарушения, выразившийся в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования.
На основании указанного Решения выдано Предписание от 09.10.2006 г. N 4142-06 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер для утверждения тарифа на передачу электрической энергии в Региональной энергетической комиссии Пермской области.
Данные акты обществом не оспаривались.
28.09.2006 г. уполномоченным лицом управления в отношении общества был составлен протокол N 384-06-адм, и 09.10.2006 г. вынесено постановление о наложении штрафа по делу N 384-06-АДМ об административном правонарушении, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствии обстоятельств для привлечения общества к административной ответственности.
При принятии решения судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствие с требованиями п.3 ст. 20 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в течение переходного периода реформирования электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, настоящим Федеральным законом, законодательством о естественных монополиях, иными федеральными законами; в течение переходного периода реформирования электроэнергетики нормы настоящего Федерального закона применяются к отношениям по государственному регулированию цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в той части, в которой они не урегулированы законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.
На основании ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, цены на продукцию (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, которые на день вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" совмещают указанные виды деятельности, подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с названной нормой, а также Федеральным закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (ст. ст. 11, 12), Федеральным законом "Об электроэнергетике" (п. 3 ст. 20, п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 26, ст. 27) тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются соответствующими региональными энергетическими комиссиями в пределах установленных Федеральной энергетической комиссией России предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N109, цены на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются региональными энергетическими комиссиями индивидуально для каждого субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность. При этом цена на услуги этого субъекта устанавливается в соответствии с его экономически обоснованными расходами на оказание таких услуг, а также экономически обоснованной инвестиционной доходностью от такой деятельности.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.2002 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Закона под тарифами на электрическую и тепловую энергию понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность). На основании статьи 2 Закона государственному регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является в силу статьи 4 данного Закона осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии со ст. 2 данного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями.
Согласно Указу Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Статьей 14.6 КоАП РФ установлено, что завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобное), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Материалами дела подтверждается, что 24.05.2006 г. обществом был заключен договор оказания услуг N 41 с ЗАО "ТД "Нержавеющие стали", сроком действия на 1 год, в соответствии с которым осуществлялась поставка электроэнергии, при этом в условия договора была включена оплата за услуги по предоставлению в пользование электрических сетей и электрооборудования, при этом тарифы на электрическую энергию и на передачу электрической энергии в установленном порядке утвержден не был.
Между тем, судом не учтено, что передача электроэнергии прочим потребителям по завышенным тарифам, в который включена оплата услуг по передаче электрической энергии неправомерна, поскольку в соответствии с действующим законодательством тариф на передачу электрической энергии должен быть утвержден Региональной энергетической комиссией.
Административным органом в рамках антимонопольного дела N 336-06-а установлено, что положение общества является доминирующим, а также признан факт нарушения с его стороны антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Как было указано выше, соответствующее решение управления не обжаловалось.
Таким образом, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что факт нарушения обществом порядка ценообразования не доказан, следовательно, оно правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не соответствующим законодательству вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 211, 258, 266, 268, 269, ч.1-2 ст.270,ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермской области от 10.11.2006 г. по делу N А50-17935/2006-А11 отменить.
В удовлетворении заявленных ОАО "Пермметалл" требованиях о признании незаконным и отмене Постановления N 384-06-адм от 09.10.2006 г., вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о наложении штрафа отказать.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.И. Мещерякова |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17935/2006
Истец: ОАО "Пермметалл"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Пермскому краю, УФАС РФ по ПК
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2006 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2955/06