г. Киров |
|
06 апреля 2015 г. |
Дело N А82-13080/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЦЕНТР ЛЫЖНОГО СПОРТА "ДЕМИНО"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.12.2014 по делу N А82-13080/2014, принятое судом в составе судьи Митрофановой Г.П.,
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "ЦЕНТР ЛЫЖНОГО СПОРТА "ДЕМИНО" (ИНН: 7610061529, ОГРН: 1047601604830)
к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Центр АСАУ" (ИНН: 7606027973, ОГРН: 1027600850067)
третьи лица - отдел судебных приставов по городу Рыбинску N 2 Управления федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области,
государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области
о признании недействительным отчета об определении рыночной стоимости автотранспортных средств,
установил:
закрытое акционерное общество "Центр лыжного спорта "Демино" (далее - истец) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Центр АСАУ" (далее - ответчик) о признании недействительным отчета ООО "Бизнес Центр АСАУ" N 104-05/14 об определении рыночной стоимости автотранспортных средств, принадлежащих ЗАО "ЦЛС "Демино", использованной в исполнительном производстве N 13491/13/21/76 от 31.07.2013.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: отдел судебных приставов по городу Рыбинску N 2 Управления федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области, государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.12.2014 в удовлетворении требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 23.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что выявленные судом в представленном истцом отчете нарушения пунктов 8, 10, 15 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" являются несущественными и не оказывают влияния на приведенную оценщиком итоговую рыночную стоимость объектов оценки. Кроме того, заявитель полагает, что суд первой инстанции сослался на нарушение положений подзаконного акта, а нарушений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в отчете не имеется. Также заявитель полагает, что судом не исследован отчет, подготовленный ООО "Бизнес Центра АСАУ" на предмет допустимости и достоверности содержащейся в нем информации.
ООО "Бизнес Центр АСАУ", ОСП по г. Рыбинску N 2 УФССП России по Ярославской области, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
От ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заявитель направил ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с нахождением представителя Звонковой А.О. в командировке.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Указанные нормы статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.
Апелляционный суд полагает, что основания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае отсутствуют, в том числе и по причине непредствления истцом доказательств, подтверждающих невозможность явки представителя в судебное заседание.
Следует отметить, что невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием к реализации ответчиком его процессуальных прав путем наделения соответствующими полномочиями иного представителя.
С учетом изложенного, апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.07.2013 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Рыбинску N 2 УФССП России по Ярославской области возбуждено исполнительное производство N13491/12/21/76, взыскателем по которому является ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Рыбинске и РМР ЯО.
Судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства N 13491/13/21/76 на основании постановления о наложении ареста на имущество от 06.09.2013 наложен арест на движимое имущество должника, в том числе трактор Беларус-826 (1 шт.), мотовездеход РМ500 (3 шт.), автомобиль Фольксваген (1 шт.), снегоход Буран (1 шт.), снегоход "Тайга" РМ Рысь" (3 шт.), полуприцеп тракторный 1 ПТС-2 зав N 1869 (1 шт.), ледоуборочный комбайн "Замбони 520" (1 шт.), снегоход Буран 4ТД (1 шт.), вагончики хозяйственный (1 шт.), о чем в материалы дела представлен акт о наложении ареста (описи имущества).
06.02.2014 арестованное имущество изъято на основании акта.
Для реализации имущества произведена его оценка с привлечением специализированной организации - общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Центр АСАУ". Согласно представленному им отчету от 22.05.2014 рыночная стоимость имущества составила 1472548 руб. без учета НДС.
04.06.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о принятии результатов проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Центр АСАУ" оценки имущества.
Не согласившись с принятой судебным приставом-исполнителем оценкой, заявитель обратился к индивидуальному предпринимателю Житкову С.П. для определения величины рыночной стоимости арестованных автотранспортных средств. Произведенная ИП Житковым С.П. оценка согласно отчету от 18.07.2014N 126-ОС оказалась существенно ниже рыночной стоимости указанного имущества, принятой судебным приставом-исполнителем на основании заключения ООО "Бизнес Центр АСАУ".
Указанные выше обстоятельства явились для истца основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить арест на имущество должника.
В силу части 1 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обязанность судебного пристава-исполнителя привлечь для оценки спорного имущества оценщика вытекает из пункта 7 части 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве.
При наличии установленной законом обязанности по привлечению оценщика для оценки имущества или имущественного права судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика, а стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке (пункт 3 части 4 статьи 85 Закон об исполнительном производстве).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности)
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 по делу N 6083/12, величина стоимости объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, поскольку Закон об исполнительном производстве не наделяет судебного пристава-исполнителя полномочиями по изменению стоимости величины этой оценки, а также не предусматривает порядок внесения подобных изменений. Оспаривание величины стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов как сторон исполнительного производства, так и судебного пристава-исполнителя, выносящего на основании отчета оценщика постановление об оценке имущества должника, которое тоже может быть оспорено в случае нарушения им прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве" разъяснено, что оспаривание результатов оценки, приведенной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Оспаривая достоверность отчета ООО "Бизнес Центр АСАУ" истец ссылается на то, что цена имущества - 1 472 548 рублей 00 копеек, указанная в отчете N 104-05/14, занижена, в подтверждение чего в материалы дела представлен отчет ИП Житкова С.П. N 126-ОС, согласно которому общая рыночная стоимость транспортных средств составляет 2 800 750 рублей 00 копеек.
В силу статьи 11 Закона об оценочной деятельности отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.
Между тем, доказательств, подтверждающих, что отчет ООО "Бизнес Центр АСАУ" не соответствует установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности требованиям, суд не представлено.
В отчете ООО "Бизнес Центр АСАУ" дан анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки объекта оценки в части применения затратного и сравнительного подходов к оценке, обоснование исходных и расчетных показателей, анализ и согласование полученных результатов. Оценка имущества осуществлялась оценщиком с учетом цели оценки (определение стоимости в рамках процедуры исполнительного производства).
Истец, возражая против результатов оценки ООО "Бизнес Центр АСАУ", не приводит нарушения экспертом требований Закона об оценке либо федеральных стандартов оценки.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу статьи 12 Закона об оценочной деятельности при отсутствии очевидного несоответствия отчета об оценке федеральным стандартам оценки, иным нормативно установленным правилам ее осуществления, отчет презюмируется достоверным.
Согласно статье 13 Закона об оценочной деятельности достоверность рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, может быть оспорена в суде, арбитражном суде в соответствии с установленной подведомственностью.
Достоверность отчета об оценке определяется выполнением его в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки (статья 20 Закона об оценочной деятельности).
В абзаце 2 пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указано, что для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, истец не заявлял в суде первой инстанции ходатайство о проведении экспертизы отчета оценщика.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность доводов о недостоверности оценки рыночной стоимости арестованного имущества либо об избрании оценщиком не того метода оценки, заявитель в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно указал на наличие в представленном истцом отчете N 126-ОС нарушений требований пунктов 8, 10, 15 стандартов оценки, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 "Требования к отчету об оценке", пункта 22б стандартов оценки, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
В соответствии с пунктом 4 ФСО N 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться в частности принципа существенности (то есть привести в отчете всю информацию, влияющую на стоимость объекта оценки); обоснованности (информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена), однозначности (содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования).
Согласно пункту 22 ФСО N 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен: а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения; б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому; в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.
В отчете об оценке должна быть приведена, в том числе, информация об объекте оценки; анализ рынка объекта оценки, а также анализ внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на ее стоимость; описание процесса объекта оценки в части применения конкретных подходов к оценке с приведением расчетов; согласование результатов расчетов (пункт 8 ФСО N 3).
В соответствии с пунктом 10 ФСО N 3 в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, либо приложены копии материалов и распечаток. В случае если информация при опубликовании на сайте в сети Интернет не обеспечена свободным и необременительным доступом на дату проведения оценки и после даты проведения оценки или в будущем возможно изменение адреса страницы, на которой опубликована используемая в отчете информация, или используется информация, опубликованная не в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
В силу пункта 15 ФСО N 3 в отчете об оценке должно содержаться описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки.
Обжалуя принятый судом первой инстанции судебный акт, заявитель указал, что выявленные нарушения не являются существенными, не влияют на итоговую рыночную стоимость объектов оценки.
Вместе с тем, нарушение пункта 22б ФСО N 1 не позволяет проверить обоснованность произведенной экспертом корректировки стоимости на коэффициент значимости, поскольку мотивированного выбора того или иного коэффициента оценщиком не приведено. Нарушение требований пункта 10 ФСО N 3 не позволяет осуществить проверку источников ценовой информации. Цифровые расчеты стоимости, определенной затратным методом, экспертом не приведены.
Отсутствие возможности проверки данных, использованных в расчете экспертом, не может быть признано несущественным нарушением.
В связи с чем, учитывая изложенные выше обстоятельства, доводы заявителя о несущественности нарушений подлежат отклонению.
Само по себе предоставление отчета от 18.07.2014 N 126-ОС, выполненного индивидуальным предпринимателем Житковым С.П., несоответствующего требованиям пунктов 8, 10, 15 Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету об оценке" достоверность отчета ООО "Бизнес Центр АСАУ" не опровергает.
При этом представленный истцом отчет N 126-ОС в качестве цели оценки имеет принятие управленческого решения, то есть изначально не учитывает таких обстоятельств как принудительная реализация имущества в рамках исполнительного производства, которые могут оказать влияние на определяемую оценщиком рыночную стоимость имущества. Более того, рыночная стоимость имущества в отчете N 126-ОС определена на иную дату - 18.07.2014, чем в отчете N 104-05/14 (22.05.2014).
Отчет N 126-ОС не содержит сведений относительно осмотра объектов оценки, а имеет лишь указание на интервьюирование заказчика оценки (ЗАО "Центр лыжного спорта "ДЕМИНО").
Вместе с тем, при составлении оспариваемого истцом отчета N 104-05/14 оценщиком были применены стандарты оценки, утвержденные приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), от 20.07.2007 N 255 "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), от 20.07.2007 N 254 "Требование к отчету об оценке" (ФСО N 3).
Судом установлено, что отчет об оценке от 22.05.2014 N 104-05/14 подготовлен квалифицированным специалистом и содержит описание объектов, их технические характеристики, анализ рынка оценки, оценку рыночной стоимости объектов оценки, имеются соответствующие расчеты, имеется согласование результатов и заключение о рыночной стоимости. Все расчеты мотивированы, указаны примененные методики и расчеты.
Таким образом, исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.12.2014 по делу N А82-13080/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЦЕНТР ЛЫЖНОГО СПОРТА "ДЕМИНО" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13080/2014
Истец: ЗАО "Центр лыжного спорта "Демино"
Ответчик: ООО "Бизнес Центр АСАУ"
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области, ОСП по г. Рыбинску N 2 УФССП России по Ярославской области