г. Владимир |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А43-25184/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.03.2015.
Полный текст постановления изготовлен 01.04.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Логиновой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.12.2014 по делу N А43-25184/2014,
по иску открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", г. Москва (ИНН 4716016979), к открытому акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья", г. Нижний Новгород (ИНН 5260200603), о взыскании 1 121 907 руб. 42 коп.,
при участии представителей сторон:
от ответчика - Щербаков А.А. по доверенности от 05.12.2014 (сроком до 31.12.2015), Цыганова С.В. по доверенности от 02.02.2014 (сроком до 31.12.2017),
установил:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья") о взыскании 1 121 907 руб. 42 коп. расходов по разработке технических условий по заявке N 08/06-319 от 17.06.2013.
Решением от 24.12.2014 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении иска отказал.
ОАО "ФСК ЕЭС", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального права; неправильным истолкованием закона.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что не согласен с выводом суда о невозможности применения к спорным правоотношениям главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, между сторонами сложились отношения по возмездному оказанию услуг, осуществляемых на основании оферты ответчика и акцепта сетевой организации в форме конклюдентных действий по исполнению заявки.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 23.2 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 17 Правил технологического присоединения, указывает на возмездность оказания услуг по подготовке технических условий.
По мнению заявителя, истец вправе устанавливать своим внутренним приказом стоимость мероприятий по технологическому присоединению.
Заявитель жалобы явку полномочного представителя в заседание суда не обеспечил.
Ответчик в заседании суда и в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "ФСК ЕЭС" является сетевой организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В филиал ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Волги поступила заявка от 17.06.2013 N 08/06-319 ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС".
В связи с поступлением заявки от 17.06.2013 N 08/06-319 на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" и истец разработал и согласовал с ОАО "СО ЕЭС" 19.07.2013 технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (ПС ПО кВ Эльгино-2) и направил ответчику оферту - проект договора технологического присоединения (с приложением технических условий) для рассмотрения и подписания.
Стороны обменялись протоколами разногласий, согласования разногласий к договору, не достигнув соглашения по всем существенным условиям договора.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, договор технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Таким образом, договор технологического присоединения между сторонами заключен не был.
11.04.2014 письмом N 08/06-217 ответчик аннулировал заявку технологического присоединения, указав на отказ заявителей и секвестирование инвестиционной программы.
Истец полагая, что ответчик обязан возместить ему затраты, связанные с выполнением работ по заявке технологического присоединения, а именно расходы по подготовке, выдаче технических условий, согласованию их с системным оператором, исчислив их размер в сумме 1 121 907 руб.42 коп., направил ответчику письмами от 23.04.2014 N Мб/5-857, от 21.05.2014 NМ6/5/1666 соглашение об оплате фактически понесенных расходов, акт об оказании услуг, а также счет на оплату.
Ответчик письмами от 19.06.2014 N 08/06-369, от 08.07.2014 N 08/06-424 отказался возмещать расходы истца.
Претензия истца от 04.08.2014 N Мб/1/702 о возмещении затрат ответчиком отклонена письмом от 14.08.2014 N 08/06-517.
Отказ ответчика от оплаты расходов по разработке технических условий послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу не допускается.
Технологическое присоединение (далее - ТП) осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 3 Правил ТП ОАО "ФСК ЕЭС" (сетевая организация) обязано выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения Правил ТП и наличия технической возможности ТП.
Названные правила, среди прочего, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение) и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор технологического присоединения).
В силу пункта 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). При этом для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, для участия в процедуре допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска в эксплуатацию прибора учета является обязательным в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию указанных в настоящем пункте субъектов розничных рынков в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и должна возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 15 Правил в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
С учетом указанных положений Правил и анализа текста заявки ответчика суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что действия истца по подготовке и согласованию технических условий осуществлялись им в процессе работы по заключению (подготовке проекта, согласования условий) договора технологического присоединения с ответчиком, и не могут рассматриваться в рамках договорных отношений по оказанию услуг, регламентирующихся положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Действующим законодательством не предусмотрено возмещение расходов на подготовку, согласование с системным оператором и выдачу технических условий при аннулировании заявки на технологическое присоединение, за исключением положений п.30.4 Правил N 861, гласящих, что случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
В данном случае технологическое присоединение по индивидуальному проекту не предусматривалось.
Судом обоснованно указано, что разработка технических условий по заявке ответчика является повседневной производственной деятельностью истца и заявленные требования о компенсации фактических затрат могут рассматриваться только в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об убытках либо о неосновательном обогащении.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1, для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:
а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
г) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;
д) осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами технологического присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в п. 12 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в п. 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств Заявителя;
е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Согласно пункту 4 статьи 23.1. ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В силу пункта 2 статьи 23.2. ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСТ России от 25.12.2012 N 914-э утверждена стандартизированная тарифная ставка CI = 27,56 руб./кВт.
Внутренним приказом истца N 84 от 11.02.2013 утверждены Методические указания по определению размера расходов за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС", произвольно разбивающие ставку ФСТ России на процентные составляющие, отнесенные истцом к перечисленным выше расходам на выполнение сетевой организацией мероприятий по ТП.
С учетом изложенного, судом правомерно не принят в качестве надлежащего доказательства по определение стоимости затрат истца приказ N 84 от 11.02.2013, поскольку названные Методические указания могут быть расценены лишь как расчет истца и не обязателен применению ответчиком.
Истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него фактических затрат по изготовлению и согласованию ТУ на сумму 1 121 907,42 руб.
Работа сотрудников истца, использование ими в процессе работы материалов не были связаны с подготовкой к заключению именно договора с ответчиком и осуществлялись бы и при отсутствии заявки ответчика.
Поскольку истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.12.2014 по делу N А43-25184/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25184/2014
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная рапределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
Третье лицо: филиал ОАО "ФСК ЕЭС"- МЭС Волги