г. Томск |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А02-1586/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Г. Шатохиной,
судей: Е.В. Афанасьевой, Л.И. Ждановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чуйское" (рег. N 07АП-914/2015) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17 декабря 2014 года (судья Амургушев С. В.) по делу N А02-1586/2014
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Алтай (ИНН 0411006231)
к обществу с ограниченной ответственностью "Чуйское" (ОГРН 1130411000103, ИНН 0411162664)
о взыскании 1 220 197,51 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай (далее - Минсельхоз РА, Министерство, истец) обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Чуйское" (далее - ООО "Чуйское", ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1220197 рублей 51 копейки.
Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по соблюдению порядка получения в 2013 году субсидий из республиканского бюджета.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены, с ООО "Чуйское" в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Алтай взыскана задолженность по не отчитавшимся субсидиям в размере 1220197, 51 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба мотивирована тем, что все средства получаемые ответчиком из бюджета в виде субсидий расходуются исключительно на поддержание и развитие производственно-финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Обеспечение непрерывности и постоянности производственных процессов на предприятии требует непрерывных денежных вложений, субсидии же поступают нерегулярно и несвоевременно. В процессе рассмотрения дела ответчик не выражал признание долга.
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменений, считает его законным и обоснованным. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих фактические затраты на сумму иска. Заявлено ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направил.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным апелляционным судом в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Алтай от 17 декабря 2014 года (судья Амургушев С. В.) по делу N А02-1586/2014, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Следуя материалам дела, ООО "Чуйское" является получателем субсидии на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 07.09.2011 N 243 "Об утверждении Порядка представления субсидий из республиканского бюджета Республики Ал-тай государственным унитарным предприятиям, находящимся в собственности Республики Алтай, хозяйственным обществам, созданным в процессе приватизации государственных унитарных предприятий, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Республики Алтай, на возмещение затрат, связанных с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции", в том числе по следующим направлениям:
На посев кормовых культур, заготовку, приобретение и хранение кормов для обеспечения зимовки скота, в том числе с использованием услуг иных сельскохозяйственных организаций, в частности: на приобретение горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) на проведение весенне-полевых работ в сумме 1715018 рублей 62 копейки (платежные поручения N 1930475 от 26.04.2013, N 2036428 от 13.06.2013); на приобретение ГСМ на заготовку кормов в сумме 1914120 рублей (платежное поручение N2056031 от 20.06.2013); на приобретение ГСМ на заготовку кормов в сумме 1801240 рублей (платежное поручение N2140293 от 25.07.2013).
На приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и транспортных средств, запасных частей, а также на уплату кредиторской задолженности по данным направлениям, образованной на дату не позднее 31 декабря текущего финансового года, в частности: на приобретение запасных частей на проведение весенне-полевых работ в сумме 1274000 рублей (платежное поручение N 1927143 от 25.04.2013); на приобретение запасных частей для ремонта сельхозтехники и автотранспорта в сумме 1470000 рублей (платежное поручение N 2140294 от 25.07.2013).
Факт выплаты субсидии подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями, сторонами не оспаривается.
Непредставление ООО "Чуйское" отчетности по представленным субсидиям за 2013 год на сумму 1220197, 51 руб., явилось основанием для обращения Министерства с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 6, 8, 13 Постановления Правительства Республики Алтай от 07.09.2011 N 243 "Об утверждении Порядка представления субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай государственным унитарным предприятиям, находящимся в собственности Республики Алтай, хозяйственным обществам, созданным в процессе приватизации государственных унитарных предприятий, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Республики Алтай, на возмещение затрат, связанных с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции", с учетом отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих фактические затраты ООО "Чуйское" на сумму 1220197, 51 руб., удовлетворил заявленные Министерством РА исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как верно указано судом первой инстанции, для отчетности в срок не позднее 30 марта года, следующего за отчетным, получатель субсидии обязалось предоставить в Министерство: а) копию акта сдачи-приемки выполненных ремонтных работ; б) копию платежного поручения, подтверждающего оплату выполненных ремонтных работ подрядной организации; в) в случае выполнения работ хозяйственным способом: копию организационно-распорядительного акта о приемке и стоимости выполненных ремонтных работ с приложением копий документов, подтверждающих оплату и понесенные затраты; г) справку-расчет о фактических затратах по форме, утвержденной Министерством (пункт 6 постановления Правительства РА от 07.09.2011 N 243). В срок не позднее 30 марта года, следующего за отчетным, ООО "Чуйское" для отчетности предоставляет в Министерство документы: а) свидетельство о регистрации сельскохозяйственной техники, транспортного средства с отметкой о постановке на учет; б) платежный документ, подтверждающий оплату сельскохозяйственной техники, оборудования и транспортных средств, запасных частей; в) товарную накладную сельскохозяйственной техники, оборудования и транспортных средств, запасных частей; ж) справку-расчет о фактических затратах по форме, утверждённой Министерством (пункт 8 постановления Правительства РА от 07.09.2011 N 243). В случае, если авансовых платеж по субсидиям превысил размер затрат получателя субсидии, установленный пунктом 3 порядка выплаты, то соответствующая разница подлежит возврату получателем субсидии в республиканский бюджет не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (пункт 13 постановления Правительства РА от 07.09.2011 N 243).
Из смысла статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что одним из условий предоставления субсидии является ее последующее целевое использование.
В силу пунктов 15, 16 постановления Правительства РА от 07.09.2011 N 243 получатели субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай несут ответственность за целевое использование субсидий. В случае нарушения условий предоставления субсидии подлежат возврату на счет Министерства в течение 30 календарных дней. В противном случае средства субсидий подлежат взысканию в судебном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе, данные акта сверки расчетов по использованию финансовых средств, полученных ООО "Чуйское" из бюджета в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 07.09.2011 N 243, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вывод суда о признании долга по невозвращенным субсидиям основан на представленных в материалах дела доказательствах, не оспоренных ответчиком.
В апелляционной жалобе ответчик не отрицает использование полученных средств на цели, отличные от направлений, по которым Министерство предоставило ему субсидии, в частности - на приобретение племенных коров и первотелок.
Сама по себе направленность использования полученных денежных средств на поддержание и развитие производственно-финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, на что ссылается податель апелляционной жалобы, в отсутствие доказательств соблюдения целевого характера использования бюджетных средств, не имеет правового значения для настоящего дела.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу указанного, производственный процесс и стабильность развития предприятия не может быть поставлена в зависимость от непрерывности перечисления бюджетной поддержки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции. Иных доводов, которые имели бы юридическое значение для разрешения настоящего спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой ООО "Чуйское" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, она подлежит взысканию в связи с завершением рассмотрения жалобы по существу.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17 декабря 2014 года по делу N А02-1586/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Чуйское" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1586/2014
Истец: Министерство сельского хозяйства Республики Алтай
Ответчик: ООО "Чуйское "