г. Саратов |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А12-41303/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от прокуратуры Клетского района Волгоградской области - Хлебникова Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина Сергея Григорьевича (Волгоградская обл., Клетский р-н, х. Перекопка)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2015 года по делу N А12-41303/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлению прокуратуры Клетского района Волгоградской области (Волгоградская обл., ст. Клетская)
о привлечении главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина Сергея Григорьевича (Волгоградская обл., Клетский р-н, х. Перекопка) к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Клетского района Волгоградской области (далее прокуратура, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина Сергея Григорьевича (далее Кудрин С.Г.) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2015 года глава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрин Серге й Григорьевич, 01.06.1962 года рождения, место рождения - х. Цымлов Клетского района Волгоградской области, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 15000 рублей.
Глава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрин Сергей Григорьевич, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель прокуратуры считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 05 марта 2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина Сергея Григорьевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области законодательства о защите конкуренции, в ходе которой установлено нарушение требований антимонопольного законодательства, а именно, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), которое выразилось в заключении договора безвозмездного пользования муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора.
Усмотрев в действиях главы администрации Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина С.Г. нарушение требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, 07.11.2014 прокурором Клетского района Волгоградской области Архиповой Е.А. в отношении главы администрации Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина С.Г. возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, о чем в его присутствии принято соответствующее постановление.
Поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, отнесено к исключительной подведомственности арбитражных судов независимо от статуса лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина С.Г. к административной ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокураты, пришел к выводу о доказанности события вменяемого нарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления и иным осуществляющим функции указанных органов организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, с установленными указанной статьей исключениями.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, Советом депутатов Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области принято решение N 20/3 от 21.07.2011, согласно которому утвержден перечень муниципального имущества для передачи в безвозмездное пользование огородническому некоммерческому товариществу "Перекопское" (далее - ОНТ "Перекопское") сроком на 10 лет.
На основании распоряжения администрации Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области N 22-р от 22.07.2011 ОНТ "Перекопское" передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество - объекты водоснабжения, предназначенные для удовлетворения потребностей населения в сфере водоснабжения согласно приложению N 1 к распоряжению от 22.07.2011 N 22-р.
Во исполнение указанных актов администрацией Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области и ОНТ "Перекопское" заключен договор безвозмездного пользования N 3 от 08.08.2011 (далее - договор N 3), по которому передано муниципальное имущество - объекты водоснабжения, перечень которых установлен пунктом 1.1 договора N 3.
Водопровод (инв. N 18:222:002:000697970), водопровод (инв.
N 18:222:002:000697960), водопровод (инв. N 18:222:002:000697950), скважина N 3 (инв. N 18:222:002:001180530) принадлежат на праве собственности Перекопскому сельскому поселению Клетского муниципального района Волгоградской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.06.2011.
Частями 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 49 Устава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области (далее - Устав), органы местного самоуправления от имени Перекопского сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Волгоградской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (часть 2 статьи 49 Устава).
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Администрацией Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области при заключении договора N 3 в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не проведен конкурс или аукцион на право заключения такого договора.
По указанным основаниям Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области 03.10.2014 рассмотрено дело N 14-01-15-03/312 о нарушении антимонопольного законодательства администрацией Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области и вынесено решение о признании факта нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии по непроведению торгов при заключении договора безвозмездного пользования N 3 от 08.08.2011 с ОНТ "Перекопское".
Сведений об оспаривании указанного решения, а также признании его в установленном порядке не законным глава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрин С.Г. не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33, является вступление в законную силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Частью 1, пунктами 1, 3 части 4 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пояснениям главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина С.Г., торги по вопросу передачи муниципального имущества, объектов водоснабжения в безвозмездное пользование в 2011 году не проводились.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод главы Перекопского сельского поселения о применении к спорной ситуации исключений, установленных пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В порядке исключения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 17.l Закона о защите конкуренции право пользования муниципальным имуществом без проведения торгов может быть предоставлено некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Огородническое некоммерческое товарищество не относится к формам, прямо поименованным в пункте 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под хозяйствующим субъектом понимается, в том числе, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Некоммерческое огородническое товарищество "Перекопское" является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с пунктом 2.1 Устава некоммерческого огороднического товарищества "Перекопское" целью его деятельности, помимо удовлетворения потребностей членов товарищества, связанных с реализацией прав владения, пользования, распоряжения земельными участками, также является реализация жителям и юридическим лицам сельского населенного пункта права на получение услуг по водоснабжению, сохранение и развитие водопроводных сетей и оборудования, обеспечение услугой по водоснабжению жителей и юридических лиц, обеспечение соблюдения жителями и юридическими лицами правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, заключение договоров, контрактов, соглашений с гражданами и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности (т. 1 л.д.78).
Пунктом 4 Устава некоммерческое огородническое товарищество "Перекопское" вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей цели его создания.
Факт получения некоммерческим огородническим товариществом "Перекопское" прибыли от реализации услуги водоснабжения с 2011 года по март 2014 года подтвержден Сведениями о работе жилищно-коммунальных организациях в условиях реформы Формы N 22-ЖКХ, налоговыми декларациями по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2011-2013 годы (т. 1 л.д.41-70).
С учетом изложенного, некоммерческое огородническое товарищество "Перекопское" является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, в связи с чем судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что основания применения исключений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к договору N 3 отсутствуют.
Согласно положениям статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Бездействие администрации Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области по непроведению торгов на право заключения договора N 3 с ОНТ "Перекопское" является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, вывод прокуратуры, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина С.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является правомерным.
В пункте 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).
С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ.
Как было указано выше, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по делу N 14-01-15-03/312, которым администрация Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области в части непроведения торгов при заключении договора безвозмездного пользования N 3 от 08.08.2011 с ОНТ "Перекопское" признана нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции вынесено 03.10.2014. Таким образом, на дату привлечения судом первой инстанции главы администрации к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ срок привлечения, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судами не установлено.
Судом первой инстанции с учетом требований статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ административный штраф применен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 февраля 2015 года по делу N А12-41303/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина Сергея Григорьевича без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-41303/2014
Истец: Прокуратура Клетского района Волгоградской области
Ответчик: Глава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрин С. Г., Глава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Кудрин С. Г.
Третье лицо: Прокуратура Волгоградской области