г. Москва |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А40-160441/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ЗАО "ЩУКА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2014 по делу N А40-160441/14, принятое судьей Дранко Л.А. (шифр судьи 79-1350)
по заявлению ЗАО "Щука" (123182, г. Москва, ул. Щукинская, д. 42)
к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления N 10-35/1899 от 24.09.2014, по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ст. 8.41 КоАП РФ.
при участии:
от заявителя: |
Кульбанский Е.М. по доверенности от 03.03.2015; |
от ответчика: |
Помараева Е.С. по доверенности от 01.07.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Щука" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу (далее-ответчик) N 10-35/1899 от 24.09.2014 по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
Решением суда от 30.12.2014 в удовлетворении исковых требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил письменные пояснения на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и писмьенных пояснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом проведена проверка юридического лица - ЗАО "ЩУКА" на предмет соблюдения норм и требований природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом ст. 3, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. ст. 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в установленном законодательством РФ порядке.
По факту выявленных нарушений государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО Матвеевой И.Л. 03.09.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 10-33/1688 по ст. 8.41 КоАП РФ, а 24.09.2014 административным органом в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление N 10-35/1899, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с ст. 1, 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.06.2011 N 498 "Об утверждении положения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО" Департамент осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент), сокращенное наименование - Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также - Росприроднадзор) межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Центрального федерального округа, а также территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Москвы и Московской области.
На основании изложенного, протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом Департамента в пределах предоставленных им полномочий.
Положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Согласно ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа а юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несоблюдение обязанности юридическим лицом в установленные сроки внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-0 платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Обязанность по внесению платы распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы).
Под термином "природопользование", предусмотренным Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, понимается пользование природной средой (природой), которая включает совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), природных и природно-антропогенных объектов.
Срок внесения платы установлен Приказом Ростехнадзора N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" от 08.06.2006: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления11 (далее - Закон N 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Таким образом, Законом "Об отходах производства и потребления" определен момент возникновения права собственности на отходы (момент образования отхода) и приобретатель данного права. Согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов. Все обязанности в отношении своего имущества (бремя содержания имущества), в частности и отходов производства и потребления, возлагаются на собственника (ст. 210 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ). В соответствии со ст. 236 ГК РФ собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, что не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). У ЗАО "ЩУКА" такого договора нет.
Договор (по содержанию не являющийся договором купли-продажи, мены, дарения, не имеющий признаков сделки об отчуждении отходов) на вывоз отходов для их размещения не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к той специализированной организации, которая оказывает услугу по вывозу мусора, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.
Таким образом, из приведенных норм действующего законодательства следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной, или сопровождающейся выбросом вредных (загрязняющих) веществ, вредным физическим воздействием на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, является наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ), которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как установлено и подтверждено материалами дела, Общество осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.110, ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.12.2014 по делу N А40-160441/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "Щука" (123182, г. Москва, ул. Щукинская, д. 42) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 (две тысячи) рублей, как ошибочно уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160441/2014
Истец: ЗАО "Щука"
Ответчик: Департамент Росприрод надзора по ЦФО, ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (ДЕПАРТАМЕНТ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ЦФО)