г. Пермь |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А50-8124/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края (ОГРН 1055906508679, ИНН 5921018642) - Матюшина Я.Г., паспорт, доверенность от 25.12.2014 года;
от заинтересованного лица Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) - Гаряева Н.Д., удостоверение, доверенность от 25.12.2014 года; Сенько Д.В., удостоверение, доверенность от 31.03.2015 года;
от третьих лиц 1) Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (ОГРН 1025900538993, ИНН 5902290931), 2) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 590229321), 3) Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная библиотека" (ОГРН 1035901458702, ИНН 5913005304) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2015 года
по делу N А50-8124/2014,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края
к Министерству финансов Пермского края
третьи лица: 1) Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (ОГРН 1025900538993, ИНН 5902290931), 2) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 590229321), 3) Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральная библиотека" (ОГРН 1035901458702, ИНН 5913005304)
о признании недействительным ненормативного акта в части,
установил:
Администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания, содержащегося в результативном письме Министерства финансов Пермского края (далее - ответчик, Минфин Пермского края) от 19.02.2014 N СЭД-39-07-0Б-307 в части восстановления в бюджет Пермского края средств в сумме 2 438 791,3 руб., а также в части возврата переплаты в сумме 1 568 463,53 руб., в том числе в доход бюджета Пермского края 1568 460,33 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2015 года заявленные требования удовлетворены в части, предписание, содержащееся в результативном письме Министерства финансов Пермского края от 19.02.2014 N СЭД-39-07-06-207 признано недействительным в части осуществления возврата переплаты в доход бюджета Пермского края в сумме 1 498 856,00 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять в указанной части новый судебный акт.
В обоснование жалобы Администрация указывает на то, что Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2012 N 495-п после соответствующих согласований с уполномоченными органами был утвержден общий объем средств на сумму, указанную в заявке муниципального образования на покупку и установку светодиодного экрана, что соответствует целям и мероприятиям Приоритетного регионального проекта (далее - ПРП) "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы".
Министерством финансов представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заинтересованного лица возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах требований, оспариваемых в жалобе.
Как следует из материалов дела, в период с 14.10.2013 по 22.11.2013 Минфином ПК на основании норм бюджетного законодательства, в соответствии со Сводным планом контрольной деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края на IV квартал 2013 года, приказом Минфина ПК от 09.10.2013 N СЭД-39-01-22-204, удостоверения на проведение ревизии от 11.10.2013 N проведена проверка МБУК "ЦБ" на предмет использования средств, выделенных в рамках ПРП "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы" на выполнение предписаний надзорных органов, проведение ремонтных работ, оснащение оборудованием и инвентарем объектов социальной сферы в рамках комплексной ревизии исполнения расходной части бюджета Губахинского муниципального района Пермского края и городского округа "Город Губаха" Пермского края.
По результатам проверки составлены акт от 18.10.2013 (л.д.27-34 т.1), акт проверки от 01.11.2013 (л.д.37-49 т.1), акт ревизии N 36 от 22.11.2013 (л.д.50-87 т.1).
Указанными документами зафиксированы нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермского края, муниципального образования г. Губаха, в том числе, нецелевое использование бюджетных средств, выделенных из бюджета Пермского края на сумму 2 438 791,30 руб., в результате осуществления в 2012, 2013 годах расходов, не соответствующих целям и мероприятиям ПРП "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы", в том числе МБУК "ЦБ" на оплату работ по установке светодиодного экрана, оборудования для монтажа системы охранного телевидения и охранной сигнализации на экран.
Изложенные в названных актах нарушения послужили основанием для направления в адрес заявителя результативного письма от 19.02.2014 N СЭД-39-07-06-307.
Полагая, что предписание Минфина ПК, содержащееся в результативном письме, в соответствующей части не соответствует требованиям БК РФ и возлагает незаконные обязанности, Администрация обратилась в суд с заявлением по настоящему делу в порядке гл. 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в обжалуемой части пришел к выводу о нецелевом использовании средств бюджета Пермского края в сумме 2 483 791,3 руб. (ст.ст.289,306.4 БК РФ), допущенного в результате принятия и оплаты расходов МБКУ "ЦБ" на установку светодиодного экрана и стоимости оборудования, не связанных с целями м мероприятиями ПРП.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статья 38 БК РФ определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 289 БК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью либо иным правовым основанием их получения.
В силу статьи 306.4 БК РФ (действующей на момент проведения проверки) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 N 10-П утвержден Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы" (далее - Порядок N 10-П), который регламентирует деятельность исполнительных органов государственной власти Пермского края по предоставлению бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения при реализации приоритетных муниципальных проектов в рамках регионального проекта (далее - субсидии), критерии отбора мероприятий и объектов для финансирования, а также порядок представления отчетности по использованию указанных средств.
Министерство культуры Пермского края определено уполномоченным органом по реализации ПРП "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы" в части реализации подпроекта "Приведение в нормативное состояние объектов культуры и молодежной политики" и является главным распорядителем бюджетных средств по соответствующим подпрограммам.
Согласно п.1.2 Порядка N 10-П цель реализации ПРП приведение соответствующей материально-технической базы объектов социальной сферы в соответствии с требованиями в области защиты жизни и здоровья граждан, защиты прав потребителей, обеспечение сохранности государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, требованиям и предписаниям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю.
Мероприятиями проекта являются: выполнение предписаний надзорных органов, проведение ремонтных работ, оснащение объектов оборудованием и инвентарем (п.1.4 Порядка N 10-п).
Оснащение муниципальных учреждений социальной сферы, которые являются объектом социальной сферы в соответствии с п.1.3 Порядка N 10-п, необходимым оборудованием и инвентарем осуществляется при наличии плана мероприятий по оснащению объектов оборудованием и инвентарем в соответствии с установленными нормативами и расчета потребности в финансовых средствах (п.п.1.6.3,1.7.3 Порядка N 10-п).
Приказом Министерства культуры ПК от 26.03.2008 N СЭД-27-01-03-37 "Об утверждении нормативов по оснащению учреждений и организаций культуры и молодежной политики" (л.д.93-98 т.1) утверждены нормативы оснащенности техническими средствами, инвентарем и оборудованием муниципальных библиотек и информационных молодежных центров (приложение 2).
Решением Земского Собрания Губахинского муниципального района Пермского края от 26.01.2012 N 553 (л.д. 99 т.1) утверждено распределение средств бюджета Губахинского муниципального района и поселений, входящих в состав Губахинского муниципального района по приоритетным региональным проектами инвестиционным проектам (программам) на 2012 год.
Пунктом 2.2 Приложения к указанному решению указано мероприятие - приведение в нормативное состояние МБУК "Центральная библиотека" с распределением средств: ОМСУ 2 783,0 тыс. руб. и субсидия из бюджета Пермского края 8 349,0 тыс. руб.
Во исполнение указанных выше нормативных правовых актов Администрацией Губахинского муниципального района 26.03.2012 принято постановление N 300 "Об утверждении мероприятий по приоритетному региональному проекту "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы" на 2012 год" (с изменениями от 24.04.2012 N 414) (л.д. 100-108 т.1).
Из материалов дела следует, что в адрес Министерства культуры Пермского края была направлена заявка с приложениями (л.д.88-91 т.1), согласно которой указаны средства необходимые для выделения из бюджета Пермского края на приобретение и установку информационного экрана в сумме 3 375,0 руб.
Сумма, указанная в заявке на представление субсидии, была включена в Постановление Правительства Пермского края от 16.07.2012 N 495-п "Об утверждении общего объема средств на реализацию в 2012 году в отдельных муниципальных образованиях Пермского края подпроекта "Приведение в нормативное состояние объектов культуры и молодежной политики" приоритетного регионального проекта "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы", получившее согласование в установленном порядке заинтересованных ведомств Правительства Пермского края (лист согласования ( л.д.126-129 т.1)).
Указанным Постановлением Губахинскому муниципальному району утвержден общий объем средств по ПРП - 3 375 руб., в том числе, на оснащение оборудованием и инвентарем.
В ходе проверки установлено, что в рамках мероприятия по оснащению объектов оборудованием и инвентарем, МБУК "ЦБ" осуществлены расходы на выполнение работ по монтажу, пуско-наладке, поставке, присоединению к электрическим сетям уличного полноцветного стационарного водонепроницаемого светодиодного экрана в опорной металлической конструкции на одной опоре и оплата стоимости оборудования для монтажа системы охранного телевидения и охранной сигнализации.
В обоснование расходов представлен договор от 25.10.2012 N 035600071612000002-0178395-01, заключенный МБУК ЦБ с ООО "Хабаровское отделение Строительного управления N 405 на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, локальный сметный расчет, акт о приемке выполненных работ от 26.12.2012 N 1, счет-фактура от 26.12.2012 N 00000002 на сумму 3 456 000,00, платежные поручения от 26.12.2012 N 35080 на сумму 1 125 165,00 руб. (средства бюджета муниципального образования), от 27.06.2013 N5404155 на сумму 2 000 000,00 руб., от 03.07.2013 N5441699 на сумму 200 000,00 руб., от 10.09.2013 N5849092 на сумму 139 835,00 руб. (средства бюджета пермского края), договор поставки с ООО "Секьюрити Эксперт" от 04.2013 NСЭ-1592 на сумму 98 956,3 руб., товарная накладная, счет фактуры от 13.06.2013 NБУ-130613-046, платежное поручение от 17.06.2013 N5329999 в сумме 98 956,3 руб. (средства бюджета пермского края).
Согласно представленной рабочей документации Экран представляет собой крупногабаритное рекламное светодиодное табло, предназначенное для размещения рекламы в селитебной части города Губаха на пересечении ул. Дектярева и пр. Ленина.
Учитывая, что размещение рекламы не связано с уставной деятельностью МБУК "ЦБ" и приобретенный Экран не является необходимым оборудованием для оснащения МБУК "ЦБ" в соответствии с установленными приказом Министерства культуры ПК от 26.03.2008 N СЭД-27-01-03-37 нормативами, проверяющими сделан вывод о том, что средства бюджета Пермского края в сумме 2 438 791,3 руб. направлены на расходы, не соответствующие целям и мероприятиям ПРП "приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы".
Судом первой инстанции правомерно данные выводы признаны обоснованными, даже несмотря на то, что выделенная из бюджета Пермского края денежная сумма соответствует сумме, указанной в заявке Администрацией, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует, что ее расходование может осуществляться вне мероприятий ПРП "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы".
Деятельность исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на расходование указанных средств не должна противоречить целям и условиям расходования субсидий, определенных Порядком N 10-п.
Кроме того, нормативными правовыми актами Пермского края определены обязательные требования по оснащению библиотечных учреждений светодиодными экранами и оборудованием. Утвержденные нормативы обеспеченности инвентарем и оборудованием муниципальных библиотек также не предусматривают оснащенность данными техническими средствами, а также расходование на их установку и охрану.
Судом первой инстанции верно указано на то, что нецелевым использованием является не достижение цели, для реализации которой выделялись бюджетные средства, а любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо направление их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении на конкретные цели, является нарушением бюджетного законодательства.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что спорный светодиодный экран используется не только для целей библиотечного учреждения, а для решения иных вопросов, относящихся к вопросам местного значения и соответственно финансируемых за счет средств муниципального образования (л.д.52-53 т.3, л.д.95, т.3, л.д.126-232, т.3).
На основании изложенного, апелляционная коллегия признает верным вывод суда первой инстанции о нецелевом использовании средств бюджета Пермского края в сумме 2 483 791,3 руб. (ст.ст.289,306.4 БК РФ), допущенного в результате принятия и оплаты расходов МБКУ "ЦБ" на установку светодиодного экрана и стоимости оборудования, не связанных с целями м мероприятиями ПРП.
Таким образом, денежные средства, выделенные из бюджета Пермского края на сумму 2 438 791,30 руб., в результате осуществления в 2012, 2013 годах расходов, не соответствующих целям и мероприятиям ПРП "Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы", в том числе МБУК "ЦБ" на оплату работ по установке светодиодногно экрана, оборудования для монтажа системы охранного телевидения и охранной сигнализации на экран, правомерно признаны подлежащими возврату в бюджет Пермского края.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на приказ Министерства культуры ПК от 29.10.2014 N СЭД-27-01-09-503(л.д.54,т.4) о внесении в нормативы оснащенности учреждений культуры и молодежной политики соответствующих изменений как на доказательство правомерности расходования бюджетных средств на приобретение видеоэкрана в силу положений ст.ст. 5,12,65,83 БК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2015 года по делу N А50-8124/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8124/2014
Истец: Администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края
Ответчик: Министерство финансов Пермского края
Третье лицо: Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4416/15
07.04.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13126/14
19.01.2015 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8124/14
07.10.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13126/14
15.08.2014 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-8124/14