г. Москва |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А40-200431/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 января 2015 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-200431/2014 (149-1616)
по заявлению ОАО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ" (ОГРН 1037739097747, 124460, г.Москва, ул.Конструктора Гуськова, д.1, стр.1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 30 января 2015 года ОАО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 28.11.2014 N 1503-584/2014, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа 10 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 272.1 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции сделал выводы, которые соответствуют смыслу и содержанию норм, подлежащих применению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента от 24.06.2014 N 1505-362/2014 в отношении ЗАО НПО "ЭЛАС" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2014 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
В ходе проведения плановой проверки 15.10.2014 установлено, что по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Конструктора Гуськова, д.1, стр. 1 (договор аренды N 32/10 от 01.07.2010) свою хозяйственную деятельность на основании Устава также осуществляет ОАО "Завод "Компонент".
В процессе производственной деятельности ОАО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ", по адресу: г. Москва. Зеленоград, ул. Конструктора Гуськова, д.1, стр. 1 за 2013 год, у заявителя образовалось 0,15 т отходов 1 класса опасности (в том числе ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки 0,15 т); 4,0 т отходов 2 класса опасности (в том числе отходы не галогенизированных органических растворителей и их смесей 4,0 т); 15.833 т отходов 3 класса опасности (в том числе лаки и краски старые затвердевшие 0,28 т, масла индустриальные отработанные 1,0 т. масла турбинные отработанные 0,5 т. обтирочный материал загрязнённый маслами 0,15 т. отходы неорганических кислот и их солей 12,65 т, песок загрязнённый маслами 0,06 т. шлам от гидрофильтра 0.671 т, текстиль загрязнённый ЛКМ 0,522 т); 133,341 т отходов 4 класса опасности (в том числе осадки после механической и биологической очистки муниципальных сточных вод 11.2 т. отходы металлические одноразовые отработанные 0.001 т. перчатки латексные одноразовые отработанные 0.033 т. эмульсия и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные 14.3 т, клавиатура манипулятор "мышь", соединительные провода 0,01 т, мусор от бытовых помещений организации несортированный 65.98 т. отходы образивных материалов в виде пыли и порошка 0,028 т. смет с территории, не вошедший в другие позиции 41,38 т, текстиль загрязнённый (ткани и фильтры загрязнённые фоторезистом) 0.238 т, фоторезист плёночный 0.048 т. шлак сварочный 0.085 т); 86.5734 т отходов 5 класса опасности (в том числе лом чёрных металлов несортированный 3.77 т. стружка алюминиевая незагрязнённая 1.18 т. стружка латуни незагрязнённая 0.25, абразивные круги отработанные 0,056 т, бой кирпичной кладки при ремонте зданий 15.0 т, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные 1,12 т, мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный 60,0 т, опилки натуральной чистой древесины 0,56 т, остатки и огарки стальных сварочных электродов 0.13 т, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности 3.235 т. отходы затвердевшего компаунда 0,06 т, отходы полиэтилена в виде плёнки 0,069 т. отходы стекловолокна 0,016 т. отходы твёрдого акрилонитрилбутадиенстирола 0,056 т, отходы твёрдого полистирола 0.022 т, отходы упаковочной бумаги незагрязнённые 0,035 т. стеклянный бой незагрязнённый 1,0 т, шкурка шлифовальная отработанная 0,0024 т).
Отходы 1 и 2 классов опасности переданы на обезвреживание, 1,5 т отходов 3 класса опасности передано для использования, 14.273 т отходов 3 класса опасности передано на обезвреживание, 25,572 т отходов 4 класса опасности передано на обезвреживание, 107,769 т отходов 4 класса опасности передано на захоронение, 7,2 т отходов 5 класса опасности передано для использования, 79,3734 т отходов 5 класса опасности передано на захоронение.
В соответствии с договором аренды N 32/10 от 01.07.2010 и информационным письмом от 10.10.2014 N 68/1889 отчётность о природоохранной деятельности ЗЛО НПО "ЭЛАС" ведётся совместно с отчётностью ОАО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ", при этом ответственность за сроки её предоставления в Департамент Росприроднадзора по ЦФО ОАО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ" несёт самостоятельно.
Административный орган указал, что Обществом своевременно не был представлен отчет (форма 2-ТП) об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2013 год до 01.02.2014 г. в Департамент Росприроднадзора по ЦФО.
25 ноября 2014 года должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии представителя общества - составлен протокол об административном правонарушении N 1503-584/2014, которым ОАО "Завод "Компонент" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 28.11.2014 г. N 1503-584/2014, вынесенным при участии представителя общества ОАО "Завод "Компонент" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Считая, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов, ОАО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции, вопреки доводам заявителя, дана надлежащая правовая оценка собранным по делу доказательствам, которую поддерживает и апелляционный суд.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Под сокрытием информации понимается несообщение соответствующим обязанным лицом информации о состоянии окружающей среды, когда у него имеется данная информация (т.е. в данном случае речь идет либо о бездействии лица, либо о сочетании действия и бездействия).
Под умышленным искажением понимается внесение изменений в данные, содержащиеся на каком-либо материальном носителе (материальный подлог), либо непосредственное внесение недостоверных данных при составлении документа (интеллектуальный подлог).
Несвоевременное сообщение предполагает пропуск срока, установленного для представления соответствующей информации.
Согласно ч. ч. 1. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51 Закона об охране окружающей среды).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация. нейтрализация, прессование, тарирование и др.) транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека, при этом степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем (п. 2.3).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, в том числе предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц. а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (ч. 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 2).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 утверждена отчетность - годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты).
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики (Министерства экономического развития Российской Федерации) от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" срок предоставления сведений для юридических лиц установлен 1 Февраля после отчетного периода.
Форма 2-ТП (отходы) за 2013 год в Департамент Росприроднадзора по ЦФО должна быть представлена не позднее 01.02.2014.
Субъектами вменяемого административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ, являются не только организации специализирующиеся на обращении с отходами производства и потребления, а хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы.
Следовательно, бразования ОАО "Завод "Компонент" отходов производства и потребления, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, общество обязано своевременно предоставлять экологическую информацию в компетентные органы (Департамент Росприроднадзора по ЦФО и иные).
ОАО "Завод "Компонент" осуществляя свою хозяйственную деятельность, не организовало своевременное предоставление экологической информации за 2013 год по форме 2-ТП "отходы" в Департамент Росприроднадзора по ЦФО до 01.02.2014, представив ее 26.02.2014, чем нарушило требования ч.1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", то есть допустило совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.
Поскольку факт сокрытия информации о количестве переданных отходов на размещение (форма N 2-ТП (отходы)) не представленной, в установленные сроки подтверждается материалами дела и обществом не опровергнут, административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Завод "Компонент" состава административного правонарушения.
ОАО "Завод "Компонент" не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу статьи 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды в городе Москвы.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30 января 2015 года по делу N А40-200431/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200431/2014
Истец: ОАО "ЗАВОД "КОМПОНЕНТ"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Управление государственного экологического Контроля, Департамент природопользования и охраны окружающей среды гор.Москвы