г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А21-6719/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Шестаковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца: Бондарев Ю.А., доверенность от 22.12.2014,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4084/2015) КЖД филиал ОАО "РЖД
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.12.2014 по делу N А21-6719/2014 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Калининградский морской торговый порт"
к Калининградской железной дороге - филиал открытого акционерного общества "РЖД" о взыскании,
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградский морской торговый порт" (далее - Истец, Порт) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Ответчик, РЖД), в котором просит взыскать с Ответчика 5 824,71 руб. незаконно списанных с лицевого счета Истца.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.12.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу возражал по доводам жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Ответчик своего представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Истцом (Владелец) и Ответчиком (Перевозчик) заключен Договор N 101 от 23.11.2009 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Калининградский морской торговый порт" при станции Калининград-Сорт. Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Договор).
В соответствии с Договором осуществляется локомотивом Перевозчика подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего:
- пути Северного парка Владельца N N 30,31,32,34,35 через стрелочный переводN 278 к четной горловине Сортировочного парка станции Калининград-Сортировочный;
- через стрелочный перевод N 663 к Южному парку станции Калининград-Сортировочный;
- пути N N 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27 через стрелочный перевод N 61 к Передаточному парку станции.
Из текста договора следует, что подача и уборка вагонов с путей необщего пользования производится по уведомлениям круглосуточно с регистрацией уведомлений в Книге уведомлений формы ГУ-2 ВЦ за подписями уполномоченных представителей Владельца и Перевозчика.
В п.10 Договора предусмотрено, что о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке Владелец письменно уведомляет Перевозчика (станцию Калининград-Сортировочный) с указанием номеров вагонов.
Согласно п. 11 Договора готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком с мест погрузки, выгрузки в течение 6 часов после получения от Владельца уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке.
Пунктом 13 Договора предусмотрено, что время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки в соответствии с Приложением N 1 к Договору на основании памятки приемосдатчика, оформленной на всю одновременно поданную партию вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения Перевозчиком от Владельца уведомления о завершении грузовой операции и готовности к уборке вагонов всей одновременно поданной партии вагонов к месту погрузки, выгрузки. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы ч случае их составления.
Согласно п.14 Договора на железнодорожном пути необщего пользования Владельцу устанавливаются технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов. Так согласно п. "б" п.14 Договора на выгрузку металлопродукции (слябы весом места свыше 15 тонн) из полувагонов или платформ установлена норма выгрузки 0,48 часа.
В п.20.1 "б" Договора предусмотрено, что Владелец уплачивает Перевозчику кроме прочего плату за пользование вагонами согласно Тарифного руководства N 2.
Из п. 22 Договора следует, что за время ожидания подачи или приема Владельцем вагонов, не принадлежащих Перевозчику и следующих в адрес Владельца и иных грузополучателей, грузоотправителей, которым производится подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Владельца, по причинам, зависящим от Ветвевладельца и указанных грузополучателей, грузоотправителей, Владелец вносит Перевозчику плату за нахождение подвижного состава, не принадлежащего Перевозчику, на инфраструктуре РЖД в размере платы за пользование вагонами, определяемой в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2. Факт нахождения указанных вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется актами общей формы ГУ-23.
Из п. 20.2 Договора следует, что расчеты по Договору производятся в соответствии с Договором на организацию расчетов N 582-КЛГ от 31.08.2009 г, код ЛС 1000942789.
Договором на организацию расчетов N 582-КЛГ от 31.08.2009 г. регулирует отношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при оказании услуг, оплату по которым осуществляет Истец.
В рамках указанного договора Истцу в ТЦФТО Калининградской железной дороги открыт лицевой счет 1000942789.
Как следует из материалов дела 16.11.2013 г. в 20ч.00 мин. (МСК), на основании памятки приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ N 7976 от 16.11.2013 г. (далее - памятка N 7976), под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования N 20 Порта были поданы вагоны с грузом "слябы" весом грузового места свыше 50 тонн, выгрузка которых производится двумя кранами в спаренном режиме.
По истечении технологических норм выгрузки слябов из вагонов в 03ч.57 мин. 17.11.2013 г.(МСК) РЖД были составлены акты общей формы ГУ -23ВЦ N N 5/4298, 5/4305, 5/4303, 5/4304 о задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их подачи под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования Порта N 20 из-за занятости мест выгрузки с 03 час.57 мин. до 08 час.08 мин.(МСК) 17.11.2013 г..
Время задержки вагонов в ожидании подачи их к месту выгрузки, согласно указанным актам общей формы, составила 4ч.11 мин..
По ведомостям подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ N N 114144, 114145 Порту была начислена плата за пользование вагонами в размере 5 824,71 руб., включая НДС, за нахождение подвижного состава, не принадлежащего Перевозчику, на инфраструктуре РЖД.
Истцом подтверждено и Ответчиком не отрицается, что с лицевого счета Истца 1000942789 на основании вышеуказанных документов и акта от 20.11.2013 г. за период с 16.11.2013 г. по 20.11.2013 г. снята сумма 5 824,71 руб., включая НДС.
Указанный акт подписан Портом с возражениями.
Порт согласен, что простой вагонов на путях общего пользования, за которые начислена спорная сумма платы, произошел из-за занятости фронта выгрузки вагонами, поданными под выгрузку по памятке N 7967, по причине нарушения технологических норм выгрузки с 03ч.57 мин. 17.11.2013 г. до 08ч.08 мин. 17.11.2013 г., что нашло отражение в актах общей формы, ведомостях подачи и уборки вагонов и поэтому указанные документы были подписаны Портом без возражений.
Вместе с тем, как указывает Порт, нарушение технологических норм выгрузки произошло не по вине Порта, а в результате неблагоприятных погодных условий 16.11.2013 г. с 18.00 ч по 24.00 ч. - ветре скоростью 11-м/с. При данной скорости ветра работа по выгрузке груза "слябы" весом грузового места свыше 50 тонн, поступивших по памятке N 7967, была невозможна. Выгрузка слябов такой массы производится двумя кранами в спаренном режиме, а при силе ветра скоростью свыше 10-м/с работа данных кранов запрещена.
Порт обратился к РЖД с претензионным требованием восстановить неправомерно списанную со его лицевого счета денежную сумму 5 824,71 руб., включая НДС.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Аналогичная норма содержится в пунктах 3.1, 6 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.06.2003 N 4764), утвержденными Приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (ред. от 04.05.2009).
Из представленных Портом документов следует, что невыполнение технологических норм выгрузки груза "слябы" (заготовки стальные) весом грузового места свыше 50 тонн произошло по причине неблагоприятных метеоусловий - ветра скоростью свыше 10 м/сек, что подтверждено справкой N 1551 от 21.11.2013 г. Калининградского ЦГМС - филиала ФГБУ "Северо-Западное УГМС".
Портом подтверждено, что выгрузка слябов (заготовок стальных) весом грузового места свыше 50 тонн производится Портом двумя спаренными кранами.
Из Плана Порта по организации работ по выгрузке слябов весом до 60т из полувагонов, утвержденного 07.09.2012 г. следует, что груз - слябы весом до 60т разгружается по технологической схеме полувагон-кран(спар.)-склад. Выгрузка слябов из полувагонов производится портальными кранами N N 52, 53 "Феникс" г/п 50т и "Кондор" г/п 40т в спаренном режиме. Работы по подъему и переносу слябов спаренными кранами надлежит производить только в светлое время суток и при скорости ветра не более 10-м/сек.
Согласно Приказа Порта N 490 от 24.12.2009 г.(п.1.5) спаренная работа кранов должна быть прекращена при достижении скорости ветра значением 10-м/сек и более.
Согласно представленной Портом в материалы дела справке N 1551 от 21.11.2013 г. Калининградского ЦГМС - филиала ФГБУ "Северо-Западное УГМС" скорость ветра 16.11.2013 г. с 03.00 час. по 24.00 час. была зафиксирована более 10 м/сек ( 12, 15, 14, 11, 12, 11 м/сек).
Проанализировав зафиксированные в названной справке погодные условия в совокупности п.1.5. Приказа Порта N 490 от 24.12.2009 и п. 4.2.25. Правил охраны труда в морских портах (ПОТ РО-152-31.82.03-96), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о невозможности производства ответчиком погрузо-разгрузочных работ в спорный период.
По смыслу статьи 39 УЖТ РФ обстоятельства непреодолимой силы, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, являющиеся основанием для освобождения грузополучателя от платы за пользование вагонами железной дороги, должны носить внешний характер по отношению к предпринимательской деятельности субъекта договорных отношений. Воздействие таких явлений происходит извне, непредотвратимо и не зависит от воли людей.
В телеграмме открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 29.07.2004 N ЦМД-15/39/ЦФД "Разъяснения по начислению платы за пользование вагонами, контейнерами при объявлении временного ограничения или прекращения погрузки и перевозки грузов" (с учетом изменений от 28 декабря 2005 года N ЦФТОТ-17/38/ЦМ/ЦФД-16) указано, что при наличии заключения, выданного компетентными органами, об отнесении к непреодолимой силе обстоятельств, вследствие которых произошла задержка вагонов, контейнеров (например, метеоусловий, запрещающих выполнение операций по погрузке и выгрузке грузов), или конвенционного запрещения, в том числе связанного с закрытием речных переправ, грузополучатели, грузоотправители, владельцы железнодорожных путей необщего пользования до окончания действия указанных запрещений освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов за хранение грузов. При этом на вышеуказанные обстоятельства оформляется акт общей формы ГУ-23, к которому прилагается указанное заключение. В случаях предоставления такого заключения после начисления платы за пользование вагонами, контейнерами и штрафов в соответствии со статьями 62, 99, 100, 101 Устава, при предъявлении претензии согласно статье 120 Устава, должен быть произведен возврат взысканных сумм.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.12.2014 по делу N А21-6719/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6719/2014
Истец: ОАО "Калининградский морской торговый порт"
Ответчик: КЖД филиал ОАО "РЖД"