г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А56-43183/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Скобин Ю.В., доверенность от 27.03.2015;
от ответчика: Чеклаков А.Г., доверенность от 30.12.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3914/2015) дачного некоммерческого партнерства "ОНИКС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2014 по делу N А56-43183/2014 (судья Бобарыкина О.А.), принятое
по иску дачного некоммерческого партнерства "Оникс" (адрес: 188377, Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи села Орлино; ОГРН 1114705004578; ИНН 4705054115)
к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" (адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1; ОГРН 1027809170300; ИНН 7803002209)
о присуждении к исполнению обязанности,
установил:
Дачное некоммерческое партнерство "Оникс" (далее - ДНП "Оникс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") выполнить организационно-технические мероприятия по обеспечению технологического присоединения до границ участка Партнерства и осуществить технологическое присоединение электроустановок истца к электрическим сетям ответчика в соответствии с условиями заключенного договора технологического присоединения от 18.10.2011 N ОД-ГтЭС-7384-11/15535-Э-11.
Решением от 26.12.2014 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ДНП "Оникс" просит решение суда от 26.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. ДНП "Оникс" пояснило, что создание точки присоединения к электрическим сетям (в данном случае - опоры) является обязанностью сетевой компании в силу закона и договора.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2014 проверены в апелляционном порядке. В судебном заседании объявлялся перерыв для представления пояснений об объеме мероприятий, включенных в цену технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Ленэнерго" (сетевая организация) и ДНП "Оникс" (заявитель) заключен договор от 18.10.2011 N ОД-ГтЭС-7384-11/15535-Э-11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с которым сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройства заявителя на земельном участке для дачного строительства, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих характеристик:
максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 225 кВА;
категория надежности - третья;
класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 10 кВ;
ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 Договора, мощность - кВА.
В силу пункта 1 дополнительного соглашения N 1 к договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 15.04.2014.
То обстоятельство, что сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств истца к электрическим сетям, послужило основанием для обращения ДНП "Оникс" с настоящим иском в арбитражный суд.
ОАО "Ленэнерго" возражает против иска ссылкой на отсутствие обязанности сетевой организации по выполнению иных работ, не связанных с непосредственно технологическим присоединением.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела пришел к следующим выводам.
Договор технологического присоединения по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг. В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 135-ФЗ) его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки подлежат государственному регулированию в электроэнергетике.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 35-ФЗ нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Пунктом 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере электроэнергетики отнесены, в том числе, установление порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям, правила оказания этих услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Правилами установлено, что любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с Правилами. Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункты 3, 4 Правил). Пунктом 6 Правил, в числе прочего, предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 30 Правил во втором и третьем абзацах установлено, что сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования). Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора. При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В настоящем случае, при подписании технических условий, на заявителя возложена обязанность выполнить ряд мероприятий для присоединения к электрическим сетям (пункт 11 технических условий), доказательств выполнения которых заявитель не представил.
В соответствии с пунктом 34 Приказа ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики определяется по мероприятиям, предусмотренным приложением N 1 к Методическим указаниям. В число мероприятий включены:
- строительство воздушных и (или) кабельных линий;
- строительство пунктов секционирования;
- строительство комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ;
- строительство центров питания подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС).
Плата за технологическое присоединение конкретного Заявителя должна включать расходы, рассчитываемые на основании ставок, утвержденных в соответствии с приложением N 2 по мероприятиям, которые необходимо осуществить, в зависимости от присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики на основании поданной заявки.
Как следует из договора от 18.10.2011 N ОД-ГтЭС-7384-11/15535-Э-11 об осуществлении технологического присоединения, плата за технологическое присоединение не рассчитана на строительство объектов электросетевого хозяйства, строительство этих объектов прямо возложено на заявителя. Без изменения условий договора требование к сетевой организации о строительстве объектов электросетевого хозяйства не основано на обязательстве.
Льготные ставки (550 рублей) за технологическое присоединение потребителей с максимальной присоединенной мощностью энергопринимающих устройств не превышающей 15 кВт, предусмотренные приказом Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) от 25.02.2011 N 22-п, на ДНП "Оникс" не распрстраняются.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в иске, что не препятствует осуществлению технологического присоединения после строительства объектов электросетевого хозяйства обязанным лицом.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2014 по делу N А56-43183/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43183/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2016 г. N Ф07-767/16 настоящее определение оставлено без изменения
Истец: Дачное Некоммерческое Партнерство "ОНИКС"
Ответчик: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-767/16
14.01.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30168/15
13.10.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43183/14
06.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3732/15
08.04.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3914/15
26.12.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43183/14