г. Вологда |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А44-4912/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 февраля 2015 года по делу N А44-4912/2014 (судья Янчикова Н.В.),
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Боровичского муниципального района (место нахождения: 174411, Новгородская область, город Боровичи, улица Коммунарная, дом 48; ОГРН 1025300991572, ИНН 5320002630; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1; ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; далее - Министерство финансов РФ) о взыскании 640 500 руб. убытков, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье, имеющей ребенка - инвалида.
Определением суда от 06.11.2014 по ходатайству Комитета на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1; ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776; далее - Департамент финансов).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент труда и социальной защиты населения Новгородской области и Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области.
Решением суда от 03 февраля 2015 года исковые требования Комитета удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 640 500 руб. убытков. В удовлетворении исковых требований к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области отказано.
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Новгородской области с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не являлся участником судебного спора, рассмотренного Боровичским районным судом, о предоставлении Тарасовой Евгении Аркадьевне, действующей в интересах несовершеннолетнего Тарасова Дмитрия Владиславовича, жилого помещения во внеочередном порядке. Комитет в государственные органы Российской Федерации за компенсацией расходов, связанных с предоставлением жилого помещения, не обращался. Кроме того, жилищное законодательство предусматривает выделение отдельным категориям граждан жилых помещений только по договорам социального найма. В данном случае доказательств предоставления семье Тарасовой Е.А., имеющей ребенка - инвалида, жилого помещения по договору социального найма не представлено, платежное поручение от 24.07.2014 N 544765 подтверждает лишь факт перечисления денежных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Департамент финансов в представленном в суд отзыве доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области в письменных пояснениях указал на несогласие с принятым судебным актом, просил отказать Комитету в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно и материалов дела, вступившим в законную силу решением Боровичского районного суда Новгородской области от 27.04.2012 по делу N 2-616/2012 установлено, что несовершеннолетний сын Тарасовой Евгении Аркадьевны Тарасов Дмитрий Владиславович, 25.04.2001 года рождения, страдает хроническим заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
На основании распоряжения администрации Боровичского городского поселения от 17.01.2011 N 10-РЗ Тарасова Е.А. в составе семьи из 4 человек принята на учет и внесена в списки общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Указанным выше решением Боровичского районного суда Новгородской области от 27.04.2012, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Новгородского областного суда от 25.07.2012, на администрацию Боровичского городского поселения возложена обязанность предоставить Тарасовой Е.А. жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди (с учетом требований части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)) в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Между администрацией города Боровичи и администрацией Боровичского муниципального района на основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и решения Совета депутатов города Боровичи от 26.03.2013 N196 "О передаче полномочий по решению вопросов местного значения", решения Думы Боровичского муниципального района от 25.04.2013 N233 "О принятии к осуществлению части полномочий администрации города Боровичи по решению вопросов местного значения" 12.07.2013 подписано соглашение, предусматривающее передачу Администрацией города Боровичи администрации Боровичского муниципального района части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан жилыми помещениями.
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 13.03.2014 в связи с отсутствием в реестре муниципального жилищного фонда благоустроенного жилого помещения размером не менее 21 кв.м изменен способ исполнения решения суда от 27.04.2012: на администрацию Боровичского муниципального района возложена обязанность по выплате Тарасовой Е.А. 640 500 руб. (денежного эквивалента стоимости благоустроенного жилого помещения размером не менее 21 кв.м).
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 06.06.2014 изменен порядок исполнения вышеуказанного определения суда от 13.03.2014. Обязанность по выплате Тарасовой Е.А. 640 500 руб. возложена судом на Комитет.
Платежным поручением от 24.07.2014 N 544765 денежные средства в размере 640 500 руб. перечислены Комитетом Тарасовой Е.А.
Указывая, что выплаченная Тарасовой Е.А. сумма фактически является убытками муниципального образования, подлежащими возмещению за счет средств Российской Федерации, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что расходы, возникшие у истца в связи с исполнением решения Боровичского районного суда Новгородской области от 27.04.2012, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с абзацем первым статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца второго преамбулы Закона N 181-ФЗ предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Закона N 181-ФЗ предусматривают разное правовое регулирование порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и после указанной даты. Так, в соответствии с нормами абзацев второго и четвертого статьи 17, а также нормами статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В отношении лиц, вставших на учет после 1 января 2005 года, абзац третий статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусматривает, что в таком случае инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда данным категориям граждан могут предоставляться органами местного самоуправления по договорам социального найма в случае наделения муниципальных образований в установленном законодательством порядке соответствующими государственными полномочиями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гарантировано гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в соответствующий перечень, право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
В силу положений части 1 статьи 14, статей 52, 54, 56, 57 ЖК РФ ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилых помещений гражданам по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления.
В части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.06.2013 N 499/13, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений соответствующим категориям граждан по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления, выполняя требования федерального и регионального законодательства по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, вправе претендовать на возмещение понесенных расходов из бюджета соответствующего уровня.
Комитет исполнил возложенную на него судебными актами обязанность по выплате семье, имеющей ребенка-инвалида, денежных средств на приобретение жилого помещения, вместе с тем федеральный орган государственной власти встречную обязанность по компенсации расходов Комитета, связанных с реализацией названных полномочий, не исполнил.
В материалы дела Министерством финансов РФ не представлено доказательств того, что Российской Федерацией субъекту - Новгородской области или органу местного самоуправления были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законодательством льгот, исковое требование правомерно удовлетворено судом на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В свете изложенного вывод суда первой инстанции о том, что расходы, возникшие у истца в связи с исполнением решения Боровичского районного суда от 27.04.2012, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации, является правильным.
Довод апеллянта о том, что Комитет не обращался в государственные органы Российской Федерации за компенсацией расходов, связанных с предоставлением жилого помещения, отклоняется апелляционным судом. Как следует из письма Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 07.20.2014 N 20-1703/3495 (т. 1. л. 81), соответствующее обращение направлялось истцом апеллянту. Вместе с тем в указанном ответе Управление Федерального казначейства по Новгородской области указало истцу на отсутствие правовых оснований для возмещения средств, выплаченных Комитетом Тарасовой Е.А. во исполнение определения Боровичского районного суда от 06.06.2014 по делу N 2-616/2012.
То обстоятельство, что фактически жилое помещение Тарасовой Е.А. по договору социального найма не предоставлялось и в связи с изменением судом способа исполнения судебного акта данному лицу была выплачена Комитетом денежная компенсация, не может служить основанием, освобождающим органы государственной власти Российской Федерации от несения расходов по обеспечению жилищных прав граждан, имеющих детей-инвалидов, гарантированных федеральным законодательством.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Новгородской области - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 февраля 2015 года по делу N А44-4912/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4912/2014
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района
Ответчик: Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российская Федерация -Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Новгородской области, Россиская Федерация -Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Новгородской области
Третье лицо: Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области, Департамент труда и социальной защиты Новгородской области