город Ростов-на-Дону |
|
08 апреля 2015 г. |
дело N А32-31072/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2015 по делу N А32-31072/2014
по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к администрации города Сочи
при участии третьих лиц: Федерального агентство научных организаций, Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Краснополянская опытная станция пчеловодства"
об обязании принять имущество в муниципальную собственность,
принятое судьей Шевченко А.Е.,
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - истец, ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи об обязании ответчика принять в муниципальную собственность муниципального образования г. Сочи (далее - ответчик, администрация) следующие жилые дома:
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые дали, 76;
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Казачий Брод, ул. Краснофлотская, 11В;
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Джапаридзе, 129;
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Джапаридзе, 132;
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Джапаридзе, 134.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство научных организаций, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Краснополянская опытная станция пчеловодства".
Решением от 03.02.2015 иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован доказанностью того, что уполномоченный орган муниципального образования необоснованно уклонился от принятия в муниципальную собственность указанных объектов, являющихся в силу закона муниципальной собственностью.
Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим: ТУ ФАУГИ не представлен полный пакет документов, предусмотренный частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, в том числе выписки из реестра федерального имущества, копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также копии технических паспортов; отсутствуют доказательства направления администрацией в адрес территориального управления предложения о передаче объектов жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную собственность; ТУ ФАУГИ не представлено доказательств достижения соглашения с иными собственниками общего имущества указанных объектов недвижимости о передаче общего имущества в муниципальную собственность.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства. Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 24.03.2014 ТУ ФАУГИ принято распоряжение N 119-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленного на праве оперативного управления за Государственным научным учреждением Краснополянская опытная станция пчеловодства Научно-исследовательского института пчеловодства Российской академии сельскохозяйственных наук, в собственность муниципального образования город-курорт Сочи". Согласно приложению к названному распоряжению к передаче из федеральной собственности в собственность МО администрации предлагается следующее имущество:
- жилой дом, общежитие на 193 места (за исключением приватизированных квартир и комнат), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые дали, 76;
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Казачий Брод, ул. Краснофлотская, 11В;
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Джапаридзе, 129;
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Джапаридзе, 132;
- жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Джапаридзе, 134.
07.04.2014 заявитель направил главе администрации указанное выше распоряжение, а также передаточный акт, подписанный руководителем ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае. Согласно ответу департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 16.06.2014 возможность приема спорных жилых домов в муниципальную собственность администрации будет рассмотрена после проведения обследования этих домов на предмет технического состояния.
Из содержания ответа департамента следует, что для рассмотрения вопроса о принятии в муниципальную собственность рассматриваемых домов администрация самостоятельно примет меры для обследования технического состояния домов. Претензий к представленным ТЦ ФАУГИ документам, а равно указаний на представление неполного документов в ответе департамента не содержится.
В дальнейшем администрацией не принято мер для оформления в муниципальную собственность указанного имущества. Бездействие администрации послужило поводом для обращения ТУ ФАУГИ в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предписано безвозмездно передавать в муниципальную собственность находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, а его нахождение в федеральной собственности не допускается. Недопустимость нахождения в федеральной собственности жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и их относимость к муниципальной собственности в силу прямого указания закона следует из пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1), приложения N 3 к нему, а также содержащейся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" рекомендации.
Таким образом, спорное имущество не может находиться в собственности Российской Федерации и подлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, на основании соответствующего предложения органа местного самоуправления.
Указанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ). В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П сформулирован правовой подход, согласно которому установленный порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Территориальное управление в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края.
Обязанность по обеспечению безвозмездной передачи до 1 января 2008 года в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, пунктом 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ возложена на Правительство Российской Федерации.
С учетом бездействия администрации, положения определения Конституционного Суда от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которому положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления, и не могут рассматриваться, как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость передачи имущества для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, подлежат применению с учетом иных установленных обстоятельств дела.
Вместе с тем, указанное толкование положений Закона N 122-ФЗ Конституционным Судом РФ не может являться основанием для безоговорочного отказа органов местного самоуправления от принятия объектов в муниципальную собственность. При решении данного вопроса в силу его специфики, особенностей и значимости для обеспечения реализации публичных интересов всех уровней необходимо учитывать, как указал Конституционный Суд, объективную необходимость передачи имущества.
Согласно материалам дела, спорное имущество является объектом жилищного фонда, используется для проживания граждан на территории муниципального образования.
Данные объекты жилищного фонда требует обеспечения соблюдения санитарных, градостроительных, пожарных и иных инженерно-технических норм, необходимых для комфортного и безопасного проживания граждан, пользующихся указанным имуществом в целях проживания.
Указанные вопросы в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются вопросами местного значения.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что объективная необходимость передачи спорного имущества в собственность муниципального образования обусловлена социальной необходимостью обеспечения прав граждан, проживающих в указанных жилых домах на территории муниципального образования, подведомственной администрации г. Сочи.
Кроме того, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением именно с целью установить наличие (либо отсутствие) объективных причин для непринятия жилого дома в муниципальную собственность. Спорное имущество, являющееся объектом жилищного фонда, не может находиться в федеральной собственности и подлежит передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона (Постановление N 3020-1). Согласование позиций органов публичной власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения (в том числе Российской Федерации, общества, а также лиц, проживающих в жилом доме). Поэтому длительное бездействие органа местного самоуправления само по себе не может являться достаточным основанием для отказа в принятии объекта жилищного фонда в муниципальную собственность.
Довод администрации о том, что ТУ ФАУГИ представлен не полный пакет документов отклоняется, поскольку частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность" на территориальное управление не возложена обязанность предоставлять муниципальному образованию документы на имущество, передаваемое в муниципальную собственность.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено возможное наличие права собственности физических лиц на отдельные жилые помещения в передаваемых МКД, возникшее в результате приватизации, отклоняется. Как видно из материалов дела, спорным распоряжением констатировано прекращение права оперативного управления на МКД полностью. До издания распоряжения дома находились в оперативном управлении ГНУ Краснополянская опытная станция пчеловодства НИИ пчеловодства Россельхозакадемии.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О отмечено, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме и не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бездействие администрации по приемке рассматриваемого имущества в муниципальную собственность является незаконным.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2015 по делу N А32-31072/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31072/2014
Истец: Терриоориальное управ-е Федерального агентства по управ-ю гос.имущ., ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Ответчик: Администрация города Сочи
Третье лицо: ГНУ КОСП НИИП, Федеральное агенство научных организаций, Федеральное агентство научных организаций, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРАСНОПОЛЯНСКАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПЧЕЛОВОДСТВА"