г. Вологда |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А13-5753/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северсталь-Промсервис" Колесовой Е.Н. по доверенности от 15.06.2013 N Дов/СПС-13-0090,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 января 2015 года по делу N А13-5753/2014 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северсталь-Промсервис" (ОГРН 1103528008979; ИНН 3528171465; место нахождения: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30; далее - ООО "Северсталь-Промсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087; ИНН 3525039187; место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - Отделение ФСС, Фонд, учреждение) от 31.01.2014 N 61 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04 января 2015 года заявленные требования удовлетворены частично: решение Фонда признано не соответствующим Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и недействительным в части начисления страховых взносов в размере 9874 руб. 71 коп. на суммы среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, а также в части начисления штрафа в сумме 1974 руб. 94 коп.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Отделение ФСС с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части признания недействительным решения Фонда и отказать в удовлетворении заявления Общества в этой части. Мотивируя жалобу, ссылается на то, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом не является компенсационной выплатой, не относится к пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а является предусмотренным трудовым законодательством случаем сохранения среднего заработка в рамках трудовых отношений. По мнению учреждения, суд неправомерно применил подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, поскольку названой нормой данного Закона не предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с выполнением работником семейных обязанностей. Указывает на то, что законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления не предусмотрен такой вид компенсационной выплаты, как оплата дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом, так как такая оплата является предусмотренным трудовым законодательством случаем сохранения среднего заработка в рамках трудовых отношений.
ООО "Северсталь-Промсервис" в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения. Возражений относительно частичного отказа в удовлетворении заявленных требований представителем общества не заявлено, в отзыве на апелляционную жалобу таких возражений не содержится.
Отделение ФСС надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда об удовлетворении исковых требований и при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании решения от 09.12.2013 N 895 проведена документальная выездная проверка общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств страхователем - ООО "Северсталь-Промсервис" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлены справка о проведенной документальной выездной проверке от 13.12.2013, акт от 25.12.2013 N 28104н/с и принято решение от 31.01.2014 N 61 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 9029 руб. 05 коп. Кроме того, названным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам за 2011 и 2012 годы в общей сумме 45 145 руб. 26 коп. и штраф в указанной сумме.
В ходе проверки Отделением ФСС установлено и в акте проверки зафиксировано, что в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве Обществом не включено 5 643 159 руб. 07 коп., а именно не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- на суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами (размер выплат по этим основаниям, на которые обществом не начислены указанные страховые взносы, составляет в 2011 году - 533 199 руб. 74 коп., в 2012 году - 701 140 руб. 47 коп.);
- на суммы среднего заработка, начисленные работникам в период прохождения работниками военных сборов (размер выплат по этим основаниям, на которые обществом не начислены страховые взносы, составляет в 2011 году - 126 114 руб. 78 коп., в 2012 году - 117 322 руб. 89 коп.);
- на суммы среднего заработка, начисленные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (размер выплат по этим основаниям, на которые обществом не начислены страховые взносы, составляет в 2011 году - 1 320 008 руб. 48 коп., в 2012 году - 2 845 372 руб. 71 коп.)
По мнению Фонда, общий размер недоимки за 2011, 2012 годы составил 45 145 руб. 26 коп., в том числе 9874 руб. 71 коп. - недоимка, связанная с выплатой работникам среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, 1947 руб. 50 коп. - недоимка, связанная с начислением работникам среднего заработка в период прохождения ими военных сборов, 33 323 руб. 05 коп. - недоимка, связанная с начислением работникам-донорам среднего заработка за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Не согласившись с названным решением, Общество оспорило его в судебном порядке.
По мнению Отделения ФСС, поскольку спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования в части эпизода, касающегося начисления недоимки по страховым взносам на выплату работникам среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, а также штрафа по данному эпизоду, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты не предусмотрены пунктами 1 и 2 статьи 20.1 названного Закона, не связаны с трудовыми отношениями, произведены в связи с реализацией работником своих прав и обязанностей и частично возмещаются плательщикам страховых взносов за счет бюджетных средств, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и у учреждения не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что выплаты, произведенные работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 348-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Статьей 20.2 этого Закона установлены виды выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом данная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого Фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена в статье 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона N 125-ФЗ следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и ТК РФ. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами.
Согласно части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в структуру расходов бюджета ФСС включены расходы по оплате дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
С учетом изложенного оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджета, обложению страховыми взносами не подлежит, то есть не проводится дополнительная оплата расходов ФСС за счет средств работодателя.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Отделения ФСС оснований для включения в расчетную базу для начисления страховых взносов выплат работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Следовательно, у ответчика не имелось правовых оснований для вынесения решения от 31.01.2014 N 61 в части доначисления обществу страховых взносов в размере 9874 руб. 71 коп. на суммы среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, а также в части начисления штрафа в сумме 1974 руб. 94 коп. по данному эпизоду.
В связи с этим требования общества в обжалуемой Фондом части правомерно удовлетворены судом. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 января 2015 года по делу N А13-5753/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5753/2014
Истец: ООО "Северсталь-Промсервис"
Ответчик: ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации