г.Москва |
|
8 апреля 2015 г. |
Дело N А40-180819/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ИФНС России N 15 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2015 по делу N А40-180819/14, принятое судьей Дейна Н.В. (шифр судьи 147-1517)
по заявлению ИП Черников В.В. (107395, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 14, к. 4, кв. 71)
к ИФНС России N 15 по г. Москве
об оспаривании постановления
при участии:
От заявителя: |
не явился, извещен; |
От ответчика: |
Глинская Н.А. по доверенности от 03.02.2015; Котельникова В.А. по доверенности от 10.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Черников В.В. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 15 по г. Москве (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2014 N 0080009 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.01.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы указывает на то, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 17.09.2014 года должностными лицами ИФНС России N 15 по г.Москве была проведена проверка выдачи кассовых чеков, а также проверка выполнения установленных требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения в павильоне "Кондитерские изделия", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Октябрськая, д. 39, принадлежащему ИП Черников В.В.
В 13 час. 00 мин. при продаже кондитерских изделий на сумму 161 руб. продавец Раджабова А.М. приняла денежные средства, пробила чек на ККТ Элвес Микро-К зав. N 00520206 и выдала его вместе с товаром.
После предъявления поручения па проведение проверки и служебных удостоверений сотрудниками налоговой службы проведена проверка исполнения установленных требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения. В ходе проведения данных контрольных мероприятий установлено, что в вышеуказанной ККТ используется блок электронной контрольной ленты защищенной (далее - ЭКЛЗ) N 1449693369, не зарегистрированный в налоговых органах (ККТ не перерегистрирована).
По результатам проверки был составлен акт N 0642286 от 17.09.2014.
В ходе проведения дальнейших контрольных мероприятий, а также в ходе административного расследования установлено следующее, принадлежащая ИП Черникову Виктору Владимировичу контрольно-кассовая техника "Элвес-Микро-К", зав. N 00520206, не зарегистрирована в ИФНС России N 15 по г. Москве. Вместе с тем, используемая на вышеуказанном торговом объекте ККТ имеет действующий блок ЭКЛЗ с регистрационным N 1449693369. Паспорт контрольно-кассовой техники, содержащий сведения об этой технике, в том числе отметки о её регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговый орган не представлен.
Таким образом, ЙП Черниковым Виктором Владимировичем используется ККТ с незарегистрированным блоком ЭКЛЗ, что является нарушением порядка и условий регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники.
02.10.2014 налоговым органом был составлен протокол об административном правонарушении N 0080009, в котором отражено нарушение заявителем требований п.1 ст. 2, ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в отношении ИП Черников В.В.
15.10.2014 налоговым органом вынесено постановление N 0080009, согласно которому ИП Черников В.В. привлечен к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и назначено административное наказание виде штрафа в размере 4 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорило его в судебном порядке.
Требования ст.ст. 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено, что также не оспаривается заявителем.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции исходит из наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Согласно ч. 2. ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - постановление N 506), со ст. 7 54-ФЗ осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными
предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
На основании вышеизложенного, налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
В данном случае налоговые органы действовали в пределах полномочий, определённых 54-ФЗ, постановлением N 506, приказом УМНС России по г. Москве от 29.06.2004 N 189 "Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы", ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением 54-ФЗ не содержит.
В силу ст. 254-ФЗ ККТ, включённая в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчётов и/или расчётов с использованием платёжных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии со статьёй 254-ФЗ ККТ подлежит применению на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В статьях 4 и 5 54-ФЗ предусмотрено, что требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия её регистрации и применения определяются Правительством РФ. При этом ККТ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна, как минимум: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учёта организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны, в том числе: осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах: применять при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учёт денежных средств при проведении расчётов (фиксацию расчётных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" паспорт контрольно-кассовой техники содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля,
наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.
Образец паспорта контрольно-кассовой техники утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации но согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" техническая поддержка контрольно-кассовой техники, нанесение на нее знака "Сервисное обслуживание" и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (при этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов).
Осуществление технической поддержки контрольно-кассовой техники
поставщиком или центром технического обслуживания, находящимся в ведении пользователя этой техники, не допускается.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об
утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями"
перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации.
Электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) - программно- аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий контроль функционирования ККМ путем:
-некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением;
-формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены;
-долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.
(Приложение N 6 Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) Часть "1. Определения.", Утверждены решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам Протокол N 6/65-2001 от 27.11.2001.
Утверждённая приказом ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891 форма Заявления, содержит, в частности, сведения о регистрационном и заводском номерах ЭКЛЗ.
В этой связи в случае изменения регистрационных сведений о ККТ, к которым в соответствии с новой формой заявления о регистрации ККТ относятся, в том числе сведения о регистрационном и заводском номерах ЭКЛЗ, пользователь представляет в налоговый орган заявление о перерегистрации ККТ. Приказ ФНС РФ от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ (ред. от 21.11.2011) "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.05.2008 N 11787).
Нарушение такого порядка и условий являются административно наказуемыми и подпадают под квалификацию ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Факты, установленные и зафиксированные Инспекцией, подтверждают совершение Заявителем вышеназванного административного правонарушения.
Действий, направленных на перерегистрацию ККТ в соответствии с требованиями Закона, заявителем не предпринималось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в оспариваемом постановлении сделан правильный вывод о виновности Заявителя в совершении выявленного административного правонарушения, поскольку именно Заявитель несёт публично-правовую обязанность по обеспечению применения ККТ в принадлежащем ему объекте осуществления коммерческой деятельности, в силу чего Заявитель был обязан и по обстоятельствам дела мог принять все необходимые организационные меры к соблюдению своих публично-правовых обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у Предпринимателя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наказание назначено административным органом с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции ч. 2 ст.14.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности вынесенного в отношении заявителя постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, т.к. основано на неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.01.2015 по делу N А40-180819/14 отменить.
Отказать ИП Черникову В.В. в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 15 по г. Москве от 15.10.2014 N 0080009 о привлечении ИП Черникова В.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180819/2014
Истец: ИП Черников В. В.
Ответчик: ИФНС N15 по г. Москве