г. Пермь |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А71-12994/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от истца Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (ОГРН 1021801170533, ИНН 1831040300) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Фармация" (ОГРН 1021801505923, ИНН 1833000350) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица Министерства здравоохранения Удмуртской Республики - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Фармация"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 января 2015 года
по делу N А71-12994/2014,
принятое судьей Яцинюк Н.Г.,
по иску Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики
к ГУП Удмуртской Республики "Фармация"
третьи лица: Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
о взыскании 7 241 200 руб. задолженности по уплате части чистой прибыли,
установил:
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Фармация" (далее - ответчик) о взыскании 7 241 200 руб. задолженности по уплате части чистой прибыли.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2015 иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 7 241 200 руб. по уплате части чистой прибыли за 2012 год, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает на то, что действие постановления Правительства Удмуртской Республики от 14.10.2013 N 468, внесшего изменения в механизм расчета части чистой прибыли, распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, таким образом, по мнению заявителя жалобы, расчет чистой прибыли ГУП УР "Фармация" за 2012 год должен производиться с учетом изменений, внесенных указанным постановлением. При этом ответчик плательщиком части чистой прибыли за 2012 год в бюджет Удмуртской Республики являться не должен.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которой просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно п. 1.4 Устава ГУП УР "Фармация" находится в ведомственном подчинении Министерства Здравоохранения Удмуртской республики. Учредителем предприятия от имени Удмуртской Республики является Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налоговых и иных обязательных платежей, в порядке, в размере и в сроки, которые определяются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3.14 Устава ГУП УР "Фармация", Удмуртская Республика, как собственник, имеет право на получение части чистой прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Прибыль, полученная за счет самостоятельной хозяйственной деятельности предприятия, является собственностью Удмуртской Республики. Размер прибыли предприятия, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики, определяется ежегодно в Законе Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий год. Порядок перечисления указанных средств определяется Правительством Удмуртской Республики.
Согласно Положению о порядке перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий, созданных Удмуртской Республикой, после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.06.2010 N 194 размер (в процентном соотношении) части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской республики, устанавливается ежегодно законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
В соответствии со ст. 18 Закона Удмуртской Республики от 24.12.2010 N 62-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов" государственные унитарные предприятия, учредителем которых является Удмуртская Республика, перечисляют в бюджет Удмуртской Республики 10% прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики.
Из отчета о финансовых результатах ГУП УР "Фармация" за 2012 г. следует, что чистая прибыль предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей составила 72 412 000 руб.
Истец, указывая на то, что ГУП УР "Фармация" должно было перечислить в бюджет Удмуртской Республики 10% чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в размере 7 241 200 руб., претензионными письмами от 13.06.2013 N 0114/2494, от 13.08.2014 N 01-14/3392, от 05.05.2014 N 01-14/2147, от 30.09.2013 N 01-14/4429 просил ответчика в добровольном порядке погасить названную задолженность.
Отсутствие со стороны ответчика действий по погашению задолженности послужило истцу основанием обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для освобождения ответчика от уплаты в бюджет Удмуртской Республики части прибыли не имеется, поскольку обязанность государственного унитарного предприятия по перечислению части прибыли предусмотрена п. 1 ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 17 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и Положением о порядке перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.06.2010 г. N 194.
Заявитель жалобы с указанными выводами арбитражного суда не согласен, настаивает на том, что расчет чистой прибыли ГУП УР "Фармация" за 2012 год должен производиться с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.10.2013 N 468 в механизм расчета части чистой прибыли.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (пункт 1 статьи 295 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 Положения о порядке перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий, созданных Удмуртской Республикой, после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики N 194 от 16.06.2010 (далее - Положение), размер (в процентном отношении) части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики, устанавливается ежегодно законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Согласно п. 17 названного Положения контроль за поступлением в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли осуществляют органы исполнительной власти и Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.
В силу ст. 18 Закона Удмуртской Республики от 24.12.2010 N 62-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" государственные унитарные предприятия, учредителем которых является Удмуртская Республика, перечисляют в бюджет Удмуртской Республики в 10-тидневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций за налоговый период, не менее 10% прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Таким образом, соответствующая обязанность предприятия была в спорный период установлена, следовательно, основания для освобождения ответчика от уплаты указанной части чистой прибыли за 2012 год в бюджет Удмуртской Республики отсутствуют.
Ссылка ответчика на применение в целях определения размера чистой прибыли за 2012 Постановления Правительства Удмуртской республики от 16.06.2010 года N 194 в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 14.10.2013 г. N 468, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с приведенным Положением 2010 года исполнительные органы государственной власти ежегодно в срок до 20 апреля текущего года на основании данных годовой бухгалтерской отчетности государственных унитарных предприятий за предыдущий год и размера подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли государственных унитарных предприятий принимают решение об обязанности перечисления государственными унитарными предприятиями в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли (в отношении каждого государственного унитарного предприятия, получившего по итогам предыдущего года чистую прибыль, с указанием конкретных размеров части чистой прибыли).
Решение направляется соответствующему государственному унитарному предприятию и Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики в срок до 1 мая текущего года.
На основании данных годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий год, предоставляемой государственными унитарными предприятиями в сроки, установленные законодательством о бухгалтерском учете для сдачи годовой бухгалтерской отчетности органам, уполномоченным управлять государственным имуществом, а также на основании размера подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли государственных унитарных предприятий Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики определяет: общую сумму чистой прибыли государственных унитарных предприятий за предыдущий год; общую сумму части чистой прибыли, подлежащую перечислению в бюджет Удмуртской Республики государственными унитарными предприятиями в текущем году.
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики ежегодно в срок до 10 мая текущего года осуществляет начисление общей суммы части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики государственными унитарными предприятиями в текущем году, в целях бюджетного учета.
Государственные унитарные предприятия ежегодно в срок до 10 мая текущего года на основании решения соответствующего исполнительного органа государственной власти перечисляют в бюджет Удмуртской Республики часть чистой прибыли, полученной за предыдущий год.
Исполнительные органы государственной власти ежегодно в срок до 20 мая текущего года на основе анализа годовой бухгалтерской отчетности подведомственных государственных унитарных предприятий за предыдущий год и планируемого размера (в процентном отношении) части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики, готовят предложения о прогнозной величине чистой прибыли каждого подведомственного государственного унитарного предприятия за текущий год; прогнозной величине части чистой прибыли каждого подведомственного государственного унитарного предприятия, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики в очередном году.
Указанные предложения направляются соответствующим исполнительным органом государственной власти в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики в срок до 20 мая текущего года.
Таким образом, определение чистой прибыли предприятия и части чистой прибыли, подлежащей перечислению собственнику в текущем году, осуществляется по данным бухгалтерского учета предшествующего года до 10 мая текущего года.
Согласно пп. 18 и 21 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, чистая прибыль отражается в отчете о прибылях и убытках (с 2012 года Отчет о финансовых результатах).
В этой связи при определении размера чистой прибыли, с которого унитарное предприятие производит отчисления в бюджет, должен учитываться показатель чистой прибыли, отраженный в отчете о финансовых результатах, представленном предприятиями в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год.
Поскольку определение чистой прибыли осуществляется предприятием на момент составления бухгалтерской отчетности, подлежащей представлению, в том числе в налоговые органы, не позднее трех месяцев, и в силу вышеприведенных положений на основании данной отчетности в срок до 20 апреля принимается решение исполнительными органами, направляемое предприятию до 01 мая 2012 года, применение в целях определения размера чистой прибыли за 2012 год, редакции постановления N 194, принятой 14.10.2013, является неправомерным.
При этом, распространение действия указанной редакции на период 2013 года свидетельствует лишь об изменении порядка определения чистой прибыли за 2013 год.
Таким образом, истцом правомерно определен размер прибыли, полученной предприятием, на основании отчетов о прибылях и убытках за спорный период.
В соответствии с отчетом о прибылях и убытках ГУП УР "Фармация" за 2012 г. чистая прибыль предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей составила 72 412 000 руб., что свидетельствует о правомерности требований истца о взыскании 7 241 200 руб.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 января 2015 года по делу N А71-12994/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12994/2014
Истец: Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики
Ответчик: ГУП Удмуртской Республики "Фармация"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Удмуртской Республики