г. Челябинск |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А07-24381/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2015 по делу N А07-24381/2014 (судья Кузнецов Д.П.).
В заседании принял участие представитель истца: общества с ограниченной ответственностью "Автозапчасти" - Загретдинов Рамиль Габбасович (доверенность от 15.02.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Автозапчасти" (далее - общество, ООО "Автозапчасти", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района Туймазинский район Республика Башкортостан, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Автозапчасти" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:65:01 08 01:70, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. 70-лет Октября, д. 12 "А"; обязании Администрации устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка.
Определением суда первой инстанции от 22.12.2014 на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и г. Туймазы (далее - Комитет, л.д.37-40).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2015 (резолютивная часть от 28.01.2015) заявление общества удовлетворено, признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО "Автозапчасти" от 14.10.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:65:01 08 01:70, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. 70-лет Октября, д. 12 "А", в собственность за плату. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, рассмотреть по существу заявление общества от 14.10.2014 в течение 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу (л.д.64-74).
С указанным решением не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью переданы Комитету по управлению имуществом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Туймазинскому району и г. Туймазы. Письмом Комитета от 13.11.2014 N 6231 заявитель был уведомлен о продлении срока рассмотрения его заявления в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а потому бездействие отсутствует.
По мнению Администрации, в соответствии с п.6 ст. 36 Земельного кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) проект договора купли-продажи должен быть направлен не позднее 14.12.2014, а Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением 21.11.2014, то есть до истечения срока и нарушения прав ООО "Автозапчасти".
Также апеллянт ссылается на наличие не погашенной до настоящего времени задолженности общества по внесению арендной платы за пользование земельным участком, в связи с чем проект договора купли-продажи не был направлен заявителю.
К дате судебного заседания отзывов на апелляционную жалобу не поступало.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, на основании постановления Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан N 1601 от 25.07.2003 между Администрацией и ООО "Рынок запчастей" (впоследствии переименовано в ООО "Автозапчасти" был заключен договор аренды земельных участков из земель поселений N 739-К от 06.05.2004. По условиям договора ООО "Рынок запчастей" был предоставлен в аренду сроком по 25.07.2028 земельный участок общей площадью 2253 кв. м, с кадастровым номером 02:65:01 08 01:70, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. 70 лет Октября, д. 12а, разрешенное использование: для строительства и обслуживания крытого рынка автозапчастей (л.д. 13-15, 17).
Государственная регистрация договора аренды произведена 15.06.2004, о чем имеется соответствующая отметка на договоре. (л.д. 15).
ООО "Автозапчасти" принадлежит на праве собственности нежилое здание - торговый комплекс площадью 1123 кв. м, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. 70 лет Октября, 12а, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 02:65:010801:70.
Право собственности общества на торговый комплекс подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04АГ N 194347. (л.д. 28).
14.10.2014 общество обратилось в Администрацию с заявлением (вх. N 4459"О" от 14.10.2014) о предоставлении в собственность за плату земельного участка, занимаемого вышеуказанным нежилым зданием (л.д. 22).
Полагая, что Администрацией допущено необоснованное бездействие по рассмотрению заявления от 14.10.2014 по существу, что нарушает право заявителя на приватизацию земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимого имущества, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО "Автозапчасти" в срок, установленный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из содержания приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, данных в п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приватизацию таких участков. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок, со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Согласно указанным нормам уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о приобретении прав на земельный участок, представленное с необходимыми документами согласно утвержденному в установленном порядке перечню, и в месячный срок со дня его поступления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Как видно из материалов дела, общество 14.10.2014 обратилось в Администрацию с целью разрешения вопроса о выкупе занимаемого им по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 02:65:010801:70, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности торговый комплекс.
Доказательства рассмотрения заявления общества в порядке, установленном в ст. 36 ЗК РФ заинтересованным лицом в нарушение ч.5 ст. 200 АПК РФ не представлены.
Ссылка Администрации на письмо Комитета от 13.11.2014 N 6231, которым общество уведомлено о переносе срока рассмотрения заявления общества на срок не более 30 дней (л.д.45) судебной коллегией отклоняется, поскольку земельным законодательством не предусмотрена возможность переноса срока, установленного в п. 5 ст.36 ЗК РФ, доказательства наличия законных оснований для не рассмотрения заявления от 14.10.2014 суду также не представлены.
Наличие исключительности данного случая для продления рассмотрения заявления общества в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" заинтересованным лицом также не обосновано. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что доказательства рассмотрения заявления ООО "Автозапчасти" в последующие 30 дней материалы дела также не содержат, письмо от 13.11.2014 N 6231 направлено не Администрацией, а Комитетом.
Довод подателя жалобы о передаче Комитету функций по подготовке проектов решений Администрации по вопросам предоставления земельных участков в собственность и подготовки проектов договоров купли-продажи муниципальных земельных участков, в связи с чем заявление общества было передано третьему лицу, судом первой инстанции был рассмотрен и обоснованно отклонен по следующим основаниями.
Как следует из прямого указания в п. 5 ст. 36 ЗК РФ, граждане или юридические лица с заявлением о приобретении прав на земельный участок обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии данных, свидетельствующих о принадлежности земельного участка на праве собственности физическому или юридическому лицу либо муниципальному образованию, земельный участок признается государственной собственностью.
Доказательств, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к категории земель, государственная собственность на которые разграничена, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка находится в компетенции Администрации как органа местного самоуправления.
На основании Соглашения о порядке взаимодействия муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и Комитета по вопросам распоряжения имуществом, утвержденного решением Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан N 183 от 29.08.2013 (л.д. 49-54), на Комитет возложена лишь обязанность по подготовке в установленные законодательством сроки проектов решений муниципального района, в том числе подготовка проектов решений муниципального района по предоставлению земельных участков юридическим лицам и гражданам, и заключение договоров по результатам принятых решений (пункт 1.1.1 и 1.1.2 соглашения).
Тот факт, что заявление от 14.10.2014 было передано Комитету, не освобождает Администрацию от необходимости исполнения своих полномочий в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" и Соглашением о порядке взаимодействия муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и Комитета по вопросам распоряжения имуществом, утвержденного решением Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан N 183 от 29.08.2013.
При таких обстоятельствах, поскольку Администрацией, как уполномоченным органом местного самоуправления, не был дан ответ на заявление общества в срок, установленный пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии на стороне заинтересованного лица бездействия.
Иные доводы подателя жалобы не имеют правового значения для настоящего дела, не влияют на законность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду вышеуказанных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебном актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2015 по делу N А07-24381/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24381/2014
Истец: ООО "Автозапчасти"
Ответчик: Администрация муниципального района Туймазинский район РБ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ СОБСТВЕННОСТЬЮ МИНИСТЕРСТВА ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТУЙМАЗИНСКОМУ РАЙОНУ И ГОРОДУ ТУЙМАЗЫ