город Воронеж |
|
25 октября 2010 г. |
Дело N А08-7556/2009-6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Новооскольской местной организации РОСТО "ДОСААФ": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.07.2010 по делу N А08-7556/2009-6 (судья Белоусова В.И.) по заявлению Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области о признании решения незаконным и предписания недействительным, при участии в качестве третьего лица Новооскольской местной организации РОСТО "ДОСААФ",
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС по Белгородской области, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 20.05.2009 и недействительным предписания N 138 от 20.05.2009 по делу N 227-09-АЗ, вынесенных антимонопольным органом об отмене распоряжения главы Администрации от 28.05.2008 N 283-р "О выделении денежных средств Новооскольской местной организации ООО РОСТО "ДОСААФ".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 01.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, поскольку материальная помощь предоставлена в соответствии с пунктом 4 Порядка расходования средств резервного фонда Администрации, утвержденного постановлением главы Администрации 12.12.2007 N 919, (далее - Порядок расходования средств резервного фонда) общественной организации из резервного фонда, а израсходованные денежные средства не принесли дохода этой организации как хозяйствующему субъекту, не создали для него более выгодных условий деятельности по сравнению с другими участниками на одном и том же товарном рынке.
Новооскольская местная организация Общероссийской общественной организации Российская оборонная спортивно-техническая организация "РОСТО (ДОСААФ)" (далее - МО ООО "РОСТО (ДОСААФ)", Организация) доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме.
Не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, УФАС по Белгородской области в представленном отзыве указывает на то, что МО ООО "РОСТО (ДОСААФ)" в соответствии со своим уставом является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и выделение ей Администрацией денежных средств не соответствует исчерпывающему перечню, установленном пунктом 4 Порядка расходования средств резервного фонда. По мнению Управления, выделение денежных средств МО ООО "РОСТО (ДОСААФ)" распоряжением N 283-р являлось предоставлением муниципальной помощи по смыслу части 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), в связи с чем согласно статье 20 указанного Закона требовалось согласие антимонопольного органа. УФАС по Белгородской области ссылается также на то, что в бюджете муниципального района на 2008 год денежные средства, выделяемые в поддержку Организации, заложены не были.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв до 18.10.2010.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы Администрации от 28.05.2008 N 283-р управлению финансов и бюджетной политики Администрации было разрешено выделить из районного бюджета муниципального района за счет резервного фонда Администрации 10000 рублей МО ООО "РОСТО (ДОСААФ)" для участия мотоклуба "Вираж" в межрегиональном лично-командном первенстве по мотокроссу в г. Борисоглебске Воронежской области.
В бюджете на 2008 год денежные средства, выделяемые на поддержку МО ООО "РОСТО (ДОСААФ)", предусмотрены не были.
Проведя 28.04.2009 проверку деятельности Администрации, УФАС по Белгородской области пришло к выводу, что, поскольку выделение денежных средств Организации не соответствует целям их использования, указанным в части 4 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то в данном случае имело место предоставление муниципальной помощи, предполагающей наличие предварительного письменного согласия антимонопольного органа. В связи с отсутствием такого согласия Управление решением от 20.05.2009 признало факт нарушения Администрацией статьи 20 Закона "О защите конкуренции", в связи с чем Администрации выдано предписание N 138 об отмене распоряжения от 28.05.2008 N 283-р.
Полагая, что указанные решение и предписание не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы Администрации, последняя обратилась за судебной защитой с рассмотренными требованиями.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выделение денежных средств из районного бюджета муниципального района МО ООО РОСТО "ДОСААФ" для участия мотоклуба "Вираж" в первенстве по мотокроссу за счет резервного фонда Администрации создает для указанной Организации как хозяйствующего субъекта более выгодные условия деятельности по сравнению с другими участниками на одном и том же товарном рынке, в связи с чем требовалось предварительное письменное согласие антимонопольного органа.
Суд апелляционной инстанции полагает позицию суда области ошибочной исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Часть 1 статьи 19 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусматривала возможность предоставления муниципальной помощи в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в целях, определенных данной нормой, в том числе в целях развития культуры и сохранения культурного наследия, социального обслуживания населения и содействия занятости населения.
Статья 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет физическую культуру как часть культуры, представляющую собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Под спортом понимается сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Таким образом, физическая культура является частью культуры, а спорт относится к социально-культурной деятельности человека, в связи с чем предоставление органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями муниципальной помощи в целях участия в спортивных соревнованиях, в том числе и по мотокроссу, отвечает целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона "О защите конкуренции".
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 20 названного Закона, муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Исключения из этого правила предусмотрены, в частности, для случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
Как видно из оспариваемого решения антимонопольного органа, денежные средства в размере 10000 рублей для участия мотоклуба "Вираж" в спортивных соревнованиях выделялись за счет средств резервного фонда, а следовательно, предварительное согласие антимонопольного органа, предусмотренное вышеуказанной нормой Закона, в данном случае не требовалось.
При этом применение исключения, установленного частью 1 статьи 20 Закона "О защите конкуренции", не поставлено законом в зависимость от соблюдения порядка расходования средств резервного фонда, в связи с чем отклоняются доводы Администрации как о незапланированности расходов, так и о нарушении Порядка расходования средств резервного фонда.
Следовательно, распоряжение главы Администрации от 28.05.2008 N 283-р соответствует нормам Закона "О защите конкуренции", а у антимонопольного органа отсутствовали основания для принятия решения и вынесения предписания, оспариваемых в рамках настоящего дела.
Приходя к выводу о незаконности указанных решения и предписания, апелляционная инстанция учитывает также то, что последствия нарушения требования о предварительном представлении в антимонопольный орган актов о предоставлении муниципальной помощи сформулированы в статье 21 Закона "О защите конкуренции" как возможность признания судом этих актов недействительными полностью или частично, в том числе по иску антимонопольного органа. В случае признания судом акта о предоставлении муниципальной помощи недействительным полностью или частично антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, предоставившему эту помощь, предписание о принятии мер по возврату имущества, если муниципальная помощь была предоставлена путем передачи муниципального имущества.
Таким образом, установив факт нарушения порядка предоставления муниципальной помощи, антимонопольный орган вправе был в установленном законом порядке обратиться в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения главы Администрации от 28.05.2008 N 283-р, и только при наличии соответствующего решения суда выдавать предписание о принятии мер по возврату имущества.
Поскольку вышеуказанный порядок Управлением соблюден не был, то правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания не имелось.
Кроме того, часть 2 статьи 21 Закона "О защите конкуренции" предусматривает, что акты органов местного самоуправления о предоставлении муниципальной помощи за счет средств резервного фонда могут быть признаны недействительными в судебном порядке, если исполнение этих актов приведет или может привести к недопущению или устранению конкуренции.
Так как распоряжением главы Администрации от 28.05.2008 N 283-р предусмотрено предоставление денежных средств из резервного фонда Администрации, то, помимо соблюдения судебного порядка, требовалось установление также последствий в виде недопущения или устранения конкуренции либо создания угрозы таких последствий. В отсутствие доказательств существования указанных обстоятельств вывод антимонопольного органа о несоответствии распоряжения главы Администрации от 28.05.2008 N 283-р антимонопольному законодательству является ошибочным.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба Администрации - удовлетворению.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанций относится на Управление. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, и Администрацией при обращении в суд с заявленными требованиями и с апелляционной жалобой государственная пошлина не уплачивалась, вопрос о взыскании с УФАС по Белгородской области государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270 и статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.07.2010 по делу N А08-7556/2009-6 отменить, апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области - удовлетворить.
Признать незаконными принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по делу N 227-09-АЗ решение от 20.05.2009 и предписание от 20.05.2009 N 138 как несоответствующие пункту 5 части 1 статьи 20, статье 21 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-7556/2009
Истец: Администрация муниципального района "Новооскольский район"
Ответчик: Новооскольская МО ООО "РОСТО" (ДОСААФ)
Третье лицо: Новооскольская МО ООО "РОСТО (ДОСААФ)", УФАС по Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6021/10