г. Москва |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А40-194688/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Технологии пожарной безопасности" на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015 г. по делу N А40-194688/14 (79-1624) судьи Дранко Л.А.
по заявлению Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация)
к ООО "Технологии пожарной безопасности" (ОГРН 1085038002906)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (далее - административный орган) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Технологии пожарной безопасности" (далее - общество) к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.47 КоАП РФ.
Решением суда от 20.01.2015 г. требования заявителя были удовлетворены. При этом, суд пришел к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава вменяемого ему административного правонарушения, признав порядок и сроки привлечения к ответственности соблюденными.
Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что данное решение вынесено за пределами годичного срока с момента совершения правонарушения, то есть с нарушением предписаний ст.4.5 КоАП РФ. При этом ссылается на правовую позицию, изложенную Верховным Судом РФ в постановлении от 08.12.2014 г. по делу А40-32440/2014 и от 24.12.2014 г. по делу N А40-32424/2014.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлен.
Представители сторон, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, считает, что судебный акт подлежит отмене на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего в Федеральную службу по аккредитации обращения гражданки Кузиной Л.В. от 19.05.2014 г. в целях проверки сведений, содержащихся в данном обращении, приказом Росаккредитации от 18.06.2014 г. N 308-П-ВД была инициирована внеплановая выездная проверка ООО "Технологии пожарной безопасности", аккредитованного в качестве органа по сертификации "ТПБ СЕРТ", о чем в адрес данного юридического лица было направлено письмо с приложением указанного приказа, где в пункте 11 указан перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В ходе проведения проверки установлено следующее:
Сертификат соответствия N С-ТЖПБ25.В.01568 подтверждает соответствие продукции требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ Р 53315, предел распространения горения одиночного кабеля ПРГО 1 по ГОСТРМЭК 60332-1-2-2007.
Согласно статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании":
подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно части 2 статьи 4 закона Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия".
Указанный перечень включает в себя ГОСТ Р 53315-2009, соответствие которому подтверждено органом по сертификации "ТПБ СЕРТ" ООО Технологии пожарной безопасности" в указанном сертификате соответствия.
Сам ГОСТ Р 53315-2009 содержит ссылку на ГОСТ Р МЭК 60332-1-2-2007. испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 1-2. Испытание на нераспространение горения одиночного вертикально расположенного изолированного провода или кабеля. Проведение испытания при воздействии пламенем газовой горелки мощностью 1 кВт, с предварительным смешением газов.
Примечание к пункту 2 ГОСТ Р 53315-2009 устанавливает, что "При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие БЛОЧНЫХ стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку".
Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, установлено, что официальному опубликованию подлежат тексты национальных стандартов в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет. На официальном сайте Росстандарта указанные межгосударственные стандарты опубликованы.
Согласно статье 18 Федерального закона "О техническом регулировании" подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.
Согласно статье 147 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" сертификация включает в себя, помимо прочего, принятие аккредитованным органом по сертификации решения по заявке на проведение сертификации с указанием ее схемы, оценку соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, выдачу аккредитованным органом по сертификации сертификата или мотивированный отказ в выдаче сертификата.
Процедура подтверждения соответствия продукции требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" включает, помимо прочего, анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата.
Вместе с тем, приказом Росстандарта от 13.12.2011 г. N 1426-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ Р МЭК 60332-1-2-2007 отменен с 01.01.2013 г., в связи с введением в действие с 01.01.2013 ГОСТ IEC 60332-1-2-2011.
Таким образом выявлен факт использования не актуального документа ГОСТ Р МЭК 60332-1-2-2007) при оценке (подтверждении) соответствия продукции, что повлекло за собой подтверждение соответствия продукции и выдачу сертификата соответствия на соответствие отмененному стандарту.
Описанные выше обстоятельства свидетельствуют о необоснованной выдаче обществом с ограниченной ответственностью "Технологии пожарной безопасности" сертификата соответствия. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное нарушение допущено 28.02.2013 г., обществом с ограниченной ответственностью "Технологии пожарной безопасности" ОГРН 1085038002906, юр. адрес: 141313, Московская обл., г.Сергиев Посад, Московское шоссе, д.25. Дата выявления правонарушения - 08.08.2014 г.
В связи с указанными обстоятельствами 18.11.2014 г. заявителем в присутствии представителя ООО "Технологии пожарной безопасности" Капранова Д.А. был составлен протокол об административном правонарушении N 711. Копия протокола была вручена Капранову Д.А.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.47 КоАП РФ.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 3 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.
Объектом правонарушения являются установленные законодательством о техническом регулировании порядок выдачи сертификата соответствия.
Объективная сторона названного правонарушения выражается в необоснованной выдаче органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата.
Субъектом нарушения является орган по сертификации.
Таким образом, вменяя Обществу нарушения части 3 статьи 14.47 КоАП РФ административный орган в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ должен доказать, что сертификат соответствия выдан органом сертификации в отсутствие правовых оснований, а также должен доказать, что сертифицированная продукция, не соответствует требованиям технических регламентов, требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.
В настоящем случае, как следует из обжалованного решения и протокола об административном правонарушении, Общество привлечено к ответственности за использование не актуального документа (ГОСТ Р МЭК 60332-1-2-2007) при оценке (подтверждении) соответствия продукции, что повлекло за собой подтверждение соответствия продукции и выдачу сертификата соответствия на соответствие отмененному стандарту.
Действительно, Приказом Росстандарта от 13.12.2011 г. N 1426-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ Р МЭК 60332-1-2-2007 отменен с 01.01.2013 г., в связи с введением в действие с 01.01.2013 ГОСТ IEC 60332-1-2-2011.
Между тем, содержание указанных ГОСТов идентично, различаются они только наименованиями. В отношении ГОСТ IEC 60332-1-2-2011 указано, что данный стандарт разработан для распространения ранее действующих стандартов на страны Таможенного союза.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия по указанию в спорном сертификате соответствия неактуального (отмененного) документа, при том, что сама процедура сертификации проведена в установленном порядке, не образует объективной стороны вмененного Обществу правонарушения. Обратного административным органом не доказано.
Кроме того, довод общества об истечении срока давности привлечения к ответственности на момент изготовления обжалуемого решения суда в полном объеме, является обоснованным, исходя из следующего.
Частью 3 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за необоснованную выдачу органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Исходя из положений части 3 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, днем совершения данного противоправного деяния является, соответственно, день необоснованной выдачи или отказ в выдаче сертификата соответствия, необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, спорный сертификат соответствия N С-DE.ПБ25.В.01568 выдан 28.02.2013 г.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 28.02.2013 г.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 28.02.2014 г.
Вместе с тем в нарушение указанных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в полном объеме изготовлено Арбитражным судом города Москвы 20 января 2015 года, то есть по истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу указанной нормы производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании истечения срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении требования Росаккредитации о привлечении к административной ответственности ООО "Технологии Пожарной Безопасности" по ч.3 ст.14.47 КоАП РФ следует отказать.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 20.01.2015 г. подлежит отмене, поскольку суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ч.41 ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015 г. по делу N А40-194688/14 отменить.
В удовлетворении заявления Федеральной службы по аккредитации о привлечении ООО "Технологии пожарной безопасности" к административной ответственности по ч.3 ст.14.47 КоАП РФ отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-194688/2014
Истец: Федеральная служба по аккредитации, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация)
Ответчик: ООО "Технологии пожарной безопасности"