г. Пермь |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А50-22422/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
от заявителя Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации: Косенко А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 17.10.2014,
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703): Ширихин М.В., предъявлен паспорт, доверенность от 05.02.2014,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 декабря 2014 года по делу N А50-22422/2014,
принятое судьей Вавиловой Н.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее - ООО "Росгосстрах", Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2014, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, ООО "Росгосстрах" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Росгосстрах" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней ссылается на отсутствие нарушений законодательства при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) и на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Кроме того, полагает, что на момент вынесения судом первой инстанции решения истек установленный ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Росгосстрах" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного органа с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 271.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Росгосстрах" имеет лицензию С N 0977 50, выданную 07.12.2009 Федеральной службой по финансовым рынкам, на основании данной лицензии Обществу предоставлено право на осуществление, в том числе, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
На основании поступивших материалов проверки КУСП N 5311 от 29.04.2014 по факту выдачи страхового полиса ОСАГО Шабдарову П.С. проведена документарная проверка ООО "Росгосстрах" на предмет соблюдения требований страхового законодательства Российской Федерации. По результатам проверки административным органом сделан вывод о том, что в нарушение требований подп. "е" п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ООО "Росгосстрах" с Шабдаровым П.С. заключен договор ОСАГО, при этом транспортное средство не прошло технический осмотр.
В связи с чем должностным лицом административного органа в отношении ООО "Росгосстрах" составлен протокол от 15.10.2014 N 26-1/24358 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 13-19).
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Росгосстрах" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, а также указал, что на момент принятия решения о привлечении к административной ответственности предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ст. 4.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
Субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства (п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
В п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Согласно подп. "е" п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику, в том числе, диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных п. 3 ст. 10 настоящего Федерального закона
В ч. 6, ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 28.07.2012 N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации положения подп. "е" п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. До 1 августа 2015 года при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств наряду с диагностической картой, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, допускается предъявление талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с абз. 6 п. 20 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (действовавших на момент заключения спорного договора ОСАГО), при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. При выявлении несоответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования в соответствии с указанными страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования сведениями и вносит сведения о выявленном несоответствии в автоматизированную систему страхования для последующей проверки оператором этой системы причин несоответствия данных и их корректировки в случае необходимости.
Заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускается (п. 20.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263).
На основании п. 40 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" создание и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра относится к обязанностям полиции.
В ходе проверки административным органом установлено и в протоколе об административном правонарушении отражено, что 22.11.2013 страховым агентом Екимовой М.В заключен договор ОСАГО с Шабдаровым П.С. (полис ВВВ N 0640510289). Однако на момент заключения договора ОСАГО в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра отсутствовали сведения о техническом осмотре транспортного средства, указанного в договоре ОСАГО (автомобиль Toyota Corolla государственный регистрационный знак Р637ХР59, VIN JTNBV58T10J036714). В связи с чем административным органом сделан вывод о том, что в нарушение требований подп. "е" п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ООО "Росгосстрах" с Шабдаровым П.С. заключен договор ОСАГО, при этом транспортное средство не прошло технический осмотр.
Между тем в протоколе об административном правонарушении также указано, что в заявлении о заключении договора ОСАГО с Шабдаровым П.С. содержится информация о талоне технического осмотра транспортного средства N 591000000916.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что в заявлении о заключении договора ОСАГО с Шабдаровым П.С. содержится не только информация о талоне технического осмотра транспортного средства N 591000000916, но и указано, что срок очередного технического осмотра - ноябрь 2014 года (то есть на момент заключения договора ОСАГО 23.11.2013 срок очередного технического осмотра не наступил). При этом, по мнению суд апелляционной инстанции, само по себе отсутствие в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра сведений о техническом осмотре транспортного средства не может однозначно свидетельствовать о непроведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, при предъявлении владельцем транспортного средства талона технического осмотра.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом положений ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 28.07.2012 N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих возможность при заключении договора ОСАГО предъявление талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства; положений абз. 6 п. 20 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, в котором прямо указано, что при выявлении несоответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования в соответствии с указанными страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования сведениями; положений п. 40 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", устанавливающего, что ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра относится к обязанностям полиции, административный орган должен был установить не только факт отсутствия в автоматизированной информационной системе технического осмотра сведений о техническом осмотре транспортного средства, но и проверить, подтверждает ли предъявленный Шабдаровым П.С. талон технического осмотра N 591000000916 факт прохождения технического осмотра на момент заключения договора ОСАГО. Однако данные обстоятельства административным органом надлежащим образом не исследованы и не установлены.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом надлежащим образом не установлено и не доказано наличие состава административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о том, что на момент принятия судом первой инстанции решения о привлечении к административной ответственности предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, является ошибочным.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение страхового законодательства, не может быть вынесено по истечении одного со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении данный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что вменяемое ООО "Росгосстрах" нарушение выразилось в заключении договора ОСАГО при отсутствии в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра сведений о техническом осмотре транспортного средства, соответственно, такое правонарушение не является длящимся и считается оконченным в момент подписания (заключения) договора - то есть 22.11.2013.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17144/12.
Следовательно, на дату принятия судом первой инстанции решения о привлечении ООО "Росгосстрах" к административной ответственности (30.12.2014) предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек, что в силу п. 6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных административным органом требований о привлечении ООО "Росгосстрах" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует отказать, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании подп. 2 ч. 1, подп. 1 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка ООО "Росгосстрах" на то, что в судебном акте суда первой инстанции не отражена позиция Общества по делу, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела видно, что письменные пояснения ООО "Росгосстрах" приобщены к материалам дела. Также суд апелляционной инстанции отмечает, что ходатайство ООО "Росгосстрах" о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства судом первой инстанции рассмотрено, результат рассмотрения данного ходатайства отражен в определении суда первой инстанции от 04.12.2014 (л.д. 123).
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2014 года по делу N А50-22422/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных Центральным Банком Российской Федерации в лице Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22422/2014
Истец: Центральный Банк Российской, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "Росгосстрах"