г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А56-41820/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Лукьянов С.К. - по доверенности от 01.12.2014
от ответчика (должника): 1) Чернышёв К.В. - по доверенности от 23.10.2014, 2) не явился, извещен
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-2805/2015, 13АП-2808/2015) ГБУЗ Ленинградской области "Токсовская районная больница" и Комитет по здравоохранению Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2014 по делу N А56-41820/2014 (судья Судас Н.Е.), принятое
по иску Муниципальное предприятие муниципального образования"Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области "Токсовский энергетический коммунальный комплекс",
к 1) ГБУЗ Ленинградской области "Токсовская районная больница", 2) Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области 3-е лицо: 1) Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, 2) Комитет по здравоохранению Ленинградской области о взыскании 1 131 923 руб. 88 коп. долга
установил:
Муниципальное предприятие муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области "Токсовский энергетический коммунальный комплекс" (адрес: 188664, Токсово, Ленинградская обл., Ленинградское шоссе 55а; ОГРН: 1104703003162, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Токсовская районная больница" (188664, п.Токсово, Ленинградская обл., ул.Буланова д.18; ОГРН: 1034700559585; далее - Учреждение, больница) и Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области (адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67, ОГРН: 1027809250325; далее - Комитет) солидарно 1 131 923 руб. 88 коп. стоимости работ по установке приборов учета холодной воды на объектах, расположенных по адресу п. Токсово, ул. Буланова 18:
- здание бухгалтерии, ВУ N 1;
- поликлиника, ВУ N 2;
- гараж, ВУ N 3;
- тоннель ВУ N 3;
- тоннель, ВУ N 5;
- здание скорой помощи, ВУ N 6;
- поликлиника (почта), ВУ N 7;
- здание бывшей котельной, ВУ N 9.
Определением арбитражного суда от 10.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом.
Определением арбитражного суда от 16.10.2014 по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по здравоохранению Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2014 требования Истца удовлетворены в части взыскания с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Токсовская районная больница" в пользу Муниципального предприятия муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области "Токсовский энергетический коммунальный комплекс" 1 131 923 руб. 88 коп. долга, а также 24 319 руб. 24 коп. государственной пошлины по иску. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
В апелляционных жалобах Комитет по здравоохранению Ленинградской области и Больница, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просят обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателей жалобы, Больница и Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области являются не надлежащими ответчиками по настоящему спору, поскольку на момент возникновения обязательства по оплате стоимости работ по установке приборов учета холодной воды на 8 объектах, расположенных по адресу п. Токсово, ул. Буланова 18 и составляющих комплекс Учреждения, собственником комплекса являлась администрация Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Также податели жалобы полагают отсутствие правовых оснований для оплаты заявленной к взысканию стоимости работ, поскольку указанные работы осуществлены без заключения договора в нарушение положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (действовавшего в спорный период).
Определением апелляционного суда от 19.03.2015 рассмотрение жалобы было отложено.
В связи с нахождением судьи Загараевой Л.П. в очередном отпуске, в соответствии с положениями ст. 18 АПК РФ судья Загараева Л.П. заменена на судью Лопато И.Б. Рассмотрение жалобы начато с начала.
В судебном заседании представитель ГБУЗ Ленинградской области "Токсовская районная больница" требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения. Представил акты на списание материалов, товарные накладные, подтверждающие приобретение использованных комплектующих материалов.
Остальные участники спора, уведомленные о о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Ленинградской области от 18.12.2013 N 616-р утвержден перечень муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, принимаемых в государственную собственность Ленинградской области, в том числе Учреждение (далее - Распоряжение N 616-р).
Согласно пункту 5 Распоряжения N 616-р право Ленинградской области на имущество муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, принимаемых в соответствии с указным распоряжением в государственную собственность Ленинградской области, возникает с 01.01.2014.
В соответствии с пунктом 6 Распоряжения N 616-р право оперативного управления на имущество, принадлежащее муниципальным учреждениям здравоохранения муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, в соответствии со статьей 300 ГК РФ сохраняется за учреждениями.
По актам приема-передачи от 20.12.2013 и от 23.01.2014 Учреждение, а также имущество, находящееся в муниципальной собственности и принадлежащее на праве оперативного управления Учреждению, переданы в государственную собственность Ленинградской области (л.д.132-133).
Между истцом и Учреждением заключен договор на отпуск питьевой воды от 01.01.2012 N 4-1-12, по которому истец обязался отпускать Учреждению питьевую воду для объекта, расположенного по адресу: п. Токсово, ул. Буланова 18 (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 2.3.6 Договора Учреждение обязано установить согласно техническим условиям, полученным в техническом отделе истца, узел учета объема воды на своем вводе в срок 01.05.2012. Узел учета принимается для расчета на основании "акта допуска в эксплуатацию узла учета", оформляемого заместителем директора истца. Узлы учета приобретаются, устанавливаются и эксплуатируются за счет Учреждения.
Поскольку принятое на себя обязательство Учреждением в согласованный договором срок исполнено не было, Истец самостоятельно за собственные средства произвел установку приборов учета и на основании части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направил в больницу документацию, подтверждающую выполнение работ по установке узлов учета и требование об оплате указанных работ.
Учреждение письмом от 04.02.2014 уведомило истца об отсутствии возможности оплатить выполненные истцом работы и указало на необходимость истцу обратиться к собственнику зданий и сооружений, на которых произведен монтаж приборов учета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование Истца за счет учреждения, исходил из того, что именно Учреждение в соответствии со статьей 25 Закона Ленинградской области от 19.01.2001 N 4-оз "Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области" несет расходы по содержанию государственного имущества Ленинградской области, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалоб не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В силу части 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 названной статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, из совокупности приведенных норм права следует, что в случае не исполнения лицами, которые в силу закона несут бремя по содержанию зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязанности по установке приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, в сроки, установленные указанным законом, принимают на себя обязательство по обеспечению допуска организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплате расходов на установку этих приборов учета.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что объекты на которых установлены истцом приборы учета, как на момент установки проборов, так и на момент принятия решения судом первой инстанции по настоящему дела, закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
На основании изложенного, требование части 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ об обязанности собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 названной статьи, до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, в равной степени распространяется и на лиц, владеющих перечисленными объектами на праве оперативного управления.
Статьей 25 Закона Ленинградской области от 19.01.2001 N 4-оз "Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области" установлен порядок финансирования деятельности по управлению государственным имуществом Ленинградской области.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что расходы по содержанию государственного имущества Ленинградской области, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, несет это учреждение за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
Поскольку факт установки приборов учета в соответствии с актами по форме КС-2 и КС-3 а также размер стоимости выполненных работ и заявленной к взысканию подтверждается материалами дела, требования истца обосновано удовлетворены за счет больницы в полном объеме.
Доводы подателей жалобы об отсутствии обязанности по оплате выполненных работ без заключения договора в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ (действовавшего в спорный период), отклоняются апелляционным судом, поскольку в данном случае обязательство по оплате выполненных Истцом работ возникло не в связи с фактом оказания спорных услуг, а в связи не исполнением Ответчиком, как лицом несущим обязанность по содержанию имущества и как следствие по установке приборов учета в определенный законом срок.
Учитывая, изложенное положения закона N 94-ФЗ (действовавшего в спорный период) не регулируют правоотношения сторон возникшие в настоящем споре.
Доводы ответчика о том, что предъявленная к оплате сумма не соответствует фактическим расходам истца на установку счетчиков, а также включает в себя завышенные расценки, подлежат отклонению.
Материалами дела установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчики и третьи лица не оспаривали заявленные требования по размеру. Соответствующие возражении и доказательства не предъявляли. О проведении экспертизы стоимости произведенных ответчиком затрат не заявляли. При рассмотрении дела ответчиками не представлен альтернативный расчет либо доказательства несоответствие предъявленной к оплате сумме расходам истца.
В силу пункта 2 статьи 9 АПК РФ ответчик как лицо, участвующее в деле, несет риск наступления последствий несовершения указанных процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, следует признать, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2014 по делу N А56-41820/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению Здравоохранения Ленинградской области "Токсовская районная больница" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 137371 от 30.12.2014 госпошлину в сумме 10 159,62 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41820/2014
Истец: Муниципальное предприятие муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всволожского муниципального района Ленинградской области "Токсовский энергетический коммунальный комплекс"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Токсовская районная больница", Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области
Третье лицо: Комитет по здравоохранению Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом