город Омск |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А75-10582/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1427/2015) открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2014 по делу N А75-10582/2014 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" к Мегионскому отделу инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при участии в деле Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети", о признании недействительным предписания от 31.07.2014 N 154-13,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" - Трушникова Н.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 14/118 от 08.05.2014 сроком действия один год);
от Мегионского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Мегионскому отделу инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - отдел Службы) о признании недействительным предписания от 31.07.2014 N 154-13.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба). К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - ОАО "ЮТЭК - Региональные сети").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2014 по делу N А75-10582/2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом ОАО "ТЭК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что сетевая организация ОАО "ЮТЭК - Региональные сети", а не ОАО "ТЭК", по согласованию с собственником - Администрацией г.Мегиона и потребителями, организовала учет электрической энергии, т.е. установку и допуск в эксплуатацию ОДПУ в жилом многоквартирном доме. Отмечает, что законодателем не наделен гарантирующий поставщик правом не принимать к коммерческому расчету установленные и допущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации приборы учета электрической энергии. Полагает, что возложение ответственности, за действия третьих лиц, на ОАО "ТЭК" является незаконным.
Податель жалобы ссылается на то, что в требованиях установленных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ отсутствует запрет гарантирующим поставщикам (энергосбытовым компаниям) осуществлять расчеты по приборам учета электрической энергии, в том числе установленным в ветхих аварийных объектах, объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а при наличии таких приборов учета не содержит требований об обязанности производить перерасчет за ранее начисленные объемы электрической энергии, в том числе за ОДН. Считает, что начисление платы за общедомовые нужды производится ОАО "ТЭК" в полном соответствии с действующим законодательством РФ.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" поддержало доводы апелляционной жалобы.
В письменном отзыве Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возразила на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
До начала судебного заседания от Службы поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" и Мегионский отдел инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) также в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ОАО "ТЭК" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
На основании поступившей жалобы в отдел Службы от лица, проживающего в квартире N 4 в доме N 1 по ул. Есенина, п.г.т. Высокий, г. Мегион, указавшего на необоснованность начисления ОАО "ТЭК" платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и правомерность установки общедомового прибора учета электрической энергии в доме N 1 по ул. Есенина, п.г.т. Высокий, г. Мегион, отделом Службы была проведена выездная внеплановая документарная проверка с 24.07.2014 по 31.07.2014.
В ходе проверки было выявлено, что услуги по поставке электрической энергии в указанный жилой дом осуществляет Нижневартовское межрайонное отделение Общества. Жилой дом N 1 по ул. Есенина в пгт. Высокий, г. Мегион оснащён общедомовым прибором учёта электрической энергии NP73L.2-5-2 заводской N 03216431 согласно акту допуска в эксплуатацию от 08.07.2013 N 739/13.
Расчеты по общедомовому прибору учета Общество осуществляет с 01.02.2014.
По результатам проверки отделом Службы составлен акт проверки N 154-13 от 31.07.2014, а так же вынесено предписание, в соответствии с которым Обществу предписано выполнить требования пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при начислении платы за потребленную электроэнергию жителями дома N 1 по ул. Есенина в п.г.т. Высокий г. Мегион, а именно исключить из расчетов (не использовать) общедомовой прибор учета электрической энергии (далее - ОДПУ) с 01.08.2014, выполнить перерасчет с момента ввода в эксплуатацию ОДПУ.
Заявитель, не согласившись с вынесенным предписанием Службы, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд
11.12.2014 Арбитражным судом Ханты - Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано ОАО "ТЭК" в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ)
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования названной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета энергетических ресурсов установке не подлежат.
На основании части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ, в срок до 01.07.2012 обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
При этом на лицо, не исполнившее в установленный срок требования по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, указанной статьей возложена обязанность оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Жилой дом N 1 по ул. Есенина, п.г.т. Высокий, г. Мегион, признан непригодными для постоянного проживания, что сторонами дела не оспаривается. Следовательно, установка в указанном доме общедомовых приборов учета является нарушением пункта 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, на что указано в оспариваемом предписании.
В заседании суда первой инстанции представитель ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" пояснил, что установка общедомового прибора учета производилась им в рамках инвестиционной программы на границе балансовой принадлежности, расположенной на опоре N 1 ВЛ-0,4 кВ Ф N 1 КТПН 6/0,4 кВ N 32, согласованной между заявителем (сбытовой компанией) и жителями жилого дома в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 12.02.2014. Указанный общедомовой прибор учета установлен с целью определения количества переданной электрической энергии и взаиморасчетов между заявителем (сбытовой компанией) и ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" (сетевой организацией) по договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.03.2010 N У-11/16.
Как верно отметил суд первой инстанции, из представленных в материалы дела документов и пояснений представителей сторон усматривается, что ОАО "ТЭК", начисляя гражданам, проживающим в вышеназванном жилом доме, плату за потребленную электроэнергию с использованием данных общедомового прибора учета, установленного с нарушением пункта 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, фактически переложил на лиц, проживающих в указанном доме, обязанность оплачивать стоимость потерь электроэнергии в электрических сетях от места установления общедомового прибора учета.
Вместе с тем, обязанность сетевой организации оплачивать стоимость потерь электрической энергии в электрических сетях, не учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации, предусмотрена нормами статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, пунктом 190 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пунктами 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Порядок определения фактических потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь определяется в Правилах N 861, в соответствии с пунктом 51 которых сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил N 861).
Поскольку законодательством Российской Федерации прямо предусмотрено, что в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета установке не подлежат, а также учитывая, что спорный общедомовой прибор учета был установлен ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" с целью определения количества переданной Обществу электрической энергии и взаиморасчетов по договору от 01.03.2010 N У-11/16, оснований для осуществления начислений с использованием данных указанного прибора учета у заявителя не имелось.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы заявителя о том, что спорный общедомовой прибор учета установлен на опоре в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 12.02.2014, согласно которому граница балансовой принадлежности для собственника многоквартирного дома согласована именно на опоре, а потому линия, отходящая от данной опоры, находится на балансе жильцов дома, которые и должны, по мнению заявителя, оплачивать потери электрической энергии в этой линии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены соответствующие правила, регламентирующие статус и объем общего имущества в многоквартирном доме, а также пределы ответственности между собственниками и обслуживающей организацией.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам. Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон.
Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 12.02.2014, на который ссылается заявитель в обоснование своих требований, таковым не является.
Многоквартирный жилой дом N 1 по ул. Есенина, п.г.т. Высокий, г. Мегион, является муниципальной собственностью, акт же от 12.02.2014 подписан с одной стороны ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" и с другой - двумя жильцами дома, которые являются лишь нанимателями жилых помещений, а потому не обладают соответствующими полномочиями.
Следовательно, в отсутствие надлежащего акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности общедомовой прибор учета должен был быть установлен на границе балансовой принадлежности, которой является в рассматриваемом случае внешняя граница стены многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что установка общедомового прибора учета произведена в месте, не предусмотренном действующим законодательством, то есть за пределами эксплуатационной ответственности по отношению к спорному дому.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2014 по делу N А75-10582/2014 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тюменская энергосбытовая компания" (ОГРН 1058602102415, ИНН 8602067215) из федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 18136 от 30.12.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10582/2014
Истец: ОАО "Тюменская энергосбытовая компания"
Ответчик: Мегионский отдел инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры Мегионский отдел инспектирования
Третье лицо: ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети", ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания"