г.Москва |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А40-77229/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Префектуры ЮВАО г.Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2014 г. по делу N А40-77229/2012 (121-770), принятое судьей Поляковой А.Б.,
по заявлению ООО "Торговая фирма "Зодиак"
к Префектуре ЮВАО г.Москвы
третьи лица: 1) Правительство г.Москвы, 2) Департамент городского имущества г.Москвы, 3) внутригородское муниципальное образование Текстильщики, 4) Внутригородское муниципальное образование Люблино,
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Абламская Т.В. по дов. от 07.10.2014; Плеханова И.В., ген. директор, приказ от 31.12.2014 N 1; |
от ответчика: |
Конторина И.А. по дов. от 16.02.2015; |
от третьего лица: |
1) Калиненко А.И. по дов. от 05.09.2014, Дубчак Р.В. по дов. от 17.02.2015, 2) Дубчак Р.В. по дов. от 30.12.2014, 3-4) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Зодиак" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Префектуре Юго-восточного административного округа г.Москвы (далее - Префектура, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в недоработке и не направлении доработанных проектов схем размещения нестационарных торговых объектов заявителя, расположенных по адресам: г.Москва, ул.Люблинская, вл. 115, г.Москва, ул.Юных Ленинцев, вл. 39, и г.Москва, ул.Волгоградский проспект, д.59, на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы, обязании устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2014 вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого бездействия ответчика требованиям законодательства, а также нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Префектура обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, арбитражный суд первой инстанции неверно оценил имеющиеся в деле доказательства, неправильно применил нормы материального права. Полагает, что избранный заявителем способ защиты не преследует цели восстановления его субъективного права.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем, а также третьими лицами по рассматриваемому делу не представлен.
В судебном заседании представители ответчика, а также третьих лиц - Правительства г.Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы Префектуры, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта и изложив свою правовую позицию по делу, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя с решением суда согласны, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложили свою правовую позицию по делу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители третьих лиц - внутригородского муниципального образования Текстильщики и внутригородского муниципального образования Люблино в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что бездействие ответчика противоречит требованиям и нормам законодательства, нарушает права и охраняемые законом экономические интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Номами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) регулируются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Согласно положениям ст.1 Закона N 381-ФЗ к целям данного закона отнесено, в том числе обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу положений п.п. "д" п.4 ст.15 Закона N 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Согласно ч.1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с ч.4 ст.19 Закона N 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
В силу положений ст.5 Закона г.Москвы от 09.12.1998 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" установлено, что город Москва обладает всей полнотой государственной власти по определению порядка организации оптовой и розничной торговли на своей территории. Органы государственной власти города Москвы вправе принимать законы и иные нормативные акты города Москвы, регулирующие осуществление торговой деятельности и определять порядок и требования для размещения торговых объектов, в том числе мелкорозничной сети на территории города.
Законом г.Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" (ст. 9 и ст. 12) определено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет городскую политику в области сбалансированного развития потребительского рынка, а также устанавливает правила организации торговли и порядок размещения объектов мелкорозничной сети.
В соответствии с п. 1.2. постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" Префектура в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Правила включения нестационарных торговых объектов в схему размещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2011 г. N 772 "Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", при этом данные правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в г. Москве на земельных участках, в зданиях, строениях, и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (далее - Постановление Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП) утвержден Порядок разработки и утверждения схемы и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (далее - Порядок).
В соответствии с пп.1 п.3 данного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, который заключается в порядке, предусмотренным указанным постановлением.
Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП определен следующий порядок разработки, утверждения схемы и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов: Москомархитектура по обращению Департамента торговли и услуг г. Москвы на основании решения Рабочей группы межведомственной комиссии разрабатывает проектную документацию изменения Схемы размещения, после чего направляет ее в Префектуру. Префектура направляет проект схемы на согласование в муниципальные Собрания внутригородских муниципальных образований.
Срок согласования изменения проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов муниципальными собраниями внутригородских муниципальных образований составляет не более 21 календарного дня с момента их поступления в муниципальное собрание внутригородского муниципального образования.
После получения всех необходимых согласований проект в срок до 3 рабочих дней направляется в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы, которая в течение 30 рабочих дней рассматривает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов и принимает решение об одобрении либо необходимости ее доработки.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, Обществом была пройдена процедура, установленная постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, для рассмотрения Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы вопроса о включении в схему размещения принадлежащих Обществу нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: ул. Люблинская, вл. 115, ул. Юных Ленинцев, вл.39, Волгоградский пр., 59.
Префектом ЮВАО г.Москвы на основании письма от 10.07.2012 N С3-02-430/2 в адрес руководителя Департамента торговли и услуг г.Москвы были направлены предложения о внесении на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы вопроса о включении в схему существующих нестационарных торговых объектов, в том числе объектов заявителя, с учетом соответствия размещения этих объектов разработанным критериям включения торговых объектов в схему.
Ранее, объекты заявителя были внесены в проекты схем размещения нестационарных торговых объектов решениями муниципального собрания района Люблино от 05.03.2011 N 4/1, от 14.05.2012 N 7/8-6; решением муниципального собрания района Текстильщики (протокол N 2 внеочередного расширенного заседания от 10.02.2011).
В соответствии с п.4 протокола Межведомственной комиссии от 24.07.2012 N 21 вопрос об объектах ООО "Торговая фирма "Зодиак" снят с рассмотрения в связи с необходимостью его дополнительной проработки Префектурой ЮВАО г. Москвы совместно с Департаментом торговли и услуг г. Москвы.
Письмом заместителя Мэра Москвы Шаронова А.В. от 02.10.2012 N 19-25-5340/2-29 Общество было уведомлен о том, что Межведомственной комиссией проект схемы размещения нестационарных торговых объектов заявителя направлен на доработку.
В соответствии с п.1.2. Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, префектура в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, настоящим Положением.
Согласно п. 2.2.11 указанного Положения префектура обеспечивает согласование в установленном порядке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов и проекта изменений в нее, утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов, а также изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, вопреки доводам и аргументам Префектуры, с момента принятия вышеуказанного решения Межведомственной комиссии на ответчика была возложена обязанность по доработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов заявителя и направлению доработанного проекта на повторное рассмотрение Межведомственной комиссии, чего его установленном законом порядке срок совершено не было.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Незаконное бездействие ответчика нарушило права заявителя на рассмотрение уполномоченным органом государственной власти вопроса о включении в схему размещения принадлежащих ему нестационарных торговых объектов на территории ЮВАО г.Москвы в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011N 26-ПП.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2014 г. по делу N А40-77229/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77229/2012
Истец: ООО "Торговая фирма "Зодиак"
Ответчик: Префектрура ЮВАО г. Москвы, Префектура Юго-Восточного округа города Москвы
Третье лицо: Внутригородское муниципальное образование Люблино, Внутригородское муниципальное образование Текстильщики, Департамент городского имущества г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Правительство г. Москвы, Правительство Москвы, Внутригородское муниципальное образование Люблино в г. Москве, Внутригородское муниципальное образование Текстильщики в г. Москве, Департамент земельных ресурсов в г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58337/15
16.07.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8488/15
10.04.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8515/15
26.11.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-77229/12