город Москва |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А40-113322/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 09.04.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей: Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "11" февраля 2015 г. по делу N А40-113322/14, принятое судьей Иевлевым П.А. (49-999), по иску ООО " ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ИНН 7701285928, ОГРН 1027700000679) к 1) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра " по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822);
2) Департаменту городского имущества г. Москвы (ИНН 7707058720, ОГРН 1027700149410);
3) Правительству Москвы;
4) Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822) третье лицо: ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" об установлении кадастровой стоимости, внесении сведений в государственный кадастр
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен от ответчика: от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра " по Москве - не явился, извещен
от ДГИГМ - Дубчак Р.В. по дов. от 30.12.2014
от Правительства Москвы - Дубчак Р.В. по дов. от 17.02.2015
от Управления Росреестра по Москве - не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
ООО "ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - Департамент) и Правительству Москвы Иск заявлен об оспаривании кадастровой стоимости земельного с кадастровым номером 77:06:0007002:3 - 35 587 800 руб., об обязании ФГБУ ФКП Росреестра исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости, обязании ФГБУ ФКП Росреестра внести в ГКН соответствующие сведения о стоимости земельного участка в размере 7 730 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2015 г. исковые требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявители ссылаются на то, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению.
Представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца, ФГБУ "ФКП Росреестра", ЗАО "Профессиональный Центр Оценки и экспертиз", НП "Межрегиональный Союз Оценщиков" в судебное заседание апелляционного суда не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение от 11.02.2015 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела между Московским земельным комитетом (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) и истцом заключен договор аренды земельного участка от 30.10.1998 N М-06-012470 (далее по тексту также - договор) в отношении земельного участка общей площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Варги, вл. 26, с кадастровым номером 77:06:0007002:3, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация существующего имущественного комплекса автозаправочной станции (далее по тексту также - земельный участок).
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее по тексту также - Постановление N 751-ПП) по состоянию на 01.01.2013 была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 35 587 800 руб.
Однако согласно отчету ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 N И-140317/17 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 7 730 000 руб.
Отчет составлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, оснований для непринятия рыночной стоимости спорных земельных участков, установленной экспертным заключением, не имеется.
В деле имеются также положительные экспертные заключения Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" на вышеуказанные отчеты. Установленная представленными истцом отчетами рыночная стоимость участков ответчиками путем судебной экспертизы не оспорена.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент подачи искового заявления - 21.07.2014, предусматривал возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд полагает, что для данной категории споров на момент подачи искового заявления не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"", которым ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" была дополнена оговоркой о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, вступил в законную силу 22.07.2014, то есть после подачи настоящего искового заявления.
Как указывалось выше, истцом в материалы дела представлен отчет оценщика ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 N И-140317/17, которым установлена рыночная стоимость спорного земельного участка. Сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость в 5 раза меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 751-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что правовых оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением, не имеется.
В ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судебная коллегия отмечает, что ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент обращения в суд первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчикам обосновано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки. Доводы апелляционной жалобы Правительства и Департамента являются несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на ответчика согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "11" февраля 2015 г. по делу N А40-113322/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113322/2014
Истец: ООО " ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра " по Москве, ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз", ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве