город Москва |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А40-83290/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 13.04.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.
судей Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Меликсетяном А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ООО "МЕХБАЗА", Правительства Москвы и ДГИГМ на решение Арбитражного суда г. Москвы от "05" февраля 2015 г. по делу N А40-83290/14, принятое судьей В.В. Дудкиным,
по иску ООО "МЕХБАЗА" (ОГРН 1027700445321)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
третьи лица - Правительство Москвы, ДГИГМ, Управление Росреестра по Москве, ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка",
о признании недостоверной кадастровой стоимости земельного участка,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
об обязании внести в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка
при участии в судебном заседании:
от истца: Бойкова Е.В. по доверенности от 28.05.2014;
от ответчика: не явился, извещен;
от иных лиц: не явились, извещены;
ООО "МЕХБАЗА" (истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ФГБУ "ФКП Росреестра" (ответчик), при участии третьих лиц: Правительство Москвы; ДГИ Москвы; Управление Росреестра по Москве; ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", о признании недостоверной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018006:65 в размере 123 785 931,75 руб. содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости; об установлении на 01.01.2013 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018006:65 в размере рыночной стоимости, а именно в следующем размере 41 866 000,00 руб.;
об обязании ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости с 01.01.2014 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018006:65 в размере установленной судом рыночной стоимости: 41 866 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2015 г. исковые требования истца удовлетворены частично, требование истца об обязании ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018006:65 в размере установленной судом рыночной стоимости: 41 866 000,00 руб. с 01.01.2013.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявители ссылаются на то, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению.
Истец также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить, удовлетворить его требование об обязании ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018006:65 в размере установленной судом рыночной стоимости: 41 866 000,00 руб. с 01.01.2014 года.
Истец в судебном заседании полностью поддержал доводы своей апелляционной жалобы, против удовлетворения апелляционной жалобы Правительства и Департамента возражал.
Представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы,ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Росреестра по Москве, ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка" в судебное заседание апелляционного суда не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение от 11.02.2015 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 77:02:00180006:65, общей площадью 7 085 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Докукина, вл. 12, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77 АО N 109626 от 15.06.2012 г.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2014 г. утверждены результаты оценки - по состоянию на 01.01.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка составила 123 785 931 руб. 75 коп. Государственная кадастровая оценка земель проведена по состоянию на 20.01.2014 г. с удельным показателем равным 17 471 руб. 55 коп.
Согласно экспертному заключению N 1445/2014-1 на отчет N DB2014-10368 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 7 085 кв.м., категории земель "Земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - По документу - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, коммунального хозяйства, материально-технического, сбыта и заготовок (1.2.9)", по классификатору - "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов - 143001010000 (код)", расположенного по адресу - Российская Федерация, г. Москва, ул. Докукина, вл. 12, с кадастровым номером - 7:02:0018006:65, составленному Общероссийской общественной организацией Российское общество оценщиков его рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 41 866 000 руб. 00 коп.
Отчет составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, оснований для непринятия рыночной стоимости спорных земельных участков, установленной экспертным заключением, не имеется.
В деле имеются также положительные экспертные заключения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" на вышеуказанные отчет. Установленная представленными истцом отчетами рыночная стоимость участков ответчиками путем судебной экспертизы не оспорена.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент подачи искового заявления - 21.07.2014, предусматривал возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд полагает, что для данной категории споров на момент подачи искового заявления не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"", которым ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" была дополнена оговоркой о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, вступил в законную силу 22.07.2014, то есть после подачи настоящего искового заявления.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы ООО "МЕХБАЗА" не принимаются апелляционным судом как несостоятельные, противоречащие сложившейся судебной практике.
Данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что правовых оснований для принятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной вышеуказанным экспертным заключением на дату 01.01.2014 года, не имеется.
В ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судебная коллегия отмечает, что ООО "МЕХБАЗА", обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент обращения в суд первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчикам обосновано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки. Доводы апелляционной жалобы Правительства и Департамента также являются несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на ответчика согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "05" февраля 2015 г. по делу N А40-83290/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83290/2014
Истец: ООО "МЕХБАЗА"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве
Третье лицо: ДГИ г. Москвы правопреемник Департамента земельных ресурсов г. Москвы, ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", Правительство Москвы, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ