г. Томск |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А27-10822/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Н.Н. Фроловой,
судей: К.Д. Логачева, Е.Г. Шатохиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мозгалиной И.Н. с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от ФНС России: Сидорова О.П., доверенность от 20.08.2014 года,
от иных лиц: не явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (рег. N 07АП-8432/12 (3) на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 26 февраля 2015 года ( судья Дюкорева Т.В.) по делу N А27-10822/2012 о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Ремонтное дорожно-эксплуатационное хозяйство" (место нахождения: 653000, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Луговая, 16, ОГРН 1104223001321 ИНН 4223712986) по заявлению Федеральной налоговой службы о признании недействительным решения собрания кредиторов от 14 января 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.12.2012 года муниципальное унитарное предприятие "Ремонтное дорожно-эксплуатационное хозяйство", место нахождения: 653000, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Луговая, 16, ОГРН 1104223001321 ИНН 4223712986 (далее - МУП "РДЭХ", должник) признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением от 21.12.2012 года конкурсным управляющим должника утвержден Шереметьев Николай Юрьевич.
Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 12.01.2013 года.
Срок конкурсного производства в отношении должника дважды продлевался.
Определением от 19.12.2014 года срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев, судебное разбирательство по рассмотрению отчёта конкурсного управляющего назначено в судебном заседании на 10.06.2015 года.
В арбитражный суд 05.02.2015 года поступило заявление Федеральной налоговой службы о признании недействительным решения собрания кредиторов МУП "РДЭХ", состоявшегося 14.01.2015 года по вопросу - "Утверждение перечня и начальной цены имущества должника - МУП "РДЭХ", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства, составляет менее чем сто тысяч рублей, для реализации посредством публичного предложения без проведения оценки".
Заявление мотивировано тем, что до вынесения на обсуждение собрания кредиторов вопроса об утверждении начальной продажной цены имущество необходимо было оценить путем привлечения независимого оценщика для определения реальной стоимости. По мнению ФНС России, стоимость имущества гораздо выше, чем утверждена собранием кредиторов, в результате чего нарушаются права уполномоченного органа, поскольку денежные средства поступят в конкурсную массу должника в меньшем объеме.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.02.2015 года суд отказал ФНС России в удовлетворении заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов от 14.01.2015 года, принятое по вопросу "Утверждение перечня и начальной цены имущества должника - муниципального унитарного предприятия "Ремонтное дорожно-эксплуатационное хозяйство", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей для реализации посредством публичного предложения без проведения оценки".
Федеральная налоговая служба в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области не согласилась с определением суда от 26.02.2015 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление уполномоченного органа, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указав, что в перечне имущества содержатся сведения об имуществе, цена продажи которого составляет более 100 000 рублей; конкурсным управляющим требование ФНС России, основанное на положениях статьи 139 Закона о банкротстве, не исполнено, оценка имущества не проведена.
Конкурсный управляющий должника Шереметьев Н.Ю. представил в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.02.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Кемеровской области от 26.02.2015 года, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.01.2015 года конкурсным управляющим созвано и проведено собрание кредиторов МУП "РДЭХ", на котором присутствовали конкурсные кредиторы с суммой требований 174 726 554 рубля, что составляет 88,78 % (т. 58, л.д. 15-23).
На собрании кредиторов рассмотрен 1 вопрос повестки дня и принято следующее решение: "Утвердить перечень и имущества должника - МУП "Ремонтное дорожно-эксплуатационное хозяйство", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей для реализации на публичных торгах с начальной ценой лоты N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 14, N 15, N 16, N 17, N 18, N 19, N 20, N 21. Перечень имущества в составе лот N 14 для реализации на публичных торгах с начальной ценой утвердить без "Бульдозера17ОМ-01Е гн 67-68 КМ".
ФНС России, полагая, что решение собрания кредиторов должника от 14.01.2015 года нарушает права и законные интересы уполномоченного органа, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ФНС России, исходил из недоказанности нарушения принятым решением своих прав и законных интересов, либо установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности принятого решения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о банкротстве, в случае если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц (пункт 4 статьи 15 Закона о банкротстве).
Следовательно, признание решения собрания кредиторов недействительным возможно только в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц определенного круга лиц, либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов.
Из указанной нормы следует вывод, что для признания решения собрания кредиторов недействительным, кредитор или уполномоченный орган должны доказать нарушение этим решением своих прав и законных интересов либо нарушение установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.
Учитывая, что оспариваемое собрание кредиторов проведено 14.01.2015 года, то есть, после вступления в силу изменений, внесенных в Гражданский кодекс Российской Федерации, к данным правоотношениям применяются также нормы главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В соответствии с частью 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания (аналогичное основание для признания недействительным собрания кредиторов содержится также в пункте 1 статьи 15 Закона о банкротстве);
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 130 Закона о банкротстве к компетенции собрания кредиторов относится оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, которая может быть проведена без привлечения оценщика.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ФНС России указала, что полагает нарушенными свои права на пополнение конкурсной массы в максимально возможном размере, поскольку цена, утвержденная собранием кредиторов, является заниженной. По мнению заявителя, конкурсный управляющий обязан был привлечь независимого оценщика, поскольку такое требование было направлено налоговым органом 06.05.2013 года (т. 58, л.д. 50).
Ссылка подателя жалобы о том, что конкурсным управляющим требование ФНС России, основанное на положениях статьи 139 Закона о банкротстве, неправомерно не исполнено, оценка имущества не проведена, судом апелляционной инстанции отклоняется за необоснованностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Закона о банкротстве, в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки. В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Пунктом 5 вышеуказанной статьи установлено, что на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика.
Из материалов дела следует, что уполномоченный орган, чьи требования превышают два процента общей суммы требований, 06.05.2013 года направил требование о привлечении независимого оценщика для проведения оценки основных средств - 27 379 448 руб., запасы - 8 676 647 руб., дебиторская задолженность - 64 037 542 руб.
Суд первой инстанции, установив, что данное требование не соответствует положениям статьи 139 Закона о банкротстве (состав имущества в требовании ФНС не указан (то есть имущество не индивидуализировано), правомерно пришел к выводу об отсутствии у конкурсного управляющего обязанности обеспечить проведение оценки имущества должника.
Довод заявителя жалобы о том, что в перечне имущества содержатся сведения об имуществе, цена продажи которого составляет более 100 000 рублей, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку основан на ошибочном толковании уполномоченным органом статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. Понятия "балансовая стоимость имущества" и "цена продажи имущества" имеют разное определение.
Нарушения при проведении собрания кредиторов 14.01.2015 года, перечисленные в части 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлены, как и основания, указанные в статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания недействительным данного решения.
Кроме того, имущество по цене, утвержденной собранием кредиторов, не реализовано, данная цена продолжает снижаться в связи с отсутствием спроса, в связи с чем, суд пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов принятым решением.
На основании изложенного, суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности, правомерно отказал уполномоченному органу в удовлетворении заявления в связи с недоказанностью нарушения принятым решением его прав и законных интересов, либо установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности принятого решения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Кемеровской области от 26 февраля 2015 года по делу N А27-10822/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Фролова |
Судьи |
К.Д.Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10822/2012
Должник: МУП "Ремонтное дорожно-эксплуатационное хозяйство"
Кредитор: МУП "Прокопьевскцентроснаб", МУП "Ремонтное дорожно-эксплуатационное хозяйство", МУП "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный комплекс", МУП "Управляющая компания "Прокопьевский коммунальный комплекс", Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: "Кузбасская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа", Дьяченко Марина Владимировна, Лазаревич Евгений Леонидович, Межрайонная ИФНС России N11 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7740/14
13.04.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8432/12
04.08.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7740/14
06.06.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8432/12
29.01.2014 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10822/12
12.08.2013 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10822/12
21.12.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10822/12
19.11.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8432/12
15.08.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10822/12
20.06.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10822/12