город Омск |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А46-1557/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2242/2015) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.01.2015 по делу N А46-1557/2014 (судья Яркова С.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мартюшева Евгения Анатольевича (ИНН 551500975073, ОГРНИП 304551517000012)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
3-е лицо: Омский городского Совет
о признании недействительным распоряжения от 24.12.2013 N 3552-р в части пункта 8
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Когут Оксана Николаевна (паспорт, по доверенности б/н от 12.05.2014 сроком действия один год);
от заинтересованного лица: Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности N 26 от 19.03.2015 сроком действия один год);
от 3-го лица: Кондаков Вячеслав Викторович (удостоверение, по доверенности N Исх15-ОГС/07-105 от 28.01.2015 сроком действия один год).
установил:
Индивидуальный предприниматель Мартюшев Евгений Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Мартюшев Е.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" в части лишения уполномоченного органа права принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 перечень, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 в уполномоченном органе, таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; а также о признании недействительным пункта 8 распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 24.12.2013 N 3552-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска".
Определением суда от 26.03.2014 требование ИП Мартюшева Е.А. о признании недействующим постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" выделено в отдельное производство, с присвоением ему номера дела А46-3912/2014; в рамках настоящего дела Омский городской Совет был привлечён с процессуальным статусом третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.01.2015 по делу N А46-1557/2014 признан недействительным пункт 8 распоряжения Департамента от 24.12.2013 N 3552-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска".
Этим же решением с Департамента в пользу предпринимателя взыскано 2 200 руб. - государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта от 03.10.2013 N 2531-р было принято в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и на момент его принятия не противоречило нормам решения Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013 (далее - Решение N 131).
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что с момента вступления в законную силу муниципального акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, в частности Решения N 131, спорные земельные участки не могли быть предоставлены в ином порядке.
Так, согласно постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах"" (далее - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131 в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ИП Мартюшев Е.А. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель предпринимателя отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
04.02.2013 ИП Мартюшев Е.А. обратился с заявлением (N 04-02/113) о выборе земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта, в Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Согласно письму Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 12.02.2013 указанное заявление было передано для рассмотрения в Администрацию города Омска.
На обращение предпринимателя о выборе земельного участка, расположенного в 25 м. южнее относительно строения N 211/1 по улице 10 лет Октября в Центральном административном округе города Омска для строительства коммунально-складского объекта для хранения и переработки кабельной продукции, на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию Департамента принято решение: "Возможно в порядке статьи 31 ЗК РФ". Пакет документов передан в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (письмо от 24.04.2013).
Распоряжением Департамента 01.07.2013 N 1354-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 2 153 кв.м. для строительства коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны в 25 м. южнее строения N 211/1 по улице 10 лет Октября в Центральном административном округе города Омска.
Также распоряжением Департамента от 03.10.2013 N 2531-р утверждён акт о выборе земельного участка, предварительно согласовано место размещения коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны (площадка для хранения и переработки кабельной продукции).
Данным распоряжением ИП Мартюшеву Е.А. рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном законодательством.
На основании вышеуказанного распоряжения 14.10.2013 предприниматель заключил с обществом с ограниченной ответственностью "Национальный земельный фонд" договор N 2461-КЕМ на выполнение кадастровых работ.
В результате выполнения кадастровых работ, был подготовлен межевой план земельного участка; осуществлён государственный кадастровый учёт, присвоен номер 55:36:15 01 01:49, площадь 2 152 кв.м., земли населённых пунктов - для строительства коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны (площадка для хранения и переработки кабельной продукции), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир строение. Участок находится примерно в 25 м. от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 10 лет Октября, строение 211/1.
Однако, впоследствии Департаментом в адрес ИП Мартюшева Е.А. направлено извещение от 09.01.2014 о том, что в соответствии с Решением N 131, постановлением N 655, принято распоряжение от 24.12.2013 N 3552-р, согласно которому распоряжение Департамента от 03.10.2013 N 2531-р "О предварительном согласовании места размещения коммунально-складского объекта, не требующего создания санитарно-защитной зоны (площадки для хранения и переработки кабельной продукции), по улице 10 лет Октября в Центральном административном округе города Омска" признано утратившим силу.
Предприниматель, полагая, что решение Департамента является незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
16.01.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Департаментом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьёй 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 ЗК РФ.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Следовательно, выбор земельного участка по заявлению ИП Мартюшева Е.А. 04.02.2013 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, то есть не позднее 04.08.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта должно было быть принято не позднее 04.09.2013.
Фактически Распоряжение N 2531-р "О предварительном согласовании места размещения коммунально-складского объекта", было принято 03.10.2013.
Довод Департамента о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения N 131 от 19.06.2013 предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным, судом апелляционной инстанции отклоняется, в связи со следующим.
Действительно, пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Во исполнение указанной нормы Омским городским Советом принято Решение N 131 от 19.06.2013, которым был установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
В соответствии с постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно пункту 63 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в законную силу 29.06.2013, предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, коммунально-складских объектов, не требующих создания санитарно-защитных зон.
Как было выше сказано, статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
В рассматриваемом случае, с заявлением о выборе спорного земельного участка предприниматель обратился 04.02.2013.
То есть, на момент принятия Департаментом соответствующего решения по истечении установленного шестимесячного срока предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка, по мнению Департамента, могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Вместе с тем, согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача предпринимателем заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
С соответствующим заявлением, как уже указывалось выше, ИП Мартюшев Е.А. обратился к Департаменту до вступления в законную силу Решения N 131.
Ссылка Департамента на Постановление N 655, согласно которому Решение N 131 имеет обратную силу, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, по следующим основаниям.
Как было выше сказано, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на указанное постановление, податель жалобы не учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Кроме того, Постановление N 655 было принято 20.11.2013, а распоряжение Департамента N 1354-р об утверждении схемы расположения земельного участка принято 01.07.2013, распоряжение Департамента N 2531-р об утверждении акта выбора - 03.10.2013, то есть до принятия данного постановления, которым было дано толкование в определении действующей нормы акта во времени.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, а у Департамента отсутствуют основания для отмены своих решений, принятых в соответствии с нормами статей 30-31 ЗК РФ.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты, которой оно, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.01.2015 по делу N А46-1557/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1557/2014
Истец: ИП Мартюшев Евгений Анатольевич
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Омский городской совет
Третье лицо: Омский городской Совет