г. Тула |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А62-5499/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.04.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., в отсутствие истца - Департамента экономического развития Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758309410, ИНН 6730052443), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Струково" (Смоленская область, Дорогобужский район, д. Струково, ОГРН 1076726000900, ИНН 6704009748), третьего лица - Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (г. Смоленск), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.01.2014 по делу N А62-5499/2014 (судья Алмаев Р.Н.), установил следующее.
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Струково" (далее - ответчик, ООО "КСП Струково") о взыскании предоставленной субсидии в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 17.09.2012 N 640 (действовавшей в спорный период), сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 литр товарного молока при условии реализации молока не ниже первого сорта в размере 1 584 521 рубль 25 копеек, в том числе 596 745 рублей 55 копеек - в областной бюджет и 987 775 рублей 70 копеек - в федеральный бюджет.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.01.2015 в удовлетворении заявленных департаментом исковых требованиях отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, департамент обратился с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции неправомерно отклонил представленные департаментом в материалы дело товарно-транспортные накладные (молсырье) (форма N СП-33) подтверждающие поставку молока более низкого качества, чем указано в реестрах на реализованное молоко и справках-расчетах на предоставление субсидии на молоко, а свою позицию обосновал на противоречащих между собой доказательствах стороны не участвующей в деле. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 15.03.2013 N 156 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2013-2020 годы" (далее - Порядок N 156) в целях реализации мероприятий по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 литр товарного молока при условии реализации молока не ниже первого сорта (далее - субсидия на молоко) указанной выше программы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 17.09.2012 N 640, на основании договора о предоставлении субсидии на молоко от 04.04.2013 N 0061 и предоставленных ООО "КСП "Струково" документов Департаментом на счет общества перечислена субсидия на молоко на сумму 2 812 716 рублей 50 копеек, из них 1 142 422 рубля 50 копеек из областного бюджета и 1 670 294 рубля из федерального бюджета.
Согласно пункту 2.2.3 договора общество обязано использовать субсидию в целях, предусмотренных Порядком N 156.
На основании приказа Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 18.03.2014 N 79-ОД в отношении общества проводилась внеплановая проверка Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Генеральный директор общества В.Д. Кузнецов был ознакомлен под роспись с приказом о проведении внеплановой проверки от 18.03.2014 N 79-ОД.
В ходе проверки проверяющие пришли к выводу о неправомерном получении обществом субсидии на молоко на общую сумму 1 584 521 рубль 25 копеек, в том числе 596 745 рублей 55 копеек из областного бюджета, 987 775 рублей 70 копеек из федерального бюджета.
По результатам проверки составлен акт внеплановой проверки ООО "КСП "Струково" Дорогобужского района Смоленской области в ходе внеплановой проверки Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию от 11.04.2014 N 06-04/04-04.
В акте указано на то, что за январь - ноябрь 2013 года ООО "КСП "Струково" подавались в Департамент реестры на реализованное молоко и справки-расчеты на предоставление субсидии на молоко высшего сорта, однако согласно товарно-транспортным накладным (молсырье) (форма N СП-33) часть молока реализовывалось на молокозавод первым сортом, в его заключительной части указано на неправомерное получение обществом субсидии на молоко на общую сумму 1 584 521 рубль 25 копеек, в том числе 596 745 рублей 55 копеек из областного бюджета, 987 775 рублей 70 копеек из федерального бюджета.
Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами на основании акта внеплановой проверки от 11.04.2014 N 06-04/04-04 вынесено обществу предписание от 24.04.2013 о возврате полученной обществом субсидии на молоко на общую сумму 1 584 521 рубль 25 копеек, в том числе 596 745 рублей 55 копеек из областного бюджета, 987 775,70 рублей из федерального бюджета.
На основании результатов проведенной в отношении общества проверки Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию в адрес ответчика направлялась претензия от 30.06.2014 исх. N 2536-02 о возврате полученной суммы субсидии на молоко в полном объеме в областной и федеральный бюджеты. 14.07.2014 получен письменный отказ от возврата денежных средств.
Департамент обратился в суд с требованием к обществу о возврате предоставленной субсидии на молоко на общую сумму 1 584 521 рубль 25 копеек, в том числе 596 745 рублей 55 копеек из областного бюджета, 987 775 рублей 70 копеек из федерального бюджета.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Необходимо отметить, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" (далее - ФЗ "О развитии сельского хозяйства"), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу пункта 1 статьи 6 рассматриваемого закона одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 289 БК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть, без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Из указанных норм следует, что возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В целях реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 17.09.2012 N 640, постановлением Администрации Смоленской области от 15.03.2013 N 156 утвержден Порядок предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 литр товарного молока при условии реализации молока не ниже первого сорта", действовавший с 25.12.2013 по 26.01.2014.
В силу пункта 6 Порядка N 156 субсидия на молоко предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, относящимся к категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим свою деятельность на территории Смоленской области, не находящимся в стадии ликвидации или состоянии банкротства, производящим и реализующим молоко молокоперерабатывающим предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, индивидуальным предпринимателям и (или) осуществляющим собственную переработку молока (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), при условии сохранения поголовья коров не ниже уровня 1 января текущего года. Согласно пункту 4 Порядка N 156 "Главным распорядителем средств субсидии на молоко является Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию".
Пунктом 5 Порядка N 156 установлено, что "Предоставление субсидии на молоко осуществляется в целях увеличения производства молока на территории Смоленской области и недопущения снижения поголовья коров".
В силу пункта 7 Порядка N 156 "Субсидия на молоко предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям при заключении с Департаментом договора о предоставлении субсидии на молоко. Договор о предоставлении субсидии на молоко (далее - договор) должен содержать обязательства по:
- сохранению или увеличению поголовья коров молочного направления;
- сохранению или увеличению молочной продуктивности коров;
- сохранению или увеличению валового производства молока;
- сохранению или увеличению выхода телят на 100 коров;
- увеличению поголовья коров (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих по состоянию на 1 января 2013 года поголовье коров не менее 200 голов и осуществивших или планирующих восстановление производственных мощностей за счет капитального ремонта и модернизации имеющихся ферм в текущем финансовом году, ведущее к увеличению поголовья коров и валового производства молока на 1 января 2014 года относительно 1 января 2013 года).
Субсидия на молоко предоставляется ежемесячно при представлении в срок до 25-го числа следующего календарного месяца текущего финансового года в Департамент следующих документов: - заявления о предоставлении субсидии на молоко по форме, утвержденной приказом начальника Департамента;
- копии формы федерального статистического наблюдения N 24-СХ (N 3-фермер) за предыдущий год, заверенной получателем субсидии на молоко (один раз в год);
- копии сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции (форма N П-1 (СХ) за отчетный месяц для сельскохозяйственных организаций или фермер за отчетный квартал) и ежемесячного отчета о поголовье коров и производстве молока для индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств по форме, утвержденной приказом начальника Департамента;
- справки-расчета по форме, утвержденной приказом начальника Департамента; - реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку товарного молока, по форме согласно приложению N 6 к Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) от 14.01.2013 N 8;
- дефектного акта и сметы на проведение капитального ремонта (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих по состоянию на 1 января 2013 года поголовье коров не менее 200 голов и осуществивших или планирующих восстановление производственных мощностей за счет капитального ремонта и модернизации имеющихся ферм в текущем финансовом году, ведущее к увеличению поголовья коров и валового производства молока на 1 января 2014 года относительно 1 января 2013 года) (пункт 11 Порядка N 156).
Документы, указанные в пункте 11 Порядка N 156, рассматриваются Департаментом в течение 15 рабочих дней. Документы, представленные сельскохозяйственными товаропроизводителями для предоставления субсидии на молоко по ставкам, указанным в абзацах седьмом - десятом подпункта "а" пункта 10 настоящего Порядка, рассматриваются координационной комиссией по реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы на территории Смоленской области (далее - комиссия).
По результатам рассмотрения представленных документов комиссия принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии на молоко, которое оформляется протоколом. На основании соответствующего решения комиссии готовится приказ начальника Департамента о предоставлении субсидии на молоко. Департамент перечисляет средства субсидии на молоко на счета сельскохозяйственных товаропроизводителей, открытые в порядке, установленном федеральным законодательством.
Факт предоставления обществу субсидий в соответствии с вышеуказанным порядком в размере 2 812 716 рублей 50 копеек подтвержден материалами дела.
При этом общество приняло на себя обязательство по реализации молока не ниже первого сорта.
В соответствии с пунктом 14 порядка N 156 в случае выявления в течение текущего финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии на молоко, соответствующие средства подлежат добровольному возврату на лицевой счет Департамента, открытый в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области. Средства субсидии на молоко, предоставленные с нарушением условий, установленных при предоставлении субсидии на молоко, и выявленные по истечении соответствующего финансового года, подлежат добровольному возврату в областной бюджет. При отказе от добровольного возврата субсидии на молоко их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
В обоснование иска департамент ссылается на то, что согласно товарно-транспортным накладным (молсырье) (форма N СП-33) часть молока реализованного на молокозавод была более низкого качества, чем указано в реестрах на реализованное молоко и справках-расчетах на предоставление субсидии на молоко.
Вместе с тем ответчик, возражая против требований истца пояснил, что доставка молочной продукции из ООО "КСП "Струково" на молокоперерабатывающее предприятие производится транспортом покупателя; попутно транспорт молокоперерабатывающего предприятия получает молочную продукцию из других сельхозпредприятий и от частных лиц для полной загрузки; анализ качественных характеристик молочной продукции производится молокоперерабатывающим предприятием после прибытия транспорта, полученные данные указываются в товарно-транспортной накладной. Таким образом, в товарно-транспортных накладных указаны данные о качестве молока собранного от нескольких производителей. Данный факт сторонами не оспаривается.
В целях полного и всестороннего исследования доказательств арбитражным судом первой инстанции была истребована у закрытого акционерного общества "Кардымовский молочно-консервный комбинат" информация о качестве полученной молочной продукции, с указанием сорта принятого молока от ООО "КСП "Струково", согласно товарно - транспортных накладных N 3 от 03.08.2013, N 6 от 06.08.2013, N 7 от 07.08.2013, N 8 от 08.08.2013, N 9 от 09.08.2013, N 10 от 10.08.2013, N 12 от 12.08.2013, N 13 от 13.08.2013, N 14 от 14.08.2013, N 15 от 15.08.2013, N 16 от 16.08.2013, N 19 от 19.08.2013, N 20 от 20.08.2013, N 24 от 24.08.2013, N 26 от 26.08.2013, N 27 от 27.08.2013, N 28 от 28.08.2013, N 30 от 30.08.2013, N 31 от 31.08.2013.
Из представленных на запрос суда документов следует, что закрытым акционерным обществом "Кардымовский молочно-консервный комбинат" было принято в августе 2013 года от ООО "КСП "Струково" молоко только высшего качества.
Из реестров поступления молока от ООО "КСП "Струково" на ЗАО "Кардымовский молочно-консервный комбинат" следует, что за период январь-ноябрь 2013 года молоко поставлялось на молокоперерабатывающее предприятие высшего и первого сорта
С учетом изложенного, доводы департамента о поставке молока более низкого качества, чем указано в реестрах на реализованное молоко и справках-расчетах на предоставление субсидии на молоко как основание возврата субсидии, обоснованно отклонено судом первой инстанции.
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Из этой нормы следует, что ограничение использования отдельных средств доказывания при установлении обстоятельств дела могут быть установлены только законом. Постановление Госкомстата РФ не является законом, а, кроме того, из содержания указанного Постановления не следует, что утверждение федеральным органом исполнительной власти соответствующей формы по учету реализации молочной продукции влечет недопустимость использования иных средств доказывания при установлении факта поставки молока, поскольку обязанность оформления первичных учетных документов по установленным формам предусмотрена для целей бухгалтерского учета (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 августа 2005 года N Ф08-3814/2005 по делу N А53-13489/2003-С3-36). При этом согласно Информации Министерства финансов N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
Исходя из вышеприведенных положений БК РФ и Порядка предоставления субсидий обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях: нецелевого использования бюджетных средств; неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае доводы Департамента сами по себе не являются основанием для возврата полученных ООО "КСП "Струково" денежных средств.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию, изложенную департаментом в суде первой инстанции. Данные доводы были исследованы судом и обоснованно отклонены им. Оснований к переоценке выводов и отмене решения суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.01.2014 по делу N А62-5499/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5499/2014
Истец: Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию
Ответчик: ООО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Струково"
Третье лицо: Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами, Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействия с административными органами