г. Томск |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А27-20647/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 14)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 января 2015 года
по делу N А27-20647/2014 (судья И.А.Конарева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шерегеш-Энерго", Кемеровская область, Таштагольский район, пгт. Шерегеш (ОГРН 1034228000553, ИНН 4228008050)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 14), г.Таштагол, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)
о признании недействительным решения N 14000019 о.с.с (доходы) от 29.07.2014
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шерегеш-Энерго (далее - заявитель, ООО "Шерегеш-Энерго", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 14) (далее - заинтересованное лицо, ГУ КРО ФСС, Фонд, апеллянт) N14000019 о.с.с (доходы) от 29.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным, об обязании ГУ КРО ФСС РФ устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности) к зачету не принимаются и не подлежат возмещению в установленном порядке; оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, не является видом пособий по государственному социальному страхованию и производится работодателем в рамках трудовых отношений, подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в установленном законодательством порядке, указанные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению. Письменный отзыв заявителя в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении), заявив ходатайства о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ГУ КРОФСС (филиал N 14) на основании решения N 14000019о.с.с (доходы/расходы) от 09.06.2014 была проведена проверка с 09.06.2014 по 30.06.2014 общества по правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт N 14000019 о.с.с. выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.06.2014. Заявителем были представлены возражения на указанный акт проверки.
29.07.2014 по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя ГУ КРОФСС было вынесено решение N 14000019о.с.с. (доходы) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее по тексту - оспариваемое решение, решение от 29.07.2014). ГУ КРОФСС было установлено, что страхователем в налогооблагаемую базу не включены суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, представляемые для ухода за детьми инвалидами в размере 29524,57 рублей, а также выявлены расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенных страхователем на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов в сумме 101289, 95 коп. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 105 296,02 рублей. Кроме того, заявитель привлечен к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 801,21 рубль.
Не согласившись с оспариваемым решением, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт наличия ошибки в листке нетрудоспособности, допущенной медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов, а также из того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление страховых взносов (пени, штрафа).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели) и граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В соответствии с продпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса РФ установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" - далее Закон N 255-ФЗ.
Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Полномочия Фонда для необходимых проверок обоснованности расходования средств обязательного социального страхования предусмотрены пунктами 1, 2 статьи 11 названного Закона.
Право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям, также предусмотрено пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод ГУ КРОФСС о неправомерности расходов, произведенных страхователем с нарушением требований нормативных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по листкам нетрудоспособности, выданных Каташевой Л.С., Краевой Г.С., Мурашовой Г.П., Печенкину Г.П., Старикову М.М., Твердохлыбову В.В., Рудниченко Т.И., Сосниной А.П., Качкаеву А.П., Ощепковой Т.Н., Назаровой Н.А., Тортумашеву К.М., Пьянковой Ю.П.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право:
1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;
4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 624н).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушениями Порядка N 624, а именно:
1. В нарушение пункта 61 Порядка N 624н выданы листки нетрудоспособности:
- N 003254453075 на период с 27.07.2011 по 21.08.2011 на имя Каташевой А.В., выдан 27.07.2011;
- N 003254319026 выдан на период с 01.07.2011 по 28.07.2011 на имя Кравевой ГС., выдан 01.07.2011;
-N 001890582854 выдан на период с 27.06.2011 по 15.07.2011 на имя Мурашовой Г.П., выдан 15.07.2011;
-N 003254510426, выдан на период с 08.07.2011 по 01.08.2011 на имя Печенкина Г.А., выдан 08.07.2011;
- N 003254177867, выдан на период с 09.08.2011 по 02.09.2011 на имя Старикова М.М.;
-N 003254001963 на имя Твердохлыбова В.В., выдан на период с 17.07.2011 по 17.08.2011, выдан 28.07.2011.
В указанных листках нетрудоспособности в строке "Иное"" после кода 31 проставлена дата.
2. А также листки нетрудоспособности N 059729897648, выданный на период с 16.08.2013 по 01.09.2013 на имя Рудниченко Т.И., вид нетрудоспособности - общее заболевание, выданный 16.08.2013 и N 053758627803, выданный на период с 08.11.2012 по 11.11.2012на имя Качкаева А.П., вид нетрудоспособности - общее заболевание, выданный 08.11.2012 в нарушение пункта 8 и 15 главы 3 Приказа N 502 указанные больничные листы выписаны врачом и председателем врачебной комиссии - одним лицом.
3. В нарушении пункта 56 главы 9 Порядка N 624н листок нетрудоспособности N059400538761, выданный на период с 17.12.2012 по 21.12.2012 на имя Сосниной А.П., вид нетрудоспособности - уход за больным ребенком до 7 лет, выданный17.12.2012, принят к оплате с исправлениями внесенными лечебными учреждениями.
4. Кроме того, страхователем принимались листки нетрудоспособности оформленные в нарушении пункта 6 Порядка N 624н, а именно:
- N 059393742038, выдан на период с 15.03.2013 по 24.03.2013 на имя Качкаева А.П., выдан 15.03.2013, N 085950942640, выданный на период с 25.03.2013 по 26.04.2013 на имя Качкаева А.П, выданный 24.04.2013;
- N 059710674297, выданный на период с 14.12.2012 по 24.12.2012 на имя Качкаева А.П., выдан 21.12.2012;
- N 05963536333, выданный на период с 02.10.2012 по 19.10.2012 на имя Качкаева А.П., выдан 17.10.2012;
- N 027990955763, выдан на период с 06.06.2012 по 21.06.2012 на имя Ощепковой Т.Н., выдан 21.06.2012,;
- N 044839261716 выдан на период с 22.06.2012 по 19.07.2012 на имя Ощепковой Т.Н.,;
- N 094310777430, выдан на период с 09.07.2013 по 19.07.2013 на имя Рудниченко Т.И., выдан 15.07.2013;
- N 048816878916, выдан на период с 18.07.2012 по 25.07.2012 на имя Назаровой Н.А., выдан 25.07.2013;
- N 048822524584, выдан на период с 29.05.2012 по 09.06.2012 на имя Тортумашева К.М., выдан 07.06.2012;
- N 048804726647, выдан на период 04.06.2012 по 05.07.2012 на имя Пьянковой Ю.П., выдан 25.06.2012, также в указанном листке нетрудоспособности неверно указана дата освобождения от работы.
5. В нарушение пункта 28 главы 3 Порядка N 624н принят листок нетрудоспособности: N 094387564207, выдан на период с 02.09.2013 по 16.09.2013 на имя Качкаева А.П., выдан 02.09.2013,указанный листок нетрудоспособности закрыт позже даты направления на МСЭ.
В нарушение пункта 11.1 "Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 страхователем рассчитаны пособия из расчета минимального размера оплаты труда, принят листок нетрудоспособности N 003254319026 за период с 01.07.2011 по 28.07.2011, выданный на имя Краеву Г.С.
В связи с вышеуказанными нарушениями сумма расходов, произведенных с нарушением установленных правил, по расчетам ГУ КРОФСС составила 105296,02 рублей.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что выявленные входе проверки нарушения, допущенные медицинскими учреждениями, являются незначительными.
Более того, Фондом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено в материалы дела доказательств того, что данные недостатки в оформлении больничных листков влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
С 01.01.2010 вступил в силу пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, согласно которому страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
Следовательно, сам по себе факт выдачи медицинским учреждением спорных листков нетрудоспособности с нарушениями, при наличии иных условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в указанной части.
В части выводов суда первой инстанции о необоснованности утверждения Фонда о занижении базы для начисления страховых взносов на выплаты, производимые Обществом в связи с предоставлением дополнительных выходных дней одному из родителей по уходу за ребенком-инвалидом, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, организации.
В соответствии со статьей 18 названного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, который определяется по месту работы.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 08.06.2010 года N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При этом оплата выходного дня производится за счет средств ФСС РФ (пункт 10 Постановления Минтруда РФ N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации").
Аналогичное требование содержит Федеральный закон от 24.07.2009 года N 213-ФЗ, согласно части 17 статьи 37 которого с 01.01.2010 года финансовое обеспечение на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 25.02.2013 N ВАС-1344/13 по делу N А05-5260/2012 указал, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что выплата, произведенная обществом работникам в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, являются правильными.
Так же суд обоснованно не принял доводы Фонда о нарушении обществом по листкам нетрудоспособности N 003154320351, N 003254319026 порядка расчета пособия по временной нетрудоспособности в нарушение части 1.1. статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже минимального размера оплаты труда
В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 и 11 Федерального закона N 255-ФЗ. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, на 30,4.
Согласно пункту 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 данного Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В соответствии с частью 1 статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты" в Кемеровской области введен коэффициент к заработной плате в размере 1,3.
Поскольку на территории Кемеровской области к заработной плате установлен районный коэффициент 1,3, обществом расчет пособия по временной нетрудоспособности осуществлен из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Указанный подход согласуется с позицией, изложенной в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2014 по делу N А27-8955/2013, Определением ВАС РФ от 26.05.2014 N ВАС-5881/14 отказано в передаче дела NА27-8955/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд апелляционной инстанции, поддерживает вывод суда о том, что при определении размера пособия работнику исчисление среднего дневного заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента 1,3.
В нарушение статьи 65, 200 АПК РФ Фондом социального страхования не представлены в материалы дела доказательства нарушения обществом действующего законодательства при исчислении среднего дневного заработка, рассчитанного из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе пособия - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из минимального размера оплаты труда.
Доводы Фонда социального страхования о необоснованном применении обществом районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда основаны на неверном толковании норм трудового законодательства и законодательства о социальном страховании.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку ГУ - КРОФСС РФ освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 января 2015 года по делу N А27-20647/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20647/2014
Истец: ООО "Шерегеш-Энерго"
Ответчик: ГУ - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ N 14