город Москва |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А40-114389/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей: Савенкова О.В., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Меликсетяном А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "05" марта 2015 г.
по делу N А40-114389/2014, принятое судьей Прижбиловым С.В.(181-58),
по иску Брянской городской администрации (ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574)
к 1) Министерству финансов РФ (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636),
2) Департаменту финансов Брянской области (ИНН 3234012310, ОГРН 1023202746577)
третье лицо: Финансовое управление Брянской городской администрации
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Романов Б.С. по доверенности от 13.01.2015 ;
от ответчиков: не явились, извещены;
от третьего лица: не явился, извещен;
Брянская городская администрация (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Министерству Финансов Российской Федерации и Департаменту финансов Брянской области (далее ответчик) о взыскании убытков в сумме 1 026 207 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2015 г. исковые требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению.
Представители Министерства финансов РФ и Департамента финансов Брянской области в судебное заседание апелляционного суда не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в их отсутствие. Представитель истца и третьего лица с решением суда согласны, просили оставить его без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение от 05.03.2015 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Советского районного суда города Брянска от 12.10.2012, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11.12.2012, суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить Филиной Татьяне Анатольевне вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города.
Во исполнение решения Советского районного суда города Брянска от 12.10.2012 Брянская городская администрация предоставила Филиной Т.А. по договору социального найма жилое помещение, находящееся по адресу: г. Брянск, уж. Флотская, д.32, кв.203, общей площадью 37,8 кв.м., которое было приобретено в собственность муниципального образования "город Брянск" за 1 026 207 рублей.
Между Бежицкой районной администрацией города Брянска, действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования г. Брянск, Брянской городской администрацией, и Филиной Т.А. заключен договор социального найма N 1318 от 24.02.2014.
Постановлением Брянской городской администрации от 07.05.2014 N 1111-зп указанное жилое помещение было передано в собственность Филиной Т.А.
Судами первой и последующих инстанций было установлено, Филина Т.А. относится к категории детей-инвалидов, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004. Филина Т.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья на основании распоряжения Фокинской районной администрации г. Брянска N 217 от 23.06.2009.
Как следует из буквального толкования статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом в силу части 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться категориям граждан, определенным федеральным законом или Указом Президента органами местного самоуправления, только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, между истцом и ответчиком возникли бюджетные правоотношения, к которыми в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип разграничения доходов, расходов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, который означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, учитывая то, что Филина Т.А. принята на учет и обеспечена жилым помещением на основании статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ и статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что расходные обязательства по обеспечению Филиной Т.А. жилым помещением относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку она относится к категории граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма, установленной федеральным законом.
С целью финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, в соответствии с пунктом 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета должны предоставляться межбюджетные трансферты в форме субвенций.
Указанные субвенции на основании статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации передаются в соответствующий местный бюджет в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации.
Таким образом, удовлетворяя исковое требование о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции руководствовался статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 17, 28 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и обоснованно исходил из того, что истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду, однако федеральный орган государственной власти расходы на выполнение названных полномочий истца за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал; доказательств того, что ответчиком органу местного самоуправления в рассматриваемый период выделены финансовые средства на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, Минфином России не представлено.
Указанное соответствует правой позиции, изложенной в Определение Верховного суда Российской Федерации от 25.03.2015 года N 303-ЭС15-1830 по делу N А51-16893/2014.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии апелляционного суда не имеется оснований для их переоценки. Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "05" марта 2015 г. по делу N А40-114389/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114389/2014
Истец: МО город Брянск в лице Брянской городской администрации, Муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации
Ответчик: Департамент финансов Брянской области, Министерство Финансов РФ, РФ в лице Министерство финансов РФ
Третье лицо: Финансовое управление Брянской городской администрации
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6985/15
14.04.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11114/15
05.03.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-114389/14
01.12.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-114389/14