г. Москва |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А40-101915/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Мосесовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2015 г.
по делу N А40-101915/09, принятое судьей Козловским В.Э. (шифр судьи 102-838),
по иску Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро" (ОГРН 107 5260017865, ИНН 5260197541)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Администрация Нижнего Новгорода; 2) Нижегородская область в лице департамента финансов.
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Пащенко М.А. по доверенности от 12.01.2015;
от ответчика: Рыбина И.В. по доверенности от 03.04.2015,
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
МУАП "Нижегородское метро" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 67 760 900 руб.75 коп., в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра в 2008 году.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2012 года по делу N А40-101915/09 исковые требования МУАП "Нижегородское метро" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам вышеназванного судебного акта.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.01.2014 года отменено решение суда от 17.02.2012 года по делу N А40-101915/09 по новым обстоятельствам.
При новом рассмотрении, решением суда от 13.02.2015 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МП "Нижегородское метро" взысканы убытки в сумме 3 748 801 руб. 17 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 5 532 руб. 39 коп..
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств, неправильный расчет убытков и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
МП "Нижегородское метро" не согласилось с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворения заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Администрация Нижнего Новгорода представила письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционных инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь коммерческой организацией, осуществляющей регулярные перевозки пассажиров электротранспортом на платной основе в Нижнем Новгороде, оказал за период 2008 года услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов Российской федерации на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 67 760 900 руб.75 коп..
Согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст. ст. ст. 3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
На территории Нижегородской области в 2008 году действовало Постановление Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", которым утверждены Положения о распределении средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Нижегородской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Положение о распределении между предприятиями транспорта средств, полученных от реализации ЕСПБ на территории Нижегородской области.
Исходя из Постановления Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 года N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" следует, что в нем не установлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций (исходя из провозной платы) на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Нижегородской области и общим плановым объемом расходов. Постановление N 3 не содержит правил учета, документирования или расчета фактических расходов транспортных предприятий, выпадающей провозной платы, что не позволяет в полной мере оценить реальность ущерба, понесенного транспортными организациями в связи с осуществлением ими перевозки льготных категорий граждан и, как следствие определить размер компенсации.
Как установлено, размер непокрытого убытка (не возмещенной платы) определен истцом с учетом сложившегося порядка оказания услуг перевозки льготникам, предусматривающего выдачу единого льготного месячного билета, и основан на следующих показателях: вид транспорта (метро), количество федеральных льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству проданных ЕСПБ), стоимости одной поездки на данном виде транспорта (метро), количество поездок одного льготника на данном виде транспорта, суммы поступления из бюджета.
Вместе с тем, согласно пункта 1.1 Положения о ЕСПБ, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 года N 3, действие ЕСПБ распространяется на все виды городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также распространяется на пригородный автотранспорт, за исключением маршрутного такси.
Поэтому, как правильно указал суд первой инстанции, по ЕСПБ льготные категории граждан могли воспользоваться поездками, как в наземном городском транспорте, так и в метро, и в этой связи метро участвует в общем пассажирообороте.
В Нижнем Новгороде метро является не единственным видом транспорта, социальных (не единых) проездных билетов отдельно на каждый из 4-х видов городского транспорта нормативными правовыми актами Нижегородской области не вводилось. Поэтому, не применимо для расчета расходов за проезд льготных категорий граждан на метро 30 поездок в месяц при действии ЕСПБ на всех видах транспорта.
Принимая контррасчет ответчика и определяя размер убытков в сумме 3 748 801 руб. 17 коп., суд первой инстанции обоснованно указал, что на основании ЕСПБ льготные категории граждан осуществляют фактический проезд на всех видах транспорта в городском и пригородном сообщении, от количества ЕСПБ производится дальнейший расчет расходов за перевозку, при этом к ЕСПБ (поскольку оно равно количеству льготников) применяется доля транспортной работы предприятия в соответствии с методологией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2015 г. по делу N А40-101915/09 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101915/2009
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7753/10
14.04.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8971/15
13.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-101915/09
03.09.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7753/10
03.06.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16795/14
15.01.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-101915/09
08.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7753/10
06.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/8476-10