г. Хабаровск |
|
14 апреля 2015 г. |
А73-15847/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Атлантикс": представитель не явился;
от Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Затыльный М.А., представитель по доверенности от 17.12.2014 N 18; Штатолкин Е.Ю., представитель по доверенности от 17.12.2014 N 25
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Атлантикс"
на решение от 21.01.2015
по делу N А73-15847/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Атлантикс"
к Дальневосточному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным решения Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выраженного в Приказе от 31.07.2014 N 285,
об обязании Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору восстановить объект "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" в реестре объектов государственного строительного надзора
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлантикс" (далее - ООО "Атлантикс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Дальневосточное управление Ростехнадзора) о признании недействительным решения Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выраженного в Приказе от 31.07.2014 N 285, об обязании Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору восстановить объект "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" в реестре объектов государственного строительного надзора.
Решением суда первой инстанции от 21.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом от 21.01.2015, ООО "Атлантикс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств по делу, а также незаконностью и необоснованностью решения суда, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество с ограниченной ответственностью "Атлантикс", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств не заявляло.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании разрешения на строительство объекта капитального строительства от 30.04.2008 N RU25304000-36/2008 (с учетом изменений от 28.08.2012) ООО "Атлантикс" осуществляет строительство объекта "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея", расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, 52-58.
В связи с заглублением подземной части объект капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" был отнесен к уникальным объектам и включен в реестр объектов государственного строительного надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора.
Как установлено судом, в период с 14.07.2014 по 31.07.2014 заместителем начальника межрегионального отдела государственного строительного надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора Штатолкиным Е.Ю. была проведена выездная проверка ООО "Атлантикс" в отношении объекта капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке", в ходе которой было установлено, что максимальное заглубление подземной части здания от планировочной отметки земли составляет до 14 метров, в связи с чем, вышеуказанный объект капитального строительства не подпадает под понятие "уникальное здание" согласно пункту 4 части 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что было отражено в акте проверки от 31.07.2014 N 05-25-09-149-02.
Приказом Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.07.2014 N 285 объект капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" был снят с государственного строительного надзора и исключен из реестра объектов государственного строительного надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора.
Уведомлением от 07.08.2014 N 05-13/5484 Дальневосточное управление Ростехнадзора известило ООО "Атлантикс" о прекращении федерального государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ, в части изменения характеристики заглубления подземной части с 10 метров до 15 метров ниже планировочной отметки земли и утраты объектом признака уникальности согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решение Дальневосточного управления Ростехнадзора, выраженное в Приказе от 31.07.2014 N 285, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Атлантикс", Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из положений части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5.1 статьи 6 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Из материалов дела следует, что решением Дальневосточного управления Ростехнадзора, выраженным в Приказе от 31.07.2014 N 285, объект капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" был снят с государственного строительного надзора и исключен из реестра объектов государственного строительного надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора.
Как установлено судом из уведомления от 07.08.2014 N 05-13/5484, Дальневосточное управление Ростехнадзора прекратило федеральный государственный строительный надзор объекта капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке", в связи с изменениями, внесенными ФЗ от 28.11.2011 N 337-ФЗ, в части изменения характеристики заглубления подземной части с 10 метров до 15 метров ниже планировочной отметки земли и утраты объектом признака уникальности согласно статье 48.1 ГрК РФ.
В силу части 2 статьи 48.1 ГрК РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений ФЗ от 28.11.2011 N 337-ФЗ, к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.
Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 28.11.2011 N 337-ФЗ) в часть 2 статьи 48.1 ГрК РФ были внесены изменения, согласно которым к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
В силу пункта 1.1 Свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.12.2010 N 778, высота здания определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене верхнего этажа, в том числе мансардного. При этом верхний технический этаж не учитывается.
В соответствии с приложением Б к СП 54.13330.2011 планировочная отметка земли - уровень земли на границе земли и отмостки здания.
Из представленных в дело чертежей "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" "стадия П" шифр 16/07-АР листы 23 и 24 (в разрезе 3-3) судом установлено, что высота здания от планировочной отметки земли до низа подоконника последнего жилого этажа составляет 74 850 мм или 74,85 м.
Следовательно, высота здания составляет менее 100 метров, в связи с чем, по признаку высоты здания, как правильно определил суд, уникальность объекта капитального строительства отсутствует.
В соответствии с представленными в дело чертежами "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" "стадия П" шифр 16/07-АР листы 23 и 24 (в разрезе 3-3) планировочная отметка земли составляет 33,20 м в абсолютных отметках или -2,000 м в относительных отметках.
Отметка пола наиболее заглубленного помещения составляет 19,30 м в абсолютной отметке или -15,900 м в относительной отметке.
Таким образом, по обоснованному выводу суда, разность отметок от планировочной отметки земли до пола наиболее заглубленного помещения составляет 13,900 м (33,20 м - 19,30 м = 13,90 м или -2,000 м - (-15,900 метров)=13,900 м), что менее 15 м.
Учитывая, что высота объекта капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" составляет 74,85 м, а заглубление подземной части здания составляет 13,9 м, указанный объект капитального строительства не обладает признаками уникальных объектов, предусмотренными частью 2 статьи 48.1 ГрК РФ, с учетом изменений, внесенных ФЗ от 28.11.2011 N 337-ФЗ.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, обществом в материалы дела не представлено.
Судом правомерно отклонены приведенные в заявлении доводы Общества о том, что наиболее приемлемым вариантом расчета высоты здания является величина от самой нижней точки объекта до самой высокой, что достигается путем сложения значений нижней отметки объекта и наивысшей, и поскольку в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства, прошедшей государственную экспертизу, высота объекта при сложении наивысшего (+84,600 м) и нижнего (-15,900 м), составляет 100,5 м, в соответствии с частью 2 статьи 48.1 ГрК РФ объект подпадает под понятие уникального здания, надзор за строительством которого должен осуществляться Дальневосточным управлением Ростехнадзора.
В данном случае, как обоснованно определил суд, Общество ошибочно принимает в расчет для определения заглубления подземной части здания отметку низа фундаментной плиты (абсолютная отметка 18,00 м).
При определении характеристик уникальности объектов заглубление подземной части следует определять как разность планировочной отметки земли и отметки пола наиболее заглубленного помещения объекта, которая как было указано выше, в рассматриваемой ситуации составляет 13,900 м.
Из пункта 4.1 Положительного заключения государственной экспертизы проектной документации "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" от 21.02.2008 N 099-08/ГГЭ-5297/05, выданного ФГУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ", также следует, что максимальное заглубление подземной части здания от планировочной отметки земли составляет до 14 м, то есть менее 15 м.
Таким образом, по обоснованному выводу суда, объект капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" не содержит признаков уникальности, предусмотренных частью 2 статьи 48.1 ГрК РФ, и не подпадает под федеральный государственный строительный надзор, осуществляемый Дальневосточным управлением Ростехнадзора.
Вследствие этого, как правильно определил суд, приказом Дальневосточного управления Ростехнадзора от 31.07.2014 N 285 объект капитального строительства "Общественно-жилой комплекс "Тополиная аллея" по Океанскому проспекту, 52-58 в г.Владивостоке" был правомерно снят с государственного строительного надзора и исключен из реестра объектов государственного строительного надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора, в связи с несоответствием его понятию уникальности.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал, что решение Дальневосточного управления Ростехнадзора, выраженное в Приказе от 31.07.2014 N 285, принято в соответствии с требованиями ГрК РФ, а также СП 54.13330.2011 и не нарушает права и законные интересы ООО "Атлантикс", отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обществу с ограниченной ответственностью "Атлантикс" следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 16.02.2015 N 53, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.01.2015 по делу N А73-15847/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Атлантикс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 16.02.2015 N 53, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15847/2014
Истец: ООО "Атлантикс"
Ответчик: Дальневосточное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору