г. Ессентуки |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А18-785/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.01.2015 по делу N А18-785/2014 (судья Нальгиев Б.Х.)
по заявлению конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия "Дорожно-эксплуатационное управление" Яндиева Магомеда Беслановича (Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Муталиева, д.10),
к Государственной инспекции труда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия, г. Магас, ул. Новая, д.11),
об оспаривании постановления и предписания по делу об административном правонарушений,
при участии в судебном заседании от Государственной инспекции труда Республики Ингушетия - Бузуртанова М. М. по доверенности N 10-304-15-ИСХ от 10.04.2015.
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий Государственного унитарного предприятия "Дорожно - эксплуатационное управление" Яндиев Магомед Бесланович (далее - заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Ингушетия (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконными и отмене Предписания Главного государственного инспектора труда отдела по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Республике Ингушетия N 93-ВП-14/16 от 23.09.2014 об устранении нарушения трудового законодательства в отношении Государственного унитарного предприятия "Дорожно - эксплуатационное управление" (далее - предприятие) и постановления Государственной инспекции труда в Республике Ингушетия N 93-ВП-14/9 от 01.10.2014 о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.01.2015 требования заявителя удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для привлечения предприятия к административной ответственности.
Не согласившись с решением, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить в связи с неподведомственностью спора Арбитражному суду.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.04.2014 по делу N А18-770/13 Государственное унитарное предприятие "Дорожно-эксплуатационное управление" (далее - предприятие) признано несостоятельным (банкротом). В отношении предприятия открыто конкурсное производство.
Приказом от 14.07.2014N 5 в соответствии с п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с 01.08.2014 уволены 54 работника предприятия.
Работникам предприятия не выплачена в полном объеме в установленные сроки заработная плата.
В нарушение ст.140, 178 ТК РФ при увольнении 54 работникам предприятия не выплачено выходное пособие и с ними не произведен полный расчет.
Проверкой установлено, что в нарушение ст. 140, 178, 136 ТК РФ, предприятие имеет задолженность перед 257 работниками. Общая сумма задолженности составляет 6 864 482 руб., в том числе: компенсация за неиспользованные отпуска перед 254 работниками в размере 4 505 546 руб., выходное пособие за два месяца перед 54 работниками в размере 1 307 150 руб., текущая задолженность по заработной плате перед 7 работниками в размере 1 051 776 руб., что подтверждается платежно - расчетными ведомостями и справкой, выданной конкурсным управляющим.
Причиной невыплаты заработной платы в установленные сроки явилось отсутствие денежных средств на расчетном счете предприятия.
На основании изложенного оспариваемым постановлением N 93-ВП-14/9, предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, за нарушение требований статей 136, 140, 178 ТК РФ в части своевременной выплаты заработной платы, расчета при увольнении.
Считая, что постановление является незаконным, предприятие в лице конкурсного управляющего обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предприятие в лице конкурсного управляющего не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку несвоевременная выплата заработной платы конкурсным управляющим в процессе конкурсного производства непосредственно не обусловлена нарушением трудовых отношений.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований ст. 136, 140, 178 ТК РФ в части несвоевременной выплаты заработной платы, расчета при увольнении.
Согласно ч. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Закона N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Из содержания приведенных норм права следует, что с даты открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего именно конкурсный управляющий отвечает за исполнение обязательств должника и на период конкурсного производства осуществляет полномочия руководителя и собственника должника, следовательно, он представляет должника во всех органах власти в том числе административных, и является субъектом ответственности за правонарушения должника, поэтому не подлежат удовлетворению доводы апеллянта о том, что к административной ответственности привлекалось предприятие, а не конкурсный управляющий.
Конкурсный управляющий при осуществлении своей деятельности действует в пределах специальных полномочий, определенных Законом N 127-ФЗ, а не ТК РФ.
В соответствии с Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2008 N 12137/08 несвоевременная выплата заработной платы конкурсным управляющим в процессе конкурсного производства непосредственно не обусловлена нарушением трудовых отношений.
Конкурсный управляющий не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 5.27 КоАП РФ, поскольку отношения между работниками предприятия и конкурсным управляющим связаны с исполнением полномочий последним и регулируются нормами законодательства о банкротстве. В данном случае работники предприятия являются кредиторами должника.
Указанный вывод подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 11838/05, в котором суд удовлетворил заявление конкурсного управляющего о неправомерности привлечения его к ответственности, предусмотренной статьей 5.27 КоАП РФ, поскольку отношения между работниками предприятия и конкурсным управляющим в период конкурсного производства связаны с исполнением полномочий конкурсного управляющего и регулируются нормами не трудового законодательства, а законодательства о банкротстве.
Так как конкурсный управляющий при осуществлении своей деятельности действует в пределах специальных полномочий, определенных Законом N 127-ФЗ, а не ТК РФ, возникшие правоотношения в данном случае регулируются нормами законодательства о банкротстве, следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что конкурсный управляющий не может быть привлечен к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о неподведомственности спора Арбитражному суду подлежит отклонению в связи со следующим.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 17.01.2006 N 11838/05 по делу N А74-743/2005 указал, что дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего предприятием, признанным банкротом, подведомственны арбитражному суду, поскольку его действия, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, связаны с исполнением им полномочий арбитражного управляющего и регулируются Законом о банкротстве.
Следовательно, арбитражным судом обоснованно принято к своему производству данное дело.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем не подлежит удовлетворению апелляционная жалоба инспекции.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.01.2015 по делу N А18-785/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-785/2014
Истец: Конкурсный управляющий ГУП "ДЭУ" Яндиев М. Б., Яндиев М Б
Третье лицо: Государственноя инспекция труда в Республике Ингушетия, Государственноя инспекция труда в РИ