город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2015 г. |
дело N А53-24321/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы": представитель Яхонтов С.В. по доверенности N 16-15 от 12.01.2015, паспорт;
остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УРОЖАЙ-92 " на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2015 по делу N А53-24321/2014, принятое судьей Смольковой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью " УРОЖАЙ-92 " к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" третьи лица: открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"; Администрация Октябрьского района Ростовской области; Гаврикова Таисия Сергеевна; Лобадина Любовь Федоровна; Маар Виктор Аркадьевич; Цыганкова Ирина Александровна; Камышов Борис Николаевич; Камышова Анна Серафимовна о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Урожай-92" обратилось в Арбитражный суд Ростовской с иском о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области по постановке на кадастровый учет земельного участка общей площадью 14 220 кв.м. с кадастровым номером 61:28:0600004:748, расположенного по адресу: Ростовская область, район Октябрьский, с/п Артемовское, вблизи х. Киреевка, вдоль автомобильной дороги Шахты-Белая Калитва 0-00-1-450.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия заинтересованного лица не могут быть расценены как противоречащие требованиям закона и нарушающие права заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УРОЖАЙ-92" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и заявленные требования удовлетворить.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в судебном заседании указал на законность и обоснованность принятого судебного акта, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Истец и ответчик, а также третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "УРОЖАЙ-92" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:580 общей площадью 330 276 кв.м, находящегося по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, предоставленного для производства сельскохозяйственной продукции с 15 февраля 2010 по 14 февраля 2059, что подтверждается договором аренды земельного участка от 15 февраля 2010.
В сентябре 2014 года заявителю стало известно о том, что Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области 16 июля 2014 открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС") выдано разрешение N RU 61 0 00 0 00 -29 на реконструкцию объекта капитального строительства: "Реконструкция сети хозяйственно-питьевого водопровода ПС 500 кВ "Шахты" для нужд ОАО "ФСК ЕЭС".
В рамках выданного разрешения предусматривается строительство трассы ВОЛС в границах земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:748.
В Администрации Октябрьского района Ростовской области заявителю пояснили, что в этих целях был утвержден проект границ земельного участка, проведено его межевание, земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 61:28:0600004:748.
В настоящее время данный земельный участок находится в аренде (арендодателем является Муниципальное образование "Октябрьский район" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района).
Заявитель считает, что межевание земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:748 было проведено неверно, координаты данного земельного участка не соответствуют их фактическому расположению на местности и налагаются на земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600004:580, землепользователем которого является заявитель, при межевании данного земельного участка не были учтены требования СНиП 2.04.02-84 и СанПиН 2.1.4.1110-02.
Считая, что уполномоченный орган осуществил кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:748 без принятия во внимание факта вхождения в его площадь земельного участка иного правообладателя, проведение кадастрового учета земельного участка общей площадью 14 220 кв.м с кадастровым номером 61:28:0600004:748, расположенного по адресу: Ростовская обл., р-н Октябрьский, с/п Артемовское, вблизи х.Киреевка, вдоль автомобильной дороги Шахты-Белая Калитва 0-00-1-450, было осуществлено с нарушением прав ООО "УРОЖАЙ-92", поэтому решение о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка нарушает права и законные интересы ООО "УРОЖАЙ-92".
Полагая, что действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области являются незаконными, общество с ограниченной ответственностью "Урожай-92" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений части 4 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", а также другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предписывает в обязательном порядке согласовывать местоположение границ земельного участка с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Сведения о таком согласовании должны содержаться в межевом плане, который является обязательным документом, представляемым заявителем для кадастрового учета.
Обязательные правила межевания территории определены Положением о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105, согласно которым, границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных участков, сданных в аренду до принятия указанного Положения, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Межевание включает: подготовительные работы (сбор заявок владельцев недвижимости на установление границ земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству по всем объектам, расположенным на территории квартала, микрорайона, подлежащей межеванию, проектно-планировочной и градостроительной документации опорных планов, планов инженерно-транспортной инфраструктуры, документов землеотвода, правоустанавливающих документов на пользование земельным участком; обследование подлежащей размежеванию территории в натуре и выявление фактического использования земельного участка); разработку плана межевания микрорайона или квартала, согласование его с физическими и юридическими лицами - владельцами недвижимости и утверждение в установленном порядке; установление границ в натуре. К проекту межевания должны прилагаться акты согласования границ землепользовании.
Аналогичные технические условия и требования выполнения межевания предусмотрены п.п. 2, 9 Инструкции по межеванию земель (утвержденной Роскомземом 08.04.1996), п.п. 14.1-14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утвержденных руководителем Федеральной службы кадастра России 17.02.2003), а также п.п. 2.4, 2.5 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом 09.03.1992, предусматривающими, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями). Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Заявитель считает, что межевание земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:748 было проведено неверно. Координаты данного земельного участка не соответствуют их фактическому расположению на местности и налагаются на земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600004:580, землепользователем которого является заявитель.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, суд первой инстанции назначил землеустроительную экспертизу.
Проведение экспертизы по делу было поручено независимой экспертно-оценочной организации "Эксперт" эксперту Пироженко Евгению Евгеньевичу. Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
Соответствует ли в натуре (на местности) границы земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, район Октябрьский с кадастровым номером 61:28:0600004:580, границам участка, сведения о которых содержатся в Государственном кадастре недвижимости?
Соответствует ли в натуре (на местности) границы земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:748, расположенного по адресу: Ростовская область, район Октябрьский, с/п Артемовское, вблизи х. Киреевка, вдоль автомобильной дороги Шахты-Белая Калитва 0-00-1-450 границам участка, сведения о которых содержатся в Государственном кадастре недвижимости?
Имеют ли границы полосы земельного участка, предназначенного для реконструкции водопровода с кадастровым номером 61:28:0600004:748 и граница земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:580 общие точки пересечения (наложения)?
По результатам проведения экспертизы в материалы дела было представлено экспертное заключение независимой экспертно-оценочной организации "Эксперт" эксперта Пироженко Евгения Евгеньевича от 19.01.2015 N 2173.
Согласно заключению эксперта по результатам проведенного землеустроительного обследования установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:580 в натуре (на местности) не соответствует границам участка, сведения о которых содержатся в Государственном кадастре недвижимости.
В результате проведенного землеустроительного обследования установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:748 в натуре (на местности) соответствует границам участка, сведения о которых содержатся в Государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со сведениями о границах земельных участков с кадастровыми номерами 61:28:0600004:580 и 61:28:0600004:748 содержащимися в государственном кадастре недвижимости общие точки наложения (пересечения) не выявлены.
По фактически используемой территории земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:580 и кадастровым номером 61:28:0600004:748, предназначенного для реконструкции водопровода имеются общие точки пересечения (наложения).
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что именно при формировании земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:748 произошло наложение границ на земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600004:580
Как следует из материалов дела при межевании спорного земельного участка, не проводилось уточнение границ земельного участка, находящегося во владении заявителя, как следует из заключения эксперта и иных доказательств представленных в дело, фактические границы земельного участка не соответствуют границам земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:580, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
Таким образом, ранее содержавшиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке могли быть с кадастровым номером 61:28:0600004:580 в том числе сведения о поворотных точках могли быть использованы для целей межевания земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:748.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 22.12.2014 N 447-ФЗ).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно статьям 21, 22 Федерального закона заявитель представляет для кадастрового учета заявление и необходимые документы. Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
4) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
5) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
6) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
7) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
1) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
2) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
3) в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
4) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;
9) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ОАО "ФСК ЕЭС" обратилось за постановкой земельного участка на кадастровый учет в установленном порядке. Основания для отказа в государственном кадастровом учете, предусмотренные Федеральным законом установлены не были.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия заинтересованного лица не могут быть расценены как противоречащие требованиям закона и нарушающие права заявителя.
В случае, если в отношении сведений кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600004:580 были допущены ошибки, в том числе несоответствие границ земельного участка ранее принятой документации (архивным документам, материалам межхозяйственного землеустройства и т.д.), их устранение осуществляется в ином порядке, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал, как ненадлежащий способ защиты права.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что указанные обстоятельства в совокупности являются основанием для отклонения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2015 по делу N А53-24321/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24321/2014
Истец: ООО " УРОЖАЙ-92 ", ООО "Урожай-92"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области
Третье лицо: Гаврикова Таисия Сергеевна, Камышов Борис Николаевич, Камышова Анна Серафимовна, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА, Лобадина Любовь Федоровна, Маар Виктор Аркадьевич, ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", Цыганкова Ирина Александровна, Независимая экспертно-оценочная организация "Эксперт", ООО ""Северокавказский центр экспертиз и исследований, СЭО "РЦСЭ"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5579/15
22.07.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10621/15
15.04.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3746/15
16.02.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-24321/14