г. Хабаровск |
|
15 апреля 2015 г. |
А04-7478/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нелюбиной В.В.
при участии в заседании:
от Государственного автономного учреждения Амурской области "Бурейский лесхоз": не явились;
от Федерального агентства лесного хозяйства: Кастрель Наталья Степановна, представитель по доверенности от 23.03.2015 N ИВ-03-28/2847, Тыцик Татьяна Владимировна, представитель по доверенности от 23.03.2015 N ИВ-03-28/2846;
от Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: Корпусева Снежана Сергеевна, представитель по доверенности от 18.03.2015 N 802; Щербина Юлия Сергеевна, представитель по доверенности от 18.03.2015 N 803;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Амурской области, Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 03.02.2015
по делу N А04-7478/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Ивановым А. Н.
по иску Государственного автономного учреждения Амурской области "Бурейский лесхоз"
к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства
о взыскании 4 273 960,83 руб.
третьи лица Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение Амурской области "Бурейский лесхоз" (ОГРН 1132813000055, ИНН 2813009469, место нахождения: 676722, Амурская область, рабочий поселок Новобурейский, ул. Новая, 2; далее - ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз", истец) обратилось с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 173, далее - Министерство) о взыскании 5 390 721,29 руб. за выполненные работы по тушению лесных пожаров.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 28.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего, самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Амурской области.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 18.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее-Рослесхоз).
Определением от 25.12.2014 Российская Федерация в лице Рослесхоза привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
До принятия судебного акта по существу спора, истец, в соответствии с требованиями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков: Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства и Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области неосновательное обогащение в размере 3 090 721,29 руб. за период с 28.03.2014 по 30.09.2014.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 03.02.2015 в иске к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области отказано. С Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано неосновательное обогащение 3 090 721,29 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя 18 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 38 453,06 руб., всего 3 147 174,35 руб.
Не согласившись с решением суда, Федеральное агентство лесного хозяйства и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части решение о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что ответственность за выделение Амурской области финансовых средств их федерального бюджета на охрану лесов от пожаров несет Россельхоз, как главный распорядитель бюджетных средств, ответчиком по делу должен выступать именно указанных орган, а не публично-правовое образование. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов", Амурской области выделены субвенции на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на 2014 год в сумме 379 305 800 руб. Между тем, по мнению заявителя жалобы, судом не исследовался вопрос о том, в какой сумме были направлены субвенции в Амурскую область, а также имело ли место перечисление денежных средств дополнительно из нераспределенного резерва средств субвенций.
Федеральное агентство лесного хозяйства в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы приводит доводы о передачи субъектам Российской Федерации денежных средств из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в пределах, утвержденным федеральным законом; истец не является учреждением, подведомственным Россельхозу, в связи с чем, Россельхоз не является надлежащим ответчиком по делу, полномочиями по предоставлению денежных средств в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, Россельхоз не обладает.
Также, Россельхоз указывает, что в 2014 году из обеспечено финансирование отдельных переданных полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочий по охране и защите лесов в лесном фонде Амурской области на 2014 год посредством предоставления денежных средств в размере 389 140 800 руб. Кроме того, из нераспределенного резерва субвенций в 2014 году дополнительно выделено 38 156 200 руб., при этом, объем субвенций доводится до органов государственной власти субъектов, но не до автономных учреждений.
Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области представлен отзыв на апелляционные жалобы, в которых ответчик не согласился с ними, указав на возникновение в 2014 году необходимости проведения дополнительного объема работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в рамках переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, который не мог быть учтен при формировании объема предоставляемых субвенций бюджету Амурской области из федерального бюджета.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Россельхоза настаивали на доводах жалобы и отмене решения суда.
Представители Министерства просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
ГАУ Амурской области "Бурейский лесхоз", Министерство финансов Российской Федерации, извещенные о рассмотрении апелляционных жалоб надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.01.2014 между Управлением лесного хозяйства Амурской области и ГАУ АО "Бурейский лесхоз" заключено соглашение N 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение государственного задания по тушению лесных пожаров на территории лесного фонда и на иных категориях земель; наземному мониторингу пожарной опасности в лесах; предупреждению лесных пожаров; проведению противопожарной пропаганды и агитации.
В силу пункта 3.1 соглашения, субсидии на возмещение затрат на выполнение задания, составляют 7 667 732 руб.
18.03.2014 Управлением лесного хозяйства Амурской области утверждено государственное задание N 2 на 2014 год, в котором определен перечень работ, подлежащий выполнению истцом в 2014 году.
По условиям государственного задания, документом, подтверждающим фактическое выполнение работ, является акт о приемке выполненных работ, копии документов, подтверждающие понесенные затраты, ведомость аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных работ.
Согласно дополнительному соглашению N 3 от 26.12.2014 к соглашению N 1 от 09.01.2014, субсидии на возмещение затрат на выполнение затрат на выполнение Государственных работ составляет 11 850 100 руб. 09 коп.
За период 9 месяцев 2014 года между Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ГАУ АО "Бурейский лесхоз" к соглашениюN 1 от 09.01.2014 подписан акт сверки взаимных расчетов, согласно которому истец выполнил работы на сумму 12 343 151,47 руб., перечислено 6 952 430,18 руб., задолженность по состоянию на 30.09.2014 года составляла 5 390 721.29 руб.
В подтверждение факта выполнения работ ГАУ АО "Бурейский лесхоз" представлены акты выполненных работ за период апрель 2014 - июль 2014 года по тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Амурской области, а также акты по выполнению работ по прочистке просек, прочистке противопожарных минерализованных полос и их обновление, реконструкции лесных дорог, строительству лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, проведению работ по предупреждению лесных пожаров за период апрель - август 2014 на сумму 12 343 151,47 руб., подписанные между истцом и Министерством.
Не оспаривается, что перечислена субсидия на общую сумму 9 252 430,18 руб., невозмещенная часть затрат составила 3 090 721,29 руб.
Письмом от 17.09.2014 истец обратился в Министерство с требованием принять меры к погашению задолженности за выполненные работы, которое не исполнено, что явилось основанием, для обращения в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно части 2 статьи 51 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 68-ФЗ, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" меры пожарной безопасности в лесах включают в себя следующие действия: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (пункт 7 указанного Федерального закона).
Осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ).
Согласно части 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Судом установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Рослесхозом обеспечено финансирование переданных государственных полномочий в области лесных отношений Амурской области в сумме 379 305 800 руб. (уведомления по расчетам между бюджетами и межбюджетным трансферам N 39-42 от 16.12.2013, N 83 от 11.07.2014). Кроме того, дополнительно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 выделено 47 991 200 руб. (уведомления N 55 от 17.04.2014, N 57 от 18.04.2014, N 58 от 24.04.2014, N 82 от 11.07.2014).
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.04.2014 N 103-р "О введении на территории Амурской области режима чрезвычайной ситуации" в целях защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожаров с 23 апреля 2014 года на территории Амурской области ввести режим чрезвычайной ситуации. Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности области предписано выделить силы и средства подчиненных подразделений для проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно указанному распоряжению в конце марта - апреле 2014 года на территории области установилась засушливая аномально теплая ветреная погода, способствовавшая повышению класса пожарной опасности лесов, объявлению пожароопасного периода на 17 дней раньше, чем в предыдущие годы. В целях предотвращения возникновения природных пожаров и принятия кардинальных мер по их ликвидации на территории Амурской области с 3 апреля 2014 года был введен особый противопожарный режим, с 10 апреля 2014 года - режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что в 2014 году возникла необходимость проведения дополнительного объема работ по обеспечению пожарной безопасности лесов и тушению лесных пожаров, в рамках переданных государственных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, который не мог быть учтен при формировании объема предоставляемых субвенций бюджету Амурской области из федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 53.8 ЛК РФ (в редакции на момент заключения соглашения) если настоящим Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (часть 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 83 ЛК РФ порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила N 837).
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым отнесены, помимо прочего, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (пункт 2 Правил N 837).
В соответствии с пунктом 7.3. указанных Правил, в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный пунктом 3 настоящих Правил, из-за того что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, представляют на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства документы, предусматривающие осуществление указанных мероприятий, и уточненные целевые прогнозные показатели на текущий финансовый год.
Правилами также предусмотрен порядок действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства при недостаточности субвенций (обращение в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва и принятие соответствующего решения федеральным органом).
Как установлено и следует из пояснений представителя Министерства в судебном заседании, в 2014 году Амурская область обращалась в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении дополнительных субвенций, между тем, необходимые денежные средства выделены не были. Доказательств обратного ответчиком не предоставлено (статья 65 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, поскольку финансовое обеспечение расходных обязательств, возникших в связи с реализацией Амурской областью переданных Российской Федерации полномочий в области тушения лесных пожаров, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, взыскание с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства расходов на проведение работ по тушению лесных пожаров отвечает требованиям указанных норм.
В соответствии с действующим порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков о взыскании денежных средств с соответствующих публично-правовых образований в резолютивной части решения суда должно быть указано о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Согласно позиции Минфина РФ и Федерального Агентство лесного хозяйства, при рассмотрении настоящего спора исследованию подлежит вопрос о направлении субвенции в Амурскую область, а также имело ли место перечисление денежных средств дополнительно из нераспределенного резерва средств субвенций.
Подтвержден сторонами и предоставленным в материалы дела уведомлениям факт выделения Федеральным агентством лесного хозяйства в бюджет Амурской области на лицевой счет Управления лесного хозяйства субвенций на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.
Между тем, Правила N 837 в пункте 7.3 также предусмотрена возможность выделения в приоритетном порядке средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства, в связи с чем, факт выделения денежных средств в виде субвенций и доведения их до получателя не является основанием для отказа во взыскании расходов, понесенных в целях выполнения спорных работ, размер которых документально подтверждён,.
Тот факт, что истец не является учреждением, подведомственным Россельхозу, и Россельхоз полномочиями по предоставлению денежных средств в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, не обладает, на выводы суда с учетом применяемых норм материального права не влияет, поскольку работы выполнились в интересах Российской Федерации.
Судебные расходы на оплату услуг представителя, принимая во внимание удовлетворение иска и подтвержденный факт несения таких расходов (соглашение от 20.10.2014, квитанция от 20.10.2014, платежное поручение N 259 от 24.12.2014), правомерно взысканы с ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности принятого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 03.02.2015 по делу N А04-7478/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7478/2014
Истец: Государственное автономное учреждение Амурской области "Бурейский лесхоз"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Третье лицо: Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Амурской области, УФК по Амурской области, Федеральное агенство лесного хозяйства