г. Хабаровск |
|
15 апреля 2015 г. |
А04-8427/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Береговские теплосистемы": Стринадко И.В., представитель по доверенности от 19.01.2015,
от Министерства ЖКХ Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Отдела судебных приставов по Зейскому району УФССП России по Амурской области: представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Береговские теплосистемы"
на решение от 21.01.2015
по делу N А04-8427/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Башариной С.В.,
по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Береговские теплосистемы"
третьи лица: Министерство финансов Амурской области, отдел судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области
о взыскании 3 901 935,98 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН 1112801012477, место нахождения: г. Благовещенск) (далее - Министерство ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "Береговские теплосистемы" (ОГРН 1072815000543, место нахождения: Амурская область, п. Береговой) (далее - ООО "Береговские теплосистемы") с иском о взыскании 3 901 935,98 рублей.
Требования мотивированы нецелевым использованием полученной субсидии на возмещение части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, отдел судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.
Решением от 21.01.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Береговские теплосистемы" обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными законами не предусмотрена такая форма изъятия, как уменьшение организации бюджетных ассигнований по статье расходов, по которой осуществляется расходование средств в соответствии с их назначением.
Указывает на невозможность определения точной даты перевода денежных средств субсидии на расчетные счета организации.
По мнению заявителя жалобы, пункты 23, 24 Порядка не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку нарушают права ООО "Береговские теплосистемы" и права потребителей тепловой энергии.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области с ее доводами не согласилось, просило оспариваемый судебный акт оставить без изменения.
Истец и третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 08.07.2013 N 198-ОЗ (в редакции от 31.10.2014) "О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области" предусмотрено оказание поддержки теплоснабжающих организаций по следующим направлениям (в том числе): возмещение части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов (далее - уполномоченный орган) на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.
Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 N 238 утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (далее - Порядок).
Указанный порядок устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, категории лиц, имеющих право на получение субсидии, и порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении (пункт 1).
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающих учтенные Уполномоченным органом при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, в период с 1 января до 31 декабря текущего года.
К категории лиц, имеющих право на получение субсидии, относятся зарегистрированные на территории области теплоснабжающие организации, осуществляющие производственную деятельность на объектах теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, а также теплоснабжающие организации, доля участия области, муниципального образования в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов.
Согласно пункту 7 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление субсидии организациям, является министерство жилищно-коммунального хозяйства области.
Как следует из материалов дела, ООО "Береговские теплосистемы" обратилось с заявлением на получение субсидии к главному распорядителю бюджетных средств (т.1 л.д.л.д.18-19).
18.07.2014 на основании представленного ООО "Береговые теплосистемы" пакета документов, соответствующего требованиям и условиям Порядка, вынесено заключение, согласно которому величина субсидии за 1 квартал 2014 года составляет 9 110 096,54 рублей, в том числе в части затрат на топливо - 664 173,08 рублей, на электроэнергию - 8 445 923,46 рублей.
В соответствии с указанным Порядком 24.07.2014 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (главный распорядитель) и ООО "Береговские теплосистемы" (получатель) заключено соглашение N 01-39-450 об использовании субсидий на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.
Согласно пункту 1.1 соглашения предметом является определение порядка взаимодействия сторон по использованию средств субсидий на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукции (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию за 1 квартал 2014 года в размере 9 110 096,54 рублей.
Платежным поручением от 28.07.2014 N 726 субсидия в сумме 9 110 096,54 рублей перечислена на счет получателя (т.1 л.д.125).
В целях осуществления своей деятельности ответчиком заключены договор энергоснабжения с ОАО "ДЭК" от 17.09.2007 N ЗЕООЭ0001442 (т.1 л.д.л.д.54-65), договоры поставки нефтепродуктов N 11/О5 от 17.01.2012 с ОАО "Амурнефтепродукт" (т.1 л.д.л.д.69-72), N 001/2013 от 01.02.2013 с ООО "Сибресурс" (т.1 л.д.л.д.73-75).
08.08.2014 из Следственного управления по Амурской области в адрес истца поступило письмо с информацией о нецелевом использовании ответчиком субсидии (т.1 л.д.128).
21.08.2014 руководителю ООО "Береговские теплосистемы" истцом направлено требование о возврате субсидии (т.1 л.д.126).
Согласно отчету ООО "Береговские теплосистемы" от 22.09.2014 N 409 об использовании субсидии за период с 28.07.2014 по 11.08.2014 за счет субсидии оплачена электроэнергия поставщику ОАО "ДЭК" в сумме 5 208 160,56 рублей (т.1 л.д.127).
Сумма субсидии в размере 3 901 939,34 рублей списана отделом судебных приставов по Зейскому району Амурской области в качестве задолженности по исполнительным производствам.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.07.2014 обращено взыскание на денежные средства должника - ООО "Береговские теплосистемы", находящиеся на счету N 40702810300000078439 на сумму 5 347 038,63 рублей по сводному исполнительному производству.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району от 29.07.2014 произведено распределение денежных средств сумме 5 347 038,63 рублей, взысканных с ответчика. При этом ответчику возвращены денежные средства в сумме 2 044 911,46 рублей. В остальной части денежные средства распределены кредиторам ответчика в счет погашения долга.
Ссылаясь на использование предоставленной ответчику субсидии не по целевому назначению, Министерство ЖКХ Амурской области обратилось с настоящим иском в суд.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ).
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанной статьи распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, к числу основополагающих принципов бюджетного законодательства отнесен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который определен в статье 38 Бюджетного кодекса РФ, и означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 23, 24 Порядка в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных пунктом 6 настоящего Порядка, главный распорядитель в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии в областной бюджет.
Возврат субсидии производится получателем субсидии в течение месяца со дня получения соответствующего требования от главного распорядителя по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.
В случае невозврата субсидии добровольно ее взыскание осуществляется Главным распорядителем в судебном порядке.
В пункте 4.1 соглашения от 24.06.2014 N 01-39-450 содержатся аналогичные условия.
Как установлено материалами дела, субсидия, представленная ответчику, предназначена на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.
Между тем, из полученной суммы субсидии в размере 9 110 096,54 рублей, ответчик 5 208 160,56 рублей перечислил ОАО "ДЭК", то есть на цели, предусмотренные Порядком и соглашением от 24.06.2014 N 01-39-450.
Остальная сумма - 3 901 935,98 рублей использована не по целевому назначению.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представил доказательств, подтверждающих целевое использование денежных средств в размере 3 901 935,98 рублей в соответствии с Порядком и соглашением, а также доказательств добровольного возврата денежных средств в областной бюджет.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нецелевом использовании ответчиком выделенной субсидии и возврате ее в областной бюджет.
Кроме того, то обстоятельство, что часть полученной субсидии израсходована не на цели, указанные в Порядке и соглашении, ответчиком не оспаривается.
Ссылка заявителя на невозможность определения точной даты перевода денежных средств субсидии на расчетные счета организации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку образование задолженности по налогам произошло задолго до предоставления субсидии, в связи с чем ответчику было известно об имеющихся исполнительных производствах, возбужденных в отношении ООО "Береговские теплосистемы". При этом, возможность применения процедуры ареста счетов судебными приставами ответчик должен был предвидеть.
Довод заявителя о несоответствии пунктов 23, 24 Порядка требованиям действующего законодательства и нарушении прав ООО "Береговские теплосистемы", а также прав потребителей тепловой энергии, подлежит отклонению, поскольку Постановление Правительства Амурской области от 15.04.2014 N 238 об утверждении спорного Порядка является действующим и в установленном законом порядке не соответствующим законодательству не признано.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения, основанного на правильном установлении фактических обстоятельств дела и норм материального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2015 по делу N А04-8427/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8427/2014
Истец: Министерство жилищного-коммунального хозяйства Амурской области
Ответчик: ООО "Береговские теплосистемы"
Третье лицо: Министерство финансов Амурской области, Отдел судебный приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, Отдел судебный приставов по Зейскому району УФССП России по Амурской области