г. Чита |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А58-5256/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А58-5256/2014 по заявлению Администрации Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в лице Органа опеки и попечительства администрации муниципального образования "Ленский район" в интересах индивидуального предпринимателя Тамбовского Вячеслава Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Саха (Якутия)
о признании недействительным ненормативного акта - Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданное 19.08.2013 на имя Тамбовского В.В., о признании недействительными действий по внесению в ЕГРИП сведений о регистрации Тамбовского В.В. от 19.08.2013 за ОГРНИП 313145023100011 в качестве индивидуального предпринимателя
(суд первой инстанции - Андреев В.А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
установил:
Администрации Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в лице органа опеки и попечительства администрации муниципального образования "Ленский район" (ИНН 1414009962, ОГРН 1031400599152, место нахождения: 678144, г.Ленск, ул.Ленина,65, далее - администрация, орган опеки и попечительства) обратилась в Арбитражный суд РС(Я) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1414888880, ОГРН 1131414888880, место нахождения: г.Ленск, ул.Ленина,56, далее - налоговый орган, регистрирующий орган) о признании недействительным ненормативного акта - Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданного 19.08.2013 на имя Тамбовского В.В., о признании недействительными действий по внесению в ЕГРИП сведений о регистрации Тамбовского В.В. от 19.08.2013 за ОГРНИП 313145023100011 в качестве индивидуального предпринимателя
К участию в деле был привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель Тамбовский В.В. (ИНН 141401860910, ОГРНИП 313145023100011, место нахождения: г.Ленск, далее - Тамбовский В.В.).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что на момент подачи третьим лицом (12.08.2013) заявления в регистрирующий орган оснований, установленных законом для отказа в государственной регистрации у Инспекции не имелось. Кроме того, нарушения закона при принятии оспариваемого решения (осуществлении регистрационных действий в отношении третьего лица) Инспекцией не допущено, а, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным ненормативного акта. Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и ее прекращение носит заявительный характер, а, следовательно, она может быть прекращена на основании заявления опекуна Тамбовского В.В. Также в связи с тем, что решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10.07.2013 по делу N 2-377 2013 вступило в законную силу 16.08.2013 опекун вправе оспорить совершенные Тамбовским В.В. сделки в порядке, предусмотренном гражданским законодательством в суде общей юрисдикции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.12.2014 г. по делу N А58-5256/2014 отменить, и принять по делу новое решение.
На апелляционную жалобу поступил отзыв налогового органа, в котором он согласился с выводами суда первой инстанции, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
12 марта 2015 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 13 марта 2015 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2015 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А58-5256/2014 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Данным определением Тамбовский В.В. освобожден от процессуального статуса третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и признан заявителем по делу.
Апелляционный суд, переходя к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, исходил из следующего.
В соответствии с ч.2 ст.44 АПК РФ истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов. В соответствии с частями 1, 2 ст.45 АПК РФ заявителями являются организации и граждане, обращающиеся в арбитражный суд с заявлениями в предусмотренных настоящим Кодексом и иным федеральным законом случаях и вступающие в арбитражный процесс по этим заявлениям, заявители пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно частям 1, 2, 5 ст.53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.
В соответствии с ч.1 ст.29 Гражданского кодекса РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
В соответствии с частями 1, 2, 4 ст.31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 ст.32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Согласно ч.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 1.1 ст.6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 552-З N 1119-III "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" (далее - закон РС(Я) от 31.01.2008 552-З N 1119-III) уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) (далее - государственные органы опеки и попечительства) наделяются полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении, в том числе, лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).
В соответствии с п.14 ст.9 закона РС(Я) от 31.01.2008 552-З N 1119-III к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относятся:
14) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) граждан, признанных недееспособными (ограниченно дееспособными) и нуждающихся в опеке (попечительстве);
В соответствии со ст.10 закона РС(Я) от 31.01.2008 552-З N 1119-III перечень муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями, содержится в приложении 1 к настоящему закону.
Согласно п.14 приложения N 1 к закона РС(Я) от 31.01.2008 552-З N 1119-III Муниципальное образование "Ленский район" Республики Саха (Якутия) отнесен к муниципальных районам, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями.
Согласно п.3 ч.1 ст. 12 закона РС(Я) от 31.01.2008 552-З N 1119-III органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право на:
3) определение органа муниципального района (городского округа), уполномоченного на осуществление указанных полномочий;
Согласно ч.1 ст.35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
В соответствии с ч.2 ст.59 АПК РФ права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.
В соответствии с ч.2 ст.61 АПК РФ полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.
Из указанных выше норм следует, что органы опеки и попечительства могут участвовать в процессе как лицо, обращающееся в защиту публичных интересов, а также как законные представители недееспособных, которым не назначен опекун. При этом и в первом и во втором случае лица, в защиту интересов которых подано заявление в суд, являются истцами (заявителями) по делу, поскольку именно их материальные интересы подлежат защите.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела индивидуальный предприниматель Тамбовский В.В. подлежал привлечению к участию в деле в качестве истца (заявителя), а не в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. Следовательно, данное лицо в надлежащем качестве не было привлечено в процесс, что, в свою очередь, препятствует реализации судом положений п.3 ч.4, п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие статус органа опеки и попечительства.
Указанные обстоятельства, исходя из положений ч.3 ст.266, ч.3 ст.270, п.2 и п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ, являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции, поскольку решение принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле в надлежащем процессуальном статусе, что повлекло неизвещение лица в надлежащем процессуальном статусе, а также повлекло и иные процессуальные нарушения, которые могли привести к неправильным выводам.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 года произведена замена судьи Желтоухова Е.В. на судью Басаева Д.В.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.02.2015, 13.,3.2015, 17.03.2015.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Налоговый орган и орган опеки и попечительства просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.08.2013 г. гражданин Тамбовский Вячеслав Викторович обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с приложением необходимого комплекта документов (т.1 л.д.106-116).
19.08.2013 налоговый орган, рассмотрев представленные документы, принял решение N 798 о государственной регистрации Тамбовского В.В. в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (т.1 л.д.117).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10.07.2013 по делу N 2-377 2013 Тамбовский В.В. был признан недееспособным (т.1 л.д.14-15, 118-119).
01.10.2013 мать Тамбовского В.В. заявила в орган опеки и попечительства администрации муниципального образования "Ленский район" об отказе в установлении опеки над сыном Тамбовским В.В. (т.1 л.д.26).
24.02.2014 в связи с возникшей недоимкой по страховым взносам Управлением Пенсионного фонда РФ в Ленском улусе, в адрес Тамбовского В.В. было вынесено требование N 01601440005592 об ее уплате в размере 13 333,23 рублей (т.1 л.д.13).
В связи с неисполнением данного требования 30.05.2014 судебным приставом исполнителем Ленского районного отдела Службы судебных приставов было вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства на основании. вынесенного требования Управлением Пенсионного фонда РФ в Ленском улусе N 01601440005592 (т.1 л.д.12).
Тамбовская Т.А. обратилась в Ленский районный суд РС(Я) с требованием о признании регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Тамбовского В.В., недействительной.
Определением Ленского районного суда РС(Я) от 16.05.2014 производство по данному делу было прекращено по основанию не подведомственности данного спора суду общей юрисдикции(т.1 л.д.16).
01.07.2014 Тамбовская Т.А. обратилась к органу опеки и попечительства администрации муниципального образования "Ленский район" с просьбой помочь аннулировать запись об индивидуальной деятельности третьего лица (т.1 л.д.25).
Орган опеки и попечительства администрации муниципального образования "Ленский район" обратился в Управление ФНС РФ по РС(Я) с жалобой на решение Инспекции от 19.08.2014.
Решением УФНС РФ по РС(Я) от 08.08.2014 в удовлетворении жалобы было отказано (т.1 л.д.30-32).
В связи с указанным, администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанными выше требованиями.
Как следует из Устава Муниципального образования "Ленский район" (ст.29, ст.34), глава района является высшим должностным лицом муниципального образования и наделен полномочиями по разработке структуры администрации, осуществляет иные полномочия.
Согласно Положению об отделе по опеке и попечительству администрации муниципального образования "Ленский район", утвержденному постановлением главы муниципального образования "Ленский район" от 22.01.2013 г. N 12-03-000043/13, отдел по опеке и попечительству является структурным подразделением администрации муниципального образования "Ленский район", обеспечивает осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в области опеки и попечительства, осуществляет защиту прав граждан, признанных судом недееспособными, временное исполнение обязанностей опекуна (п.1.1, п.12, п.2.2, п.3.14).
Согласно справке от 16.03.2015 г., представленной органом опеки и попечительства апелляционному суду, опека над недееспособным Тамбовским В.В. не установлена.
Следовательно, на основании ч.1 ст.35 ГК РФ, ч.2 ст.59 АПК РФ администрация в лице органа опеки и попечительства в отношении Тамбовского В.В. является законным представителем, в том числе в арбитражном процессе, соответственно, может подавать заявление в интересах Тамбовского В.В.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам первой инстанции, изучив материалы дела, доводы сторон, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется пакет документов согласно перечню, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт "а").
Тамбовским В.В. 12.08.2013 года в соответствии со ст. 22.1 п. 1 ФЗ-129 от 08.08.2001 г. был представлен лично в налоговый орган пакет документов для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: заявление формы N Р21001; копия документа удостоверяющего личность; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.
Согласно положениям ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.
Случаи и порядок признания гражданина недееспособным установлены ст. 29 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
В материалах настоящего дела имеется копия решения Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10.07.2013 по делу N 2-377 2013 об удовлетворении заявления Тамбовской Т.А. о признании Тамбовского В.В. недееспособным.
На представленных в материалы дела копиях данного судебного акта имеются отметки о вступлении его в силу 16.08.2013 г.
Вместе с тем, согласно сайту судебного делопроизводства Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) судебное заседание, в котором было вынесено решение по делу, состоялось 10 июля 2013 года в 17 часов 00 минут. Мотивированное решение было изготовлено в окончательной форме 10 июля 2013 года (17 часов 30 минут).
Из самого судебного акта также следует, что он был вынесен 10.07.2013 г. в окончательной форме.
Таким образом, если исходить из положений ч.1 ст.209, ч.2 ст.321 ГПК РФ, то решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10.07.2013 по делу N 2-377 2013 вступило в законную силу 12 августа 2013 года.
Кроме того, апелляционный суд учитывает следующее.
Из содержания решения Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10.07.2013 следует, что Тамбовский В.В. был признан недееспособным, при этом в судебном акте указано, что согласно выписке постановления врачебной комиссии N 684 ГБУ РС(Я) Ленской ЦРБ от 28.03.2013 г. Тамбовский В.В. страдает психическим заболеванием, нуждается в установлении опеки, аналогичные выводы сделаны комиссией экспертов N 320 от 07.06.2013 г. в ходе судебно-психиатрической экспертизы, назначенной определением суда.
Из указанного следует, что задолго до подачи заявления в налоговый орган, Тамбовский В.В. фактически не понимал значения своих действий и не мог ими руководить.
Установленный факт недееспособности Тамбовского В.В. исключает возможность его обращения в налоговый орган с заявлением о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и постановке на налоговый учет, поскольку при признании гражданина недееспособным (ст. 29 ГК РФ) гражданин не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом, не несет самостоятельной имущественной ответственности. Недееспособный гражданин также не несет обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Заявление фактически недееспособного гражданина о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является юридически несостоятельным, правовых последствий не влечет и не может рассматриваться как документ, подлежащий представлению в порядке ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ.
Постановка недееспособного лица на налоговый учет в качестве в качестве индивидуального предпринимателя нарушает законные интересы самого недееспособного, поскольку возлагает на данное лицо дополнительные обязанности.
Требование о признании недействительной произведенной государственной регистрации либо решения о такой регистрации, либо записи ввиду безосновательности записи в реестре является допустимым способом защиты, влекущим восстановление положения существовавшего до нарушения права, и в том случае, когда регистрирующим органом не было совершено незаконных действий, безосновательность записи является результатом действий лица, представившего регистрирующему органу незаконный, недостоверный документ, проверка достоверности и законности которого не входила в компетенцию регистрирующего органа.
Не может быть признана действительной регистрация, проведенная на основании пакета документов, которые только по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но которые, как в данном случае заявление Тамбовского В.В., юридически несостоятельны.
При разрешении подобных споров нужно исходить из того, что в случае внесения записей в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, следует удовлетворять требование заинтересованного лица о признании незаконной записи о государственной регистрации о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Такое требование подлежит удовлетворению, несмотря на то, что формально налоговый орган осуществил регистрацию при представлении заявителем всех документов, по своему наименованию соответствующих Закону N 129-ФЗ.
В отсутствие заявления дееспособного лица регистрация не могла быть осуществлена, поэтому запись, внесенная в государственный реестр регистрирующим органом на основании заявления Тамбовского В.В., является незаконной, противоречит ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ.
Доводы налогового органа отклоняются по указанным мотивам. Кроме того, приведенный в отзыве довод о том, что на основании заявления Тамбовского В.В. 30.12.2014 г. внесена запись в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, апелляционный суд также не может принять, поскольку, во-первых, не понятно на основании какого заявления налоговый орган совершил данные действия, если лицо уже признано недееспособным, а, во-вторых, задачей обращений органа опеки и попечительства в суд явилась необходимость устранить все последствия регистрации Тамбовского В.В. в качестве предпринимателя с даты такой регистрации, в том числе и те, которые привели к начислениям взносов в Пенсионный фонд РФ. Иной подход будет означать, что Тамбовский В.В. в период с 19.08.2013 по 30.12.2014 г. будет считаться лицом, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, со всеми последствиями, в том числе в виде обязанности исчислить и уплатить налоги и т.п.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что действия налогового органа по регистрации Тамбовского В.В. подлежат признанию незаконными с обязанием налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Тамбовского В.В. (п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ), а также подлежит признанию недействительным и выданный на основании сделанной записи документ - Свидетельство о государственной регистрации от 19.08.2013 г.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2014 года по делу N А58-5256/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Саха (Якутия) по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о регистрации Тамбовского Вячеслава Викторовича в качестве индивидуального предпринимателя от 19.08.2013 за ОРГНИП 313145023100011, как не соответствующие Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Тамбовского Вячеслава Викторовича.
Признать недействительным Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 14 N 001927793, выданное 19.08.2013 на имя Тамбовского Вячеслава Викторовича.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5256/2014
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЛЕНСКИЙ РАЙОН", Орган опеки и попечительства администрации муниципального образования "Ленский район"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Тамбовский Вячеслав Викторович