г. Красноярск |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А33-21826/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Ишутиной О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги":
Халецкого Д.П. - представителя по доверенности от 05.03.2015, паспорт.
от общества с ограниченной ответственностью "Самур": Аливердиева В.Х. - директора на основании решения от 20.10.2010 N 1, Мизевича А.В. - представителя по доверенности от 27.02.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самур" (ИНН 2454021260, ОГРН 1102454001044)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 февраля 2015 года по делу N А33-21826/2014, принятое судьей Хорошевой Н.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Самур" (ИНН 2454021260, ОГРН 1102454001044, далее - ответчик) о взыскании 199 131 рублей 14 копеек платы за нахождение на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.02.2015 по делу N А33-21826/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Податель жалобы полагает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено, что согласно пункту 1.7 Правил эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования утвержденных Приказом МПС России N 26 от 18.06.2003 установлено, что на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования утверждается новая инструкция. Таким образом, наличие инструкции является обязательным существенным условием взаимоотношений между истцом и владельцем пути. Истец посчитал, что надлежащий владелец железнодорожного пути является ООО "БЭСТ". Однако ни какой утвержденной инструкции у ООО "БЭСТ" не имеется. В связи с чем ООО "БЭСТ" не вправе делать такие заявления. Истец обязан был исполнить принятые на себя обязательства в рамках договора от 14.03.2011 N ЕЛС-78/2011.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 10.04.2015.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и обществом с ограниченной ответственностью "Самур" (заказчик) заключен договор от 14.03.2011 N ЕЛС-78/2011 на организацию расчетов, согласно пункту 1.1 которого, настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и грузобагажа железнодорожным транспортом, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, оплату по которым осуществляет заказчик.
В рамках настоящего договора под заказчиком понимаются организации (грузоотправители, грузополучатели, владельцы путей необщего пользования), самостоятельно осуществляющие оплату оказанных им ОАО "РЖД" услуг.
В рамках настоящего договора заказчику присваивается код плательщика 1004208320 и открывается лицевой счет. Код плательщика применяется при расчетах между сторонами в рамках настоящего договора (пункт 1.2. договора).
Согласно пункту 2.1.10 договора заказчик обязан осуществлять плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по документально подтвержденным причинам, не зависящим от перевозчика, в размере установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
Пунктом 9.1. договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с 14.03.2011 и действует по 14.03.2016 включительно.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и индивидуальном предпринимателем Каныгиным В.И. (владелец) заключен договор N 2/641 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 30.12.2011, примыкающего к станции Лесосибирск Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом перевозчика, по условиям которого осуществляется подача, расстановка мест погрузки, выгрузки и уборка вагонов на/ с железнодорожного пути необщего пользования ИП Каныгина В.И., принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 3 к пути необщего пользования N 3 ООО "Автехснаб" по станции Лесосибирск Красноярской железной дороги- филиала "РЖД", обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Границей железнодорожного пути необщего пользования является предельный столбик стрелочного перевода N 3 (пункт 2 договора).
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается владельцу не менее, чем за 2 часа до подачи вагонов по телефонам и регистрируется в книге уведомлений.
В силу пункта 4 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются локомотивом перевозчика в количестве одновременно поданных вагонов. При невозможности уборки железнодорожного пути необщего пользования всех одновременно поданных вагонов по причинам, зависящим от одного из грузоотправителей, грузополучателей или владельца вагоны числятся на ответственном простое каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца, до момента получения уведомления об окончании грузовой операции с вагонами, препятствующими уборке всей группы, поданной на железнодорожный путь необщего пользования.
Согласно подпункту "б" пункта 13 договора грузоотправитель, грузополучатель уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику (на праве собственности или на ином законном основании) в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, по ставкам Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента индексации. Плата взыскивается за все время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателя, грузоотправителя владельца до момента наступления обстоятельств, предусмотренных статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по взысканию штрафа.
Пунктом 15 установлено, что за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от перевозчика, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, грузоотправитель, грузополучатель вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в том числе за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50 процентов от плат за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленных таблицей 9 Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 24 настоящий договор заключается сроком на 5 лет и действует с момента подписания.
Письмом N 5 от 01.04.2014 ООО "Самур" сообщило начальнику станции Лесосибирск, что все вагоны, прибывающие в наш адрес по погрузку, подавать на путь необщего пользования ИП Каныгин В.И. в течение 2014 года. Оплату всех причитающихся платежей гарантирует с ЕЛС 1004208320.
Факт нахождения вагонов на путях общего пользования подтверждается:
- ведомостями подачи и уборки вагонов N 085807, N 087077, N 087000, N 087001;
- актом общей формы N 2/1721 от 10.08.2014, которым зафиксировано, что вагоны 42885012, 44156347 простаивают на путях станции Лесосибирск южный парк с 29.07.2014 03 час. 54 мин. по 10.08.2014 14 час. 00 мин. в ожидании подачи на п/путь ИП Каныгин на основании уведомления владельца п/пути о закрытии стрелки N 3 по боковому направлению для производства ремонтных работ;
- актом общей формы N 2/1722 от 10.08.2014, которым зафиксировано, что вагоны 42885012, 44156347 простаивают на путях станции Лесосибирск южный парк с 29.07.2014 03 час. 54 мин. по 10.08.2014 14 час. 00 мин. в ожидании подачи на п/путь ИП Каныгин на основании уведомления владельца п/пути о закрытии стрелки N 3 по боковому направлению для производства ремонтных работ, по вине грузополучателя ООО "Самур";
- актом общей формы N 2/1720 от 10.08.2014, которым зафиксировано, что вагон 54504501 простаивает на путях станции Лесосибирск южный парк с 28.07.2014 10 час. 30 мин. по 10.08.2014 14 час. 00 мин. в ожидании подачи на п/путь ИП Каныгин на основании уведомления владельца п/пути о закрытии стрелки N 3 по боковому направлению для производства ремонтных работ, по вине грузополучателя ООО "Самур";
- актом общей формы N 2/1719 от 10.08.2014, которым зафиксировано, что вагон 54583661 простаивает на путях станции Лесосибирск южный парк с 28.07.2014 10 час. 30 мин. по 10.08.2014 14 час. 00 мин. в ожидании подачи на п/путь ИП Каныгин на основании уведомления владельца п/пути о закрытии стрелки N 3 по боковому направлению для производства ремонтных работ, по вине грузополучателя ООО "Самур".
Акты не подписаны ответчиком, ответчик от подписи отказался, о чем на актах общей формы сделаны отметки.
Согласно выпискам из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку от 19.07.2014, 27.07.2014, 28.07.2014, 29.07.2014 представитель грузополучателя - Аливердиев В.Х. был уведомлен о подаче вагонов под погрузку (выгрузку).
На основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в вышеуказанных ведомостях подачи и уборки вагонов начислена плата за пользование вагонами в размере 50% от ставок плат, предусмотренных Тарифным руководством N 2 (таблица 9).
Поскольку ответчик не оплатил начисленную истцом сумму за пользование вагонами, истец обратился в суд о взыскании с ответчика 199 131 рублей 14 копеек.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из наличия условия в договоре от 14.03.2011 N ЕЛС-78/2011 о взыскании платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику в связи с задержкой вагонов на путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, отсутствием оснований для освобождения от внесения данной платы, поскольку наличие вины перевозчика не доказано.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исковые требования основаны на условиях договора от 14.03.2011 N ЕЛС-78/2011 (пункт 2.1.10), согласно которому стороны согласовали возможность внесения платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 2.1.10 договора заказчик обязан осуществлять плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по документально подтвержденным причинам, не зависящим от перевозчика, в размере установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 (Постановление ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 (ред. от 10.06.2009, с изм. от 24.12.2013) "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2002 N 3678) за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства N 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В рассматриваемом случае применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования связано с обстоятельством наличия вины грузополучателя.
Пунктом 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется акт общей формы.
Согласно пункту 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены акты общей формы, составленные по причине простоя вагонов на путях станции Лесосибирск южный парк в ожидании подачи на п/путь ИП Каныгин на основании уведомления владельца п/пути о закрытии стрелки N 3 по боковому направлению для производства ремонтных работ, по вине грузополучателя ООО "Самур".
В материалы дела представлен договор от 30.12.2011 N 2/641 и письмо ООО "Самур" от 01.04.2014 N 5 в адрес станции Лесосибирск, согласно которому ответчик просил подавать вагоны на пути необщего пользования ИП "Каныгин В.И., в течение 2014 года оплату причитающихся платежей гарантировал.
Представленные в материалы дела акты общей формы не подписаны представителем ответчика ввиду его отказа от подписи, что не влияет на доказательственную силу указанных актов. А актах имеются возражения директора ответчика: "не согласен с простоем вагонов, так как вагоны простояли по вине ветвевладельца ООО "Автехснаб". Таким образом, ответчик не отрицал факты простоя вагонов.
В подтверждение даты и времени уведомления ответчика о прибывших вагонах представлены выписки из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку от 19.07.2014, 27.07.2014, 28.07.2014, 29.07.2014.
ОАО "РЖД" в соответствии с заявками ответчика подало вагоны к путям необщего пользования. Отказ владельца путей необщего пользования, через которые вагоны должны быть поставлены на путь ИП Каныгин В.И., пропустить вагоны со ссылкой на ремонтные работы, привел к простою вагонов на путях общего пользования. Подавая заявки, ответчик должен был согласовать свои действия с владельцами путей необщего пользования, через которые осуществляется подача вагонов.
Отношения владельца пути необщего пользования и ОАО "РЖД" относительно порядка обслуживания и организации движения не входят в предмет доказывания по настоящему делу. В этой связи апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о наличии инструкции о порядке обслуживания и организации движения пути необщего пользования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что задержка прибывших в адрес ответчика вагонов на путях общего пользования станции Лесосибирск Краснояркой ж/д произошла по причинам, зависящим от грузополучателя. Вина перевозчика в задержке вагонов в пути следования и нарушении сроков доставки вагонов не установлена судом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно взыскал плату за пользование вагонами за время их нахождения на путях общего пользования.
Представленный истцом расчет платы за пользование вагонами правомерно признан судом первой инстанции соответствующим условиям договора и составляет 199 131 рубль 14 копеек с учетом налога на добавленную стоимость.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 февраля 2015 года по делу N А33-21826/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Ишутина |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21826/2014
Истец: ОАО "РЖД", ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ООО "Самур"
Третье лицо: ОАО "РЖД", МИФНС N 9 по Кркр