город Омск |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А75-2617/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А., судей Зориной О.В., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2208/2015) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2015 года по делу N А75-2617/2014 (судья И.В. Зуева), по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, в рамках дела о признании индивидуального предпринимателя Неголюка Игоря Юрьевича (ОГРНИП 307860206600019, ИНН 860218719001, адрес: 628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Сибирская, д. 11, кв. 111) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании представителей:
от арбитражного управляющего Третьяковой Галины Анатольевны - лично Третьякова Галина Анатольевна по паспорту,
от ООО "СиглСтар" - представитель не явился, извещено;
от ООО "ЮграКомплектСтрой" - представитель не явился, извещено;
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - представитель инспекции Федеральной налоговой службы по Омской области по доверенности 01-12/11816 N от 15.09.2014 сроком действия до 01.08.2015;
от индивидуального предпринимателя Неголюка И.Ю. - представитель не явился, извещен;
установил:
определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2014 года по делу N А75-2617/2014 в отношении индивидуального предпринимателя Неголюка Игоря Юрьевича введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Третьякова Галина Анатольевна.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2014 по делу N А75-2617/2014 индивидуальный предприниматель Неголюк Игорь Юрьевич признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца.
Конкурсным управляющим утверждена Третьякова Галина Анатольевна.
Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства было назначено к судебному разбирательству на 27 января 2015 года.
В материалы дела от конкурсного управляющего поступило ходатайство о завершении конкурсного производства в отношении должника от 30.12.2014, отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства от 26.12.2014 с приложением дополнительных документов.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.01.2015 по делу N А75-2617/2014 конкурсное производство в отношении индивидуального предпринимателя Неголюка Игоря Юрьевича было завершено.
Возражая против вынесенного определения, инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - ФНС России, уполномоченный орган) в апелляционной жалобе просит его отменить и продлить процедуру конкурсного производства для осуществления всех мероприятий, предусмотренных статьями 10, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В обоснование жалобы уполномоченный орган указал, что 30.12.2013 было принято решение о назначении в отношении должника налоговой проверки, 08.10.2014 был вынесен акт по выездной налоговой проверке, а 26.11.2014 - принято решение по выездной налоговой проверке N 094/14, в соответствии с которым за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 сумма доначислений по налогам в отношении ИП Неголюка И.Ю. составила 54 741 413 рублей 99 копеек. Решение N 094/14 было получено конкурсным управляющим должника, в вышестоящий налоговый орган либо в суд не обжаловалось, вступило в законную силу 27.12.2014. Как указывает инспекция, после вступления решения в силу, оно было направлено в адрес арбитражного суда заказным письмом, с заявлением о включении сумм доначислений в реестр требований кредиторов в размере 54 741 413,99 рублей. 29.12.2014 налоговым органом были одновременно направлены два требования о включении в реестр требований кредиторов по ИП Чапанян А.З. и ИП Неголюк И.Ю., в реестре ошибочно не была указана информация о ИП Неголюк И.Ю. Кроме того, заказная корреспонденция из инспекции направляется без описи вложения, следовательно, не представляется возможным обратиться в почтовое отделение с запросом по поводу утраты документов. Обращение в арбитражный суд нецелесообразно ввиду отсутствия описи вложения. Также заявитель считает, что конкурсным управляющим, который был осведомлен о доначисленных должнику суммах, поскольку заявлял соответствующие возражения по акту налоговой проверки, в ускоренном порядке было созвано собрание кредиторов 26.12.2014, принявшее в итоге решение об обращении в суд с ходатайством о завершении конкурсного производства.
Также к жалобе поступили пояснения от 31.03.2015 N 18-23/05085, в которых уполномоченный орган указал на недостатки подготовленного конкурсным управляющим заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства.
От арбитражного управляющего Третьяковой Г.А., ООО "СиглСтар" и ООО "Трансривер" поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указанные лица просят оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО "СиглСтар", ООО "ЮграКомплектСтрой", индивидуального предпринимателя Неголюка И.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Просит его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Арбитражный управляющий Третьякова Г.А. высказалась согласно отзыву.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя уполномоченного органа, арбитражного управляющего, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого определения в порядке статей 266, 268 АПК РФ и не установил оснований для его отмены.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве). При этом удовлетворение требований кредиторов производится за счет конкурсной массы, которая формируется из выявленного имущества должника.
В силу пункта 1 статьи 147, пункта 3 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства (пункт 1 статьи 149 Закона о банкротстве), а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Из указанных норм права следует, что арбитражный суд должен рассмотреть отчет конкурсного управляющего должника, то есть проверить соответствие выводов конкурсного управляющего о необходимости завершения конкурсного производства содержанию отчета.
Конкурсное производство является завершающей стадией банкротства и его целью является формирование конкурсной массы, ее реализация и осуществление расчетов с кредиторами.
Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и рассмотрения судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства (пункт 1 статьи 149 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Завершение конкурсного производства осуществляется в случае отсутствия в конкурсной массе денежных средств или имущества, средства от реализации которого могут быть направлены на расчеты с кредиторами, а также отсутствия иной реальной возможности пополнения конкурсной массы и осуществления расчетов с кредиторами.
По общему правилу все мероприятия по формированию конкурсной массы и проведению расчетов с кредиторами должны осуществляться в пределах срока конкурсного производства, установленного судом.
Напротив, продление конкурсного производства по смыслу Закона о банкротстве является крайней мерой, когда по не зависящим от конкурсного управляющего обстоятельствам формирование конкурсной массы и расчеты с кредиторами не были произведены своевременно.
Такое продление на определенный срок может иметь место только в том случае, если за этот предоставленный срок цель конкурсного производства с большой долей вероятности будет достигнута, то есть будет осуществлено полное или частичное удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр.
Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим ИП Неголюка И.Ю. был представлен отчет исх. N 41 от 26.12.2014 о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, согласно которому у должника отсутствует какое-либо имущество, в реестр требований кредиторов включены требования кредиторов третьей очереди в общем размере 2 650 000 рублей 44 копейки (л.д. 33-40 т.4).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в процессе проведения конкурсного производства конкурсным управляющим проведены мероприятия, предусмотренные статьей 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе: опубликованы сведения о признании должника банкротом в газете "Коммерсантъ" N 180 от 04.10.2014, а также в ЕФРСБ; 10.10.2014 проведена инвентаризация имущества. Оценка имущества должника не проводилась за его отсутствием.
Извещены государственные органы о признании ИП Неголюка И.Ю. о признании несостоятельным (банкротом) и введении конкурсного производства.
Конкурсным управляющим направлены запросы в УФРС по ХМАО-Югре, ГИБДД, МИФНС, ЗКП, БТИ, ГТН.
Конкурсным управляющим получена справка из ОПФ РФ по г. Нижневартовску о зарегистрированных лицах в системе персонифицированного учета.
Согласно ответам уполномоченных органов какое-либо имущество, числящееся за должником, не выявлено.
Таким образом, конкурсным управляющим в настоящее время осуществлены все мероприятия в рамках настоящей процедуры банкротства, в связи с чем, 26.12.2014 собранием кредиторов принято решение о завершении конкурсного производства, о чем свидетельствует протокол N 2 собрания кредиторов ИП Неголюка И.Ю. от 26.12.2014 (л.д. 14-30 т.4).
В ходе процедуры конкурсного производства требования кредиторов не удовлетворены по причине недостаточности имущества должника.
По общему правилу в силу пункта 9 статьи 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
На основании отчета конкурсного управляющего суд первой инстанции пришел к выводу о том, что все мероприятия конкурсного производства управляющим завершены, имущество и денежные средства у должника отсутствуют, в связи с чем удовлетворение требований кредиторов невозможно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, исходя из положений статьи 142 Закона о банкротстве, завершил конкурсное производство в отношении ИП Неголюка И.Ю. на основании статьи 149 Закона о банкротстве.
Предметом апелляционного обжалования является определение суда первой инстанции о завершении конкурсного производства.
Суд апелляционной инстанции с учетом фактических обстоятельств дела соглашается с выводом суда первой инстанции о завершении конкурсного производства в отношении должника, поскольку все мероприятия конкурсного производства управляющим проведены, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у должника иного имущества и реальной возможности формирования конкурсной массы, а равно отсутствуют средства, позволяющие погашать текущие расходы в случае продления конкурсного производства, как отсутствовало у суда первой инстанции правовое основание для решения вопроса о продлении конкурсного производства (соответствующее ходатайство лица, имеющего право и намеренного финансировать дальнейшее проведение процедуры), в производстве суда, рассматривающего данное дело о банкротстве, отсутствовали нерассмотренные по существу заявления и ходатайства, препятствующие завершению процедуры.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции исходит из того, что утрата возможности своевременно установить требования по доначисленным налогам в реестре требований кредиторов ИП Неголюка И.Ю. обусловлена поведением самого заявителя, который, будучи осведомленным о введении в отношении должника процедур наблюдения и впоследствии конкурсного производства (копия определения от 09.06.2014 о введении наблюдения получена нарочным представителем инспекции в канцелярии суда 20.06.2014, что подтверждается распиской - л.д. 77 т.1,5), имел право в установленные Законом о банкротстве сроки обратиться в суд с соответствующим заявлением (как на стадии наблюдения, так и в ходе конкурсного производства). Как указывает ФНС России в своей жалобе, в процессе выездной налоговой проверки осуществлялось взаимодействие с конкурсным управляющим должника, в том числе, по поводу возражений последнего на акт выездной налоговой проверки, соответственно, налоговый орган не мог не знать о нахождении ИП Неголюка И.Ю. в процедуре банкротства.
Ошибочное неуказание информации о должнике при отправке заявления о включении в реестр требований кредиторов по почте, на что ссылается уполномоченный орган в своей жалобе, свидетельствует о ненадлежащей организации работы самого заявителя, и не может служить основанием для отмены обжалуемого определения.
На момент завершения процедуры конкурсного производства суд первой инстанции не располагал какой-либо информацией о требованиях ФНС России, включенных в установленном порядке в реестр. В условиях отсутствия какого-либо имущества у должника включение в реестр требований кредиторов на указанную инспекцией значительную сумму задолженности перед бюджетом, для чего по существу и заявлено против завершения конкурсного производства, не приведет к удовлетворению имущественных интересов государства.
Уполномоченный орган в силу статьи 65 АПК РФ должен был обосновать суду первой инстанции до вынесения обжалуемого определения наличие препятствий к завершению конкурсного производства, для чего необходимо было приобрести процессуальный статус лица, чье заявление о включении требования в реестр (или признания обоснованным, но подлежащим удовлетворению после требований, включённых в реестр) принято судом к рассмотрению.
Рассмотрение разногласий конкурсного управляющего по выводам выездной налоговой проверки, не препятствовало уполномоченному органу подать заявление о включении в реестр требования, основанного на выводах этой проверки.
Более того, у уполномоченного органа имелось и другое требование, подтвержденное исполнительным документом уже к моменту введения наблюдения.
Такое бесспорно существующее требование позволяло заявителю жалобы своевременно приобрести полноценный статус лица, участвующего в деле о банкротстве и представлять суду, в частности, критические доводы о качестве финансового анализа и заключения о признаках фиктивного, преднамеренного банкротства, мотивированное мнение о реальной возможности формирования конкурсной массы, в том числе за счет оспаривания сделок должника и привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
Дело о банкротстве рассмотрено в сроки, предусмотренные Законом о банкротстве, процедуры наблюдения и конкурсного производства продолжались в течение периодов времени, определенных судебными актами, времени, достаточного для совершения всеми заинтересованными лицами необходимых действий, свойственных для дела о банкротстве.
Досрочно конкурсное производство не завершалось. Судебные акты по делу о банкротстве опубликованы своевременно в установленном порядке. Осуществлены необходимые публикации, предусмотренные Законом о банкротстве.
Доводы уполномоченного органа о злоупотреблениях со стороны управляющего в части влияния на продолжительность конкурсного производства не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Более того, уполномоченному органу, как уже отмечено, направлялись индивидуальные уведомления от конкурсного управляющего о введении как процедуры наблюдения, так и открытии конкурсного производства
Апелляционный суд отмечает, что уполномоченный орган в апелляционной жалобе также не привел обоснования, что продление конкурсного производства было возможным и могло повлечь формирование в какой-либо заметной степени конкурсной массы.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ подача апелляционной жалобы является способом защиты заинтересованным лицом его нарушенных прав и законных интересов.
Следовательно, удовлетворение такой жалобы должно быть направлено на действительное восстановление нарушенного права и законных интересов заинтересованного лица.
Соответствующих доводов, а равно доказательств в их подтверждение ФНС России не привела.
С учетом изложенного апелляционная жалоба оставляется без удовлетворения, определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.01.2015 по делу N А75-2617/2014 - без изменения.
Руководствуясь п.1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2015 года по делу N А75-2617/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2617/2014
Должник: ИП Неголюк И. Ю.
Кредитор: ИП Неголюк И. Ю., ООО "СИГЛСТАР", ООО "ТРАНСРИВЕР", ООО "ЮГРАКОМПЛЕКТСТРОЙ"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа, ООО "СиглСтар", ООО "Трансривер", ООО "ЮграКомплектСтрой", Арбитражный управляющий Третьякова Галина Анатольевна, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, НП "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", Сургутский городской суд ХМАО - Югры, Третьякова Г. А.
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2015 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7031/15
03.07.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-20711/15
16.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2208/15
27.01.2015 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2617/14
01.10.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2617/14