г. Томск |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А03-19416/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.
судей Бородулиной И. И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Орловой Е. В. (до перерыва), помощником судьи Васильевой С.В. (после перерыва),
при участии:
от заявителя Арефьевой Т. Г., доверенность N 28 от 17.10.2014 года,
от заинтересованного лица: Колеговой О. А., доверенность N 36 от 03.07.2014 года (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 января 2015 года по делу N А03-19416/2014 (судья Музюкин Д. В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Барнаульская теплосетевая компания" (ОГРН 1122224002339, ИНН 2224152780, 656037, г. Барнаул, ул. Бриллиантовая, 2)
к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 1)
об оспаривании действий, выразившихся в истребовании документов, обязании установить плату за подключение,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Барнаульская теплосетевая компания" (далее - ОАО "Барнаульская теплосетевая компания", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление, заинтересованное лицо), в котором просило признать незаконными выраженные в письме от 21.08.2014 N 30/07/П/3019 действия Управления по истребованию документов, указанных в п. 174 Методических указаний по расчету 2 регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 N 760-э (далее - Методические указания), для установления платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч.; обязать Управление в течение 10 дней с даты изготовления судебного акта установить плату за подключение (технологическое подключение) к системе теплоснабжения Общества для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч., в размере 550 руб. (с НДС), путем издания соответствующего акта (с учетом изменения предмета требования).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.01.2015 года требования ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" удовлетворены. Суд признал незаконными действия Управления об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" для потребителей г. 8 Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч, документов, указанных в п. 174 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 N 760-э; обязал Управление в течение 10 дней со дня принятия настоящего решения утвердить плату за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч., в размере 550 руб. (с НДС).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение судом материального и процессуального права (неправильно истолкованы нормы права). Подробно доводы инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявитель решение суда первой инстанции просил оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 июля 2104 года ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" обратилось в Управление с заявлением об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч, в размере 550 руб. (л.д. 11).
Письмом от 21.08.2014 N 30/07/П/3019 Управление отказало в удовлетворении заявления общества, указав, что в соответствии с пунктом 174 Методических указаний обществу необходимо предоставить обосновывающие материалы, а именно: расчет плановых объемов компенсации расходов на 2015 год от подключения объектов заявителей, подключаемая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час в соответствии с приложением 7.9 Методических указаний; документы, подтверждающие плановые расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, подключаемая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час (заявки на подключение) (л.д. 12-13).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных обществом требований, пришел к выводу о том, что оспариваемыми действиями нарушены права заявителя, поскольку непринятие Управлением решения об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности Общества ввиду того, что согласно п. 2 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
В силу пункта 16 статьи 2 указанного закона ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" является теплосетевой организацией, а в силу п. 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), - регулируемой организацией, что, в частности, подтверждается решением Управления от 19.12.2013 N 519 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Барнаульская теплосетевая компания" города Барнаула Алтайского края, на 2014 год".
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Из пунктов 1, 2 статьи 5, пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) наделены полномочиями по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Из системного толкования указанных норм права следует, что Правительство Российской Федерации наделено полномочиями принимать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные для применения правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а уполномоченные органы исполнительной власти при установлении тарифов, в том числе на технологическое присоединение к тепловым сетям, обязаны соблюдать требования нормативно-правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695 (далее - Положение), Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. Пунктом 4.1.12 Положения предусмотрены полномочия Управления по установлению тарифов на установление платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения. Согласно п. 12 Правил регулирования цен открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется, в том числе, по предложению регулируемой организации. В соответствии с п. 15 Правил регулирования цен предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.
В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация:
а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (далее - заявитель) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет (КПП)); 5
б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов). В п. 16 Правил содержится перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении цен (тарифов).
По мнению Управления, во исполнение п. 16 Правил к заявлению об установлении цен (тарифов) должен прилагаться расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Между тем, разделом 5 Основ ценообразования установлен порядок определения платы за подключение к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 107 Основ ценообразования для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка энергопринимающего оборудования которых не превышает 0,1 Гкал/час., установлена плата за подключение в размере 550 рублей.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, размер платы установлен императивно и не может быть изменен ни регулирующим органом, ни соглашением сторон.
Учитывая изложенное, в настоящем случае размер платы за подключение уже установлен нормативными актами, что исключает необходимость предоставления в уполномоченный орган каких-либо расчетов, поскольку их содержание не может повлиять на размер платы за подключение.
Ссылки Управления на письмо ФТС России суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку письма не являются нормативными правовыми актами и в силу части 1 статьи 13 АПК РФ не подлежат применению арбитражным судом при рассмотрении дел.
Также подлежат отклонению доводы Управления со ссылкой на пункт 174 Методических указаний, цен (тарифов), согласно которому теплоснабжающая (теплосетевая) организация в соответствии с приложением 7.9 к настоящим Методическим указаниям рассчитывает объемы средств для компенсации расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и не включаемых в состав платы за подключение.
Расчеты представляются в орган регулирования, который в решении об утверждении тарифов отражает размер экономически обоснованной платы за подключение и соответствующие выпадающие доходы теплоснабжающей (теплосетевой) организации от подключения указанных объектов заявителей, размер которых включается в тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифы на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение. При этом расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, не включаемые в состав платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, определяются с учетом положений пункта 173 настоящих Методических указаний.
Таким образом, из данного пункта Методических указаний следует, что указанные в нем расчеты представляются регулируемой организацией не при подаче заявления об установлении платы за подключение к системе потребителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, а при подаче заявления об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифов на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение. То есть, при принятии решения об установлении вышеуказанных тарифов уполномоченный орган должен учитывать, какие объемы средств должны быть компенсированы теплоснабжающей (теплосетевой) организации на расходы на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и не включаемых в состав платы за подключение.
Довод Управления о неверном толковании судом указанного пункта признается необоснованным. Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой норм права.
В соответствии с п. 8 указанной статьи плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования, следовательно, незаконный отказ Управления в установлении размера платы за подключение к системе теплоснабжения общества препятствует в заключении договоров с потребителями.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемыми действиями нарушены права заявителя, поскольку непринятие Управлением решения об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" для потребителей г. Барнаула с подключаемой тепловой нагрузкой, не превышающей 0,1 Гкал/ч, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности общества.
Ссылки Управления на неотражение в решении суда всех доводов заинтересованного лица не принимаются, поскольку указанное само по себе не привело к принятию неправильного решения, соответственно, не может служить основанием для его отмены или изменения. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ, существенных нарушений положений статей 10, 15, 65, 71, 168, 170 АПК РФ, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы Управления повторяют позицию по делу, и, по сути, направлены на переоценку законного и обоснованного вывода суда первой инстанции относительно установленных по делу обстоятельств, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 января 2015 года по делу N А03-19416/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-19416/2014
Истец: ОАО "Барнаульская теплосетевая компания"
Ответчик: Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов