г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А21-7835/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3686/2015) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2014 по делу N А21-7835/2014 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ИП Ивановой Татьяны Владимировны (ОГРНИП 304390636600800)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области
3-е лицо: Иванова Татьяна Владимировна
об оспаривании решения и обязании совершить регистрационные действия
установил:
индивидуальный предприниматель Иванова Татьяна Владимировна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 03.09.2014 N 19/3618 об отказе в производстве в отношении транспортного средства легкового автомобиля марки "VOLKSWAGEN PASSAT CL", государственный знак Р252КО/39, идентификационный номер (VIN) WVWZZZ31ZKE283479, год выпуска 1989, регистрационных действий по изменению регистрационных данных в связи с заменой номерных агрегатов, и обязании осуществить регистрационные действия.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Иванова Татьяна Владимировна (далее - Иванова Т.В.).
Решением суда от 19.12.2014 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, произведенная предпринимателем замена кузова транспортного средства фактически привела к утрате базового транспортного средства и невозможности его идентификации в новом транспортном средстве, образованном в результате изменения конструкции, что в силу пунктов 5 и 79 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств является недопустимым.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу частей 3, 5 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель является арендатором легкового автомобиля марки "VOLKSWAGEN PASSAT CL", государственный знак Р252КО/39, идентификационный номер (VIN) WVWZZZ31ZKE283479, год выпуска 1989, на основании договора аренды от 06.02.2013, заключенного с гражданкой Ивановой Т.В. (собственником транспортного средства).
Как указывает предприниматель в заявлении, в результате эксплуатации автомобиля его кузов пришел в негодное состояние, в связи с чем дальнейшая его эксплуатация стана невозможна.
19.02.2014 на основании договора купли-продажи номерного агрегата заявитель приобрел у ООО "Миг-авто" кузов от автомобиля марки "VOLKSWAGEN PASSAT VARIANT", универсал, 1996 года выпуска, серого цвета, номер: WVWZZZ3AZTE255274, ввезенного в Российскую Федерацию на основании декларации на товары N 10226060/211213/0024853.
24.03.2014 ООО "С.Т.О. НЕВЕШ" для заявителя были произведены демонтажно-монтажные работы по замене кузова транспортного средства на аналогичный кузов номер: WVWZZZ3AZTE255274.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Предприниматель, как лицо от имени собственника пользующееся и владеющее транспортным средством, обратилось с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства в УГИБДД УМВД России по Калининградской области.
Как следует из материалов дела для производства регистрационных действий заявителем были представлены: заключение эксперта ООО "БалтСертификация" от 18.03.2014 N 1У/14/03-023 о возможности установки кузова WVWZZZ3AZTE255274 на автомобиль марки "VOLKSWAGEN PASSAT CL", Заявление-декларация от 24.03.2014 об объеме и качестве произведенных работах по внесению в конструкцию транспортного средства, выданное специализированной организацией ООО "С.Т.О. НЕВЕШ", диагностическая карта транспортного средства.
Письмом 03.09.2014 N 19/3618 Управление отказало предпринимателю в осуществлении регистрационных.
Полагая отказ в совершении регистрационных действий незаконным, предприниматель оспорили его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Управления в совершении регистрационных действий и обязал заинтересованное лицо осуществить регистрационные действия по внесению изменений регистрационных данных автомобиля "VOLKSWAGEN PASSAT CL", государственный знак Р252КО/39, идентификационный номер (VIN) WVWZZZ31ZKE283479, год выпуска 1989, связанных с заменой кузова WVWZZZ31ZKE283479 на кузов WVWZZZ3AZTE255274.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Постановления N 938 и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
Согласно пункту 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 в соответствии с Законом о техническом регулировании утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент), которым установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Разделом III Технического регламента установлены критерии, формы оценки соответствия транспортных средств применительно к различным транспортным средствам и документы, подтверждающие оценку соответствия.
Подраздел 4 раздела III Технического регламента определяет оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В соответствии с пунктом 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240), действовавшем до 26.01.2015.
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
Согласно пункту 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Следовательно, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, то есть сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
Как видно из материалов дела, кузов легкового автомобиля марки "VOLKSWAGEN PASSAT CL", государственный знак Р252КО/39, идентификационный номер (VIN) WVWZZZ31ZKE283479, год выпуска 1989, заменен на кузов автомобиля марки "VOLKSWAGEN PASSAT VARIANT", универсал, 1996 года выпуска, серого цвета, номер: WVWZZZ3AZTE255274.
При этом Общество обосновывает необходимость такой замены невозможностью эксплуатации автомобиля по причине негодного состояния кузова, однако никаких доказательств в обоснование данного довода не приводит (экспертное заключение, справка СТО). Кроме того, в материалы дела представлен только добавочный лист декларации на товары N 10226060/211213/0024853, не позволяющих идентифицировать продавца и покупателя спорного товара; информация, содержащаяся в графе 31 декларации на товары, не позволяет однозначно отождествить ввезенный товар с товаром, приобретенным заявителем на основании договора купли-продажи номерного агрегата от 19.02.2014.
Таким образом, цели замены кузова и легальность производства означенных действий не нашли своего документального подтверждения.
Кроме того, анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что заменой кузова транспортного средства затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Идентификационный номер VIN присваивается не какой-либо отдельной части транспортного средства, а транспортному средству в целом, указанный номер уникален и изменению в ходе эксплуатации транспортного средства не подлежит.
В свою очередь замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль "VOLKSWAGEN PASSAT CL" (регистрационный знак Р252КО/39), поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции, поскольку кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, на который нанесена идентификационная маркировка изделия. В результате замены кузова создается новое транспортное средства, требующее в силу вышеприведенных положений Технического регламента и пункта 3 Правил N 1001 проведения сертификации.
В силу пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств пункта 24 Административного регламента, уничтожение идентификационной маркировки транспортного средства является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, связанной с проведением регистрационных действий с транспортным средством. Сертификация вновь созданного транспортного средства не проводилась.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения Управления действующим на момент обращения предпринимателя с заявлением правилам.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба заинтересованного лица подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе предпринимателю в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2014 по делу N А21-7835/2014 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Ивановой Татьяны Владимировны (ОГРНИП 304390636600800) о признании недействительным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения от 03.09.2014 N 19/3618 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7835/2014
Истец: ИП Иванова Татьяна Владимировна
Ответчик: УГИБДД УМВД России по К/о, УМВД России по Калининградской области
Третье лицо: Иванова Татьяна Владимировна