13 апреля 2015 г. |
Дело N А38-6793/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.02.2015 по делу N А38-6793/2014,
принятое судьей Камаевой А.В.
в порядке упрощенного производства по заявлению индивидуального предпринимателя Толстовой Ольги Михайловны (ИНН 121507909432, ОГРНИП 304121536100017) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл от 19.11.2014 N 905у.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл - Лазарева Т.Н. по доверенности от 12.03.2015 N 07 сроком действия один год, Щекотова Н.А. по доверенности от 31.03.2015 N 13 сроком действия один год.
Индивидуальный предприниматель Толстова Ольга Михайловна, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление, административный орган) в период с 20.10.2014 по 11.11.2014 проведена плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Толстовой Ольги Михайловны (далее - Предприниматель, Толстова О.М.) на предмет соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, а также соблюдения требований технических регламентов.
В ходе проверки установлено, что в парикмахерской "Дива" на момент проверки отсутствовали средства от вшей (педикулициды), что свидетельствует о нарушении пункта 9.7 СанПин 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" (далее - СанПин 2.1.2.2631-10); уровень искусственной освещенности на рабочем месте мастера-парикмахера N 2 парикмахерской "Дива" не соответствовал допустимому уровню, установленному требованиями пункта 8.1, приложения 4 к СанПин 2.1.2.2631-10; отсутствовала информация о сроках оказания услуг, что является нарушением пункта 2 части 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), пункта 3 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025 (далее - Правила бытового обслуживания населения).
Результаты проверки нашли отражение в акте проверки от 11.11.2014 N 1092.
По факту выявленных нарушений пунктов 8.1, 9.7, приложения 4 СанПин 2.1.2.2631-10 должностным лицом административного органа в отношении Толстовой О.М. 10.11.2014 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, по факту нарушений пункта 2 части 10 Закона N 2300-1, пункта 3 Правил бытового обслуживания населения должностным лицом Управления в отношении Предпринимателя 10.11.2014 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела 19.11.2014 заместителем руководителя Управления вынесено постановление N 905у о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 и частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ. Толстовой О.М. назначено наказание с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным указанного постановления и его отмене.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 09.02.2015 суд удовлетворил заявленные требования.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
По мнению административного органа, квалификация действий Предпринимателя по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ правомерна.
Управление полагает, что часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 6.3 КоАП РФ.
Представители административного органа в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу, по доводам, в ней изложенным.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Толстова О.М. в судебное заседание не явилась.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Толстовой О.М. и в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Принимая оспоренное постановление, Управление исходило из наличия в действиях Толстовой О.М. составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 и частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ, которыми установлена ответственность за несоблюдение требований к реализации организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, выполнению работ либо оказанию услуг.
Между тем объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, составляет, в частности, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 2300-1, в случае, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Требования к порядку оказания парикмахерских услуг установлены ГОСТ Р 51142-98 "Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия" (далее - ГОСТ). Пунктом 1 ГОСТа установлено, что данный стандарт распространяется на услуги парикмахерских, оказываемые организациями, независимо от их форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями.
ГОСТ устанавливает общие технические требования к качеству услуг парикмахерских, классификацию их услуг и требования к исполнителям услуг парикмахерских в соответствии с их категорией.
В рассматриваемом случае Предпринимателю вменено нарушение пункта 9.7 СанПин 2.1.2.2631-10, выразившееся в отсутствии средств от вшей (педикулициды) в парикмахерской "Дива", а также нарушение пункта 8.1 СанПин 2.1.2.2631-10, выразившееся в несоответствии уровня искусственной освещенности на рабочем месте мастера-парикмахера N 2 парикмахерской "Дива" допустимому уровню.
В силу пункта 8.1, приложения 4 СанПин 2.1.2.2631-10 уровень освещенности на рабочих местах должен составлять 400 лк.
Согласно пункту 9.7 СанПин 2.1.2.2631-10 при обнаружении вшей (педикулеза) у клиента в процессе обслуживания необходимо прекратить манипуляцию и направить клиента в специализированное учреждение (санитарный пропускник) для проведения противопедикулезных мероприятий и консультации. Инструменты и белье, использованные при обслуживании, подвергают дезинсекции средствами от вшей (педикулицидами) в форме концентрата эмульсии согласно инструкции по применению средства. Волосы собирают в герметично закрывающийся пакет или мешок и также обрабатывают педикулицидом, после чего удаляют (утилизируют).
Таким образом, выявленные нарушения пунктов 8.1, 9.7 СанПиН 2.1.2.2631-10 относятся к установленным требованиям к освещенности помещений и организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима работы.
Само по себе нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 6.3 КоАП РФ.
Доказательств того, что Предпринимателем в период проверки оказывались услуги, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов, материалы дела не содержат. Прейскурант цен таким доказательством не является. В акте проверки от 11.11.2014 N 1092 и протоколе об административном правонарушении от 10.11.2014 не содержится сведений о том, что на рабочем месте мастера-парикмахера N 2 парикмахерской "Дива" фактически осуществлялся прием клиентов и оказывались услуги парикмахера), не указано и когда инструменты и белье, использованные при обслуживании, не подверглись дезинсекции средствами от вшей (педикулицидами).
Поскольку событие административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ надлежащим образом не описано в протоколе об административном правонарушении от 10.11.2014 и постановлении по делу, то есть не доказано административным органом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ является специальной по отношению к статье 6.3 КоАП РФ, несущественен для разрешения настоящего дела.
Таким образом, действия Толстовой О.М. неправомерно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление административного органа от 19.11.2014 N 905у в части привлечения Толстовой О.М. к ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, учитывая, что санкция за нарушение статьи 14.5 КоАП РФ в постановлении не определена и суд по своей инициативе не может назначить наказание по статье 14.5 КоАП РФ.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.02.2015 по делу N А38-6793/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-6793/2014
Истец: Толстова Ольга Михайловна
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по РМЭ