г. Воронеж |
|
15 апреля 2015 г. |
Дело N А08-2311/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.04.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Протасова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области:
от ЗАО "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549): |
Таскаев И.С., представитель по доверенности N 12-04/17 от 14.01.2015;
Колупаев Д.В., представитель по доверенности N 2-4 190 от 24.03.2015, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.09.2014 по делу N А08-2311/2014 (судья Полухин Р.О.) по заявлению ЗАО "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании предписания зонального отдела государственного экологического надзора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области от 19.02.2014 недействительным.
Решением Арбитражного суда Белгородской области заявление Общества удовлетворено полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда области отменить полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент указывает, что в ходе проверки, а именно при осмотре арендуемых нежилых помещений и прилегающих территорий, обнаружены помещения и контейнерные площадки для отходов, организованные ЗАО "Тандер" самостоятельно, что подтверждает временное складирование отходов в смысле "накопления отходов" производства и потребления.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просил отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "Тандер" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание откладывалось с 04.03.2015 до 01.04.2015.
В судебном заседании 01.04.2015 был объявлен перерыв до 08.04.2015.
В ходе судебного заседания установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 15.01.2014 начальником издан приказ N 38 о проведении плановой документарной и выездной проверки в отношении юридического лица - ЗАО "Тандер".
Задачей проверки является контроль (надзор) деятельности юридического лица в области природопользования и охраны окружающей среды.
Срок проведения проверки: с 06.02.2014 по 12.02.2014.
Проверка проведена зональным отделом государственного экологического надзора N 5 Управления экологического надзора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области.
В период с 06.02.2014 по 12.02.2014 Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО "Тандер" Белгородский филиал по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт проверки N 4 от 12.02.2014.
Из акта проверки усматривается, что в процессе деятельности сети магазинов Белгородского филиала ЗАО "Тандер", расположенных на территории Белгородской области г. Валуйки и Валуйского района образуются отходы 1,4-5 класса опасности.
По результатам контроля соблюдения законодательства об охране окружающей среды ЗАО "Тандер" 19.02.2014 выдано предписание.
ЗАО "Тандер", считая указанное предписание незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявление, пришел к выводу о том, что действия Общества по помещению отходов IV и V класса опасности в специально оборудованные места (заглубленная емкость, металлический контейнер на открытой площадке) и вывоз указанных отходов специализированными организациями, ведущими учет отходов и имеющими договоры с Обществом, не могут быть признаны деятельностью в области обращения с отходами, регулируемой Законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89), следовательно, выдача Департаментом ЗАО "Тандер" предписания, обязывающего организовать учет отходов, не соответствует требованиям указанного закона.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию лиц, участвующих в деле, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Департаментом установлено отсутствие паспорта опасных отходов на торговых объектах магазин "Магнит" ЗАО "Тандер", расположенный ул. М. Горького 82, магазин "Магнит" ЗАО "Тандер", расположенный ул. Курячего 22,магазин "Магнит" ЗАО "Тандер", расположенный ул. Клубная I, магазин " Магнит" ЗАО "Тандер", расположенный ул. Котовского I а, магазин "Магнит" ЗАО "Тандер", расположенный Белгородская область пос. Уразово ул. К. Либнехта 12В.
Кроме того, представленные на проверку паспорта отходов, приложенные к проектам:
- магазина "Магнит" ЗАО "Тандер" расположенный ул. М. Горького 82, на отходы 1 класса опасности датирован 02.07.2004 г. на объект г. Краснодар ул. Левадного 185 (истек срок более 5 лет), на отходы 4 класса опасности датирован 10.10.2008 на объект Саратовская область г. Энгельск ул. Промышленная 16 (на объект не относящийся к проверке).
-магазин "Магнит" ЗАО "Тандер", расположенный ул. Курячего 22, на отходы 1 класса опасности датирован 17.04.2009, на объект г. Белгород пр. Б. Хмельницкого 191 А на отходы 4 класса опасности датирован 17.04.2009, на объект г. Белгород пр. Б. Хмельницкого 191 А на отходы 5 класса опасности датирован 17.04.2009 на объект г. Белгород пр. Б. Хмельницкого 191А (на объект не относящийся к проверке);
- магазин "Магнит" ЗАО "Тандер" расположенный ул. Клубная 1 по проекту 2011 года на отходы 1 класса опасности датирован 02.07.2004 на объект г. Краснодар ул. Левадного 185; на отходы 4 класса опасности датирован 10.10.2008 на объект Саратовская область г. Энгельск ул. Промышленная 16 по проекту 2013, на отходы I класса опасности датирован 17.04.2009 на объект г. Белгород пр. Б. Хмельницкого 191 А: на отходы 4 класса опасности датирован 17.04.2009 на объект г. Белгород пр. Б. Хмельницкого 191 А: на отходы 5 класса опасности датирован 17.04.2009 на объект г. Белгород пр. Б. Хмельницкого 191А (на объекты не относящийся к проверке).
- магазин "Магнит" ЗАО "Тандер" расположенный Белгородская область пос. Уразово ул. К. Либнехта 12Б. на отходы 1 класса опасности датирован 02.07.2004 на объект г. Краснодар ул. Левадного 185 (истек срок более 5 лет), на отходы 4 класса опасности датирован 10.10.2008 на объект Саратовская область г. Энгельск ул. Промышленная 16 (на объект, не относящийся к проверке);
- отсутствуют документы, подтверждающие безопасные условия передачи опасных отходов (договора, акты приема-передачи, акты сверки), люминесцентных и ртутьсодержащих ламп(1 класс опасности) (ФЗ от 24.06.1998 N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказ МНР от 01.09.2011 года N721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами": за 2011 - 2012 года);
- отсутствуют акты инвентаризации опасных отходов (статья 11 ФЗ от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления", Приказ МНР от 01.09.201 1 года N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами");
- на местах в торговых точках не назначены лица ответственные за проведение производственного экологического контроля, а также за работу с опасными отходами имеющих свидетельство о повышении квалификации на право работы с опасными отходами; - отсутствуют журналы учета опасных отходов за 2011-2012 года; - отсутствуют журналы учета твердых бытовых отходов за 2011-2012 года; - положение о производственном экологическом контроле не согласовано с федеральными природоохранными органами; статья 26 Закона N 89-ФЗ - отсутствуют платежные документы подтверждающие утилизацию ЖБО (жидких бытовых отходов).
Согласно оспариваемому предписанию N 5 от 19.02.2014 ЗАО "Тандер" в срок до 01.06.2014 предписано: 1. разработать паспорта опасных отходов на объекты торговли, расположенные по адресам: г. Валуйки, ул. М. Горького, 82, ул. Клубная, 1, ул. Котовского, 1а, ул. Курячего, 22, пос. Уразово, ул. К. Либкнехта, 12Б; 2. согласовать положение о производственном экологическом контроле предприятия Белгородского филиала ЗАО "Тандер" с федеральными природоохранными органами; 3. назначить лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля, а также за работу с опасными отходами непосредственно на объектах торговли; 4. назначенным лицам пройти обучение для получения свидетельства о повышении квалификации на право работы с опасными отходами.
По мнению органа по контролю, требования предписания основаны на факте нарушения Обществом статей 11 и 26 Закона N 89-ФЗ.
Статьей 26 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (часть 2 названной статьи).
Однако суд не усматривает осуществление Обществом деятельности в области обращения с отходами, в смысле, придаваемом этой деятельности Законаом N 89-ФЗ.
Так, в ходе проверки, оформленной актом от 12.02.2014 N 4, установлено, что в результате деятельности сети магазинов Белгородского филиала ЗАО "Тандер", расположенных на территории Валуйского района образуются отходы производства и потребления 1,4-5 класса опасности (I класс опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код отхода - 353 301 00 13 01 1);
IV класс опасности - отходы из выгребных ям жидкие (код отхода - 951 001 02 02 01 4), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода 912 004 00 01 00 4);
V класс опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код отхода 187 103 00 01 00 5), смет территории организаций, не содержащий опасные компоненты в количестве, токсичном для окружающей среды (код отхода 912 001 01 01 00 5).
Согласно акту N 4 от 12.02.2014 отсутствуют акты инвентаризации опасных отходов, отсутствуют журналы учета опасных отходов за 2011-2012 года, отсутствуют журналы учета бытовых отходов за 2011-2012 гг.
В процессе рассмотрения дела Обществом представлены копии договора на оказание услуг по вывозу и утилизации ртутных ламп, договора на вывоз и обработку твердых и жидких бытовых отходов от 13.03.2010, договора на вывоз и утилизацию твердых и жидких бытовых отходов от 01.01.2011 N 50, договора на вывоз и утилизацию твердых и жидких бытовых отходов от 01.01.2011 N 51, договора на вывоз и переработку твердых и жидких бытовых отходов от 10.06.2010.
Согласно договорам специализированные организации - ООО "ИТЦ" и ООО "МУП "ВМО ГКХ" в 2011 и 2012 годах осуществляли для ЗАО "Тандер" комплекс услуг, связанных с организацией сбора, вывоза и переработкой ртутьсодержащих отходов, вывоз твердых и вывоз жидких бытовых отходов.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.03.2012 N 15331/11 определена правовая позиция, согласно которой под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Однако действия учреждения, периодически помещающего бытовой мусор в контейнеры на площадках, организованных и эксплуатирующихся управляющей организацией, на основании заключенного с ней контракта не могут расцениваться как деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах.
Следовательно, действия Общества по помещению отходов IV и V класса опасности в специально оборудованные места (заглубленная емкость, металлический контейнер на открытой площадке) и вывоз указанных отходов специализированными организациями, ведущими учет отходов и имеющими договоры с Обществом, не могут быть признаны деятельностью в области обращения с отходами, регулируемой Законом N 89-ФЗ.
Указанные выше обстоятельства установлены Арбитражным судом Белгородской области в рамках дела N А08-2682/2014.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Под обстоятельствами, которые могут быть установленными, следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств их существования и смысла. Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением установленного законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься, как доказанные.
Таким образом, предписание зонального отдела государственного экологического надзора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области от 19.02.2014 является недействительным.
Что касается соблюдения статьи 11 Закона N 89-ФЗ, апелляционная коллегия исходит из того, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны среди прочих
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Таким образом, названным законом установлены требования не только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, но и на хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих предприятия (здания, сооружения), в процессе деятельности которых образуются отходы.
Поскольку в процессе деятельности сети магазинов Белгородского филиала ЗАО "Тандер" образуются отходы, то на заявителя также распространяются требования статьи 11 Закона N 89-ФЗ.
Выводы суда области в данной части являются ошибочными, однако они не повлекли принятия неправильного судебного решения, так как актом проверки нарушений Обществом каких-либо конкретных правил статьи 11 Закона N 89-ФЗ фактически не выявлено.
Кроме того, предписание от 19.02.2014 не содержит требований об устранении нарушений норм, установленных статьей 11 Закона N 89-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оставляет решение суда первой инстанции в силе.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.09.2014 по делу N А08-2311/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2311/2014
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Зональный отдел государственного экологического надзора N 5 Управления государственного экологического надзора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области
Третье лицо: Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области