г. Тула |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А62-2550/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Можеевой Е.И. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителей истца - закрытого акционерного общества трест "Смоленскагропромстрой" (г. Смоленск, ОГРН 1026701433890, ИНН 6731020250) -Потапова В.В. (выписка из ЕГРЮЛ от 26.02.2015) и Костенковой Т.А. (доверенность от 01.02.2015), ответчика - Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (г. Смоленск, ОГРН 1026701433439, ИНН 6731000342) - Мельникова Г.А. (доверенность от 04.09.2014) и Дроздовой В.А. (доверенность от 06.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.10.2014 по делу N А62-2550/14 (судья Иванов А.В.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество трест "Смоленскагропромстрой" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Смоленскому муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал (далее - ответчик, предприятие) о признании недействительным пункта 2.1 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил признать недействительными:
- пункт 1.1 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013 в части обязания заказчика оплатить услуги по подключению;
- раздел 2. Размер и порядок внесения платы за подключение (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6) договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013;
- пункт 3.1.1 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013;
- пункт 3.1.3 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013 в части условия о внесении денежных средств заказчиком в соответствии с пунктом 2.2 договора;
- пункт 3.2.2 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013 в части условия о внесении денежных средств заказчиком в соответствии с пунктом 2.2 договора;
- пункт 3.3.1 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013 в части условия о внесении денежных средств заказчиком в соответствии с пунктом 2.2 договора;
- пункт 5.1 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013 в части обязанности заказчика перечислить исполнителю плату за подключение на условиях договора;
- пункт 9.1 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.10.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 09.04.2015.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 02.07.2012 истцу были согласованы и выданы технические условия N 146 (далее - технические условия) на подключение к сетям водоснабжения и канализации проектируемого квартала многоэтажной жилищной застройки по Краснинскому шоссе в г. Смоленске, в соответствии с которыми водоснабжение жилого квартала должно осуществляться от существующей водопроводной линии Д=300 по Краснинскому шоссе, канализацию жилого квартала предусмотреть в существующий канализационный коллектор Д=1000 по Краснинскому шоссе.
В соответствии с пунктом 5 раздела А технических условий подключение к городским системам водоснабжения и канализации будет возможно после технических условий, освидетельствования сетей и приборов учета, заключения и выполнения договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения.
Общество 31.01.2013 подало заявку на подключение квартала многоэтажной жилой застройки по Краснинскому шоссе в г. Смоленске к сетям водоснабжения и водоотведения согласно техническим условиям от 21.06.2012 N 146.
Ответчик направил истцу проект договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 11.02.2013.
Истец с проектом договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 11.02.2013 не согласился (письмо от 14.03.2013), указав на противоречие положений договора об установлении платы за подключение действующему законодательству.
Ответчик направил истцу проект договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 26.03.2013.
Истец с проектом договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 26.03.2013 также не согласился (письмо от 97.08.2013 N 199), указав на противоречие положений договора об установлении платы за подключение действующему законодательству.
В связи с этим 10.10.2013 истец направил ответчику свой проект договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 10.10.2013, в котором указано, что плата за подключение не взимается.
В ответ предприятие письмом от 06.11.2013 N 2292 отказало в согласовании проекта договора на условиях истца, сообщив, что Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, утратили действие в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Истец 19.12.2013 обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки о выполнении технических условий на подключение к сетям водоснабжения и канализации от 21.06.2012 N 146.
На указанное заявление предприятие сообщило, что для получения справки о выполнении технических условий на подключение к сетям водоснабжения и канализации от 21.06.2012N 146 обществу необходимо предоставить ряд документов, в том числе заключенный и выполненный договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения проектируемого квартала многоэтажной застройки по Краснинскому шоссе.
Сторонами 31.12.2013 был подписан договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить действия по подготовке системы городского водоснабжения и водоотведения к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым сетям водоснабжения и водоотведения, а заказчик обязался выполнить действия по подготовке объекта капитального строительства к подключению и оплатить услуги по подключению (пункт 1.1 договора).
Размер платы за подключение жилого квартала по Краснинскому шоссе к системе водоотведения составил 7 039 672 рубля 38 копеек, к системе водоснабжения - 8 461 957 рублей 83 копейки, исходя из объемов водопотребления и водоотведения в объемах 335 куб. м в сутки (пункт 2.1 договора).
При этом в соответствии с пунктами 2.5 и 3.3.2 договора расходы на технологическое присоединение и строительство внеплощадочных сетей в размер платы за подключение не включаются.
Плата за подключение вносится в течение 180 дней с момента заключения договора (пункт 2.2 договора).
Порядок оплаты, тарифы и иные вопросы, связанные с определением размеры платы за подключение ее внесением, расходованием и ответственностью за несвоевременное внесение определены в пунктах 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 3.1.1, 3.2.2., 3.3.1 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013.
Пунктами 3.1.3 и 5.1 договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013 предусмотрено условие о том, что исполнитель обязан выдать разрешение на осуществление заказчиком присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подключить объекта к сетям инженерно-технического обеспечения при условии внесении денежных средств заказчиком в соответствии с пунктом 2.2. договора.
Ответчиком обществу была выдана справка от 31.12.2013 о том, что наружные сети водоснабжения и канализации блок секции N 11, блок секции N 14, блок секций N 9 - 10, расположенных по адресу: г. Смоленск, жилой квартал застройки по Краснинскому шоссе выполнены в соответствии с техническими условиями, проектной документацией и требованиями нормативных документов в полном объеме.
Полагая, что установление в договоре платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения является неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83) и Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), признал требования истца правомерными.
С таким мнением суда апелляционная инстанция не согласна, считая, что суд первой инстанции неверно определил закон, подлежащий применению, ввиду чего применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению.
По общему правилу, установленному действующим законодательством, подключение к системе водоснабжения является платным, исключения указаны в подпункте 3 пункта 14 Правил N 360, а также в пункте 11 Правил N 83.
Пунктом 11 Правил N 83 предусмотрено, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Согласно пункту 15 Правил N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - ИТО) осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения установлены Правилами N 360.
В силу подпункта "г" пункта 12 Правил N 360 договор о подключении в качестве существенного условия должен содержать размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 данных правил размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Таким образом, возможность взыскания платы за подключение в соответствии с положениями Правил N 360 зависела от тех мероприятий, которые исполнитель по договору о подключении должен был осуществить для увеличения мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства.
Между тем с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении") (статья 43 данного закона), который внес изменения в действующий порядок подключения объектов капитального строительства к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ) плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Из анализа указанных правовых норм следует, что положения Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не связывают взимание платы за подключение с выполнением каких-либо конкретных мероприятий по реконструкции сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения как включенных в инвестиционную программу, так и отсутствующих в ней, как то ранее было предусмотрено Правилами N 360 и N 83.
При этом частью 6 статьи 42 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
До утверждения Правительством Российской Федерации типового договора горячего водоснабжения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке горячей воды, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения указанные договоры заключаются в простой письменной форме и должны содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для соответствующих видов договоров (часть 7 статьи 42 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Таким образом, с 01.01.2013 договор о подключении в любом случае является возмездным, а значит, с указанной даты Правила N 360 и N 83 применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении".
Данный вывод, по мнению апелляционной инстанции, подтверждается, во-первых, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (опубликованы 12.08.2013), исключившими из предмета регулирования Правил N 83 сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и дополнившими пункт 11 данных правил дополнительным абзацем, согласно которому плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а, во-вторых, признанием утратившими силу Правил N 360.
Поскольку спорная сделка заключена после 01.09.2013, к ней применяется статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции пунктов 1 - 3 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора от 31.12.2013, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Кодекса).
Поскольку как на момент подачи заявки (31.01.2013), так и на момент подписания сторонами договора о подключении (31.12.2013), действовал Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении", то ответчик имел правовые основания для включения в пункт 1.1 спорного договора условия об обязанности заказчика (общества) оплатить услуги по подключению, а значит, пункт 1.1 договора соответствует требованиям закона.
При таких выводах суда апелляционной инстанции не имеет правового значения проведенная судом экспертиза, а также письмо департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политики от 26.11.2013 N 3425/8.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции отмечает, что судебная практика, приведенная судом первой инстанции, основана на нормах правах, не действующих в сфере водоснабжения и водоотведения к моменту заключения договора от 31.12.2013, а значит, не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Что касается раздела 2. "Размер и порядок внесения платы за подключение" договора, то суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктами 81 - 84 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (опубликованы 20.05.2013), принятым во исполнение Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
При расчете размера ставки за протяженность сети не учитываются средства, полученные на создание этих сетей и объектов на них, предусмотренные инвестиционной программой за счет иных источников (в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), кроме платы за подключение.
Подпунктом 1.2 постановления администрации г. Смоленска от 23.07.2012 N 1294-адм "О тарифах на подключение к системам водоснабжения и водоотведения" предприятию установлены тарифы на подключение к системам водоснабжения и водоотведения (приложение N 2).
Пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что постановление вступает в силу со дня его официального опубликования ("Рабочий путь", N 165, 31.07.2012), но не ранее 01.09.2012. Тарифы устанавливаются на срок реализации инвестиционной программы предприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска на 2011 - 2013 годы (до 31.12.2013).
Учитывая наличие инвестиционной программы предприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска на 2011 - 2013 годы, утвержденной решением Смоленского городского Совета 25-й сессией IV созыва от 28.06.2011 N 386 (в ред. решения Смоленского городского Совета от 06.07.2012 и в ред. решения 46-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 01.03.2011 N 826), предприятие не обращалось в департамент за установлением индивидуальной платы за подключение и применило тарифы, учтенные инвестпрограммой.
Плата за подключение рассчитывалась исходя из величины подключаемой нагрузки, действовавшего тарифа на подключение и стоимости строительства внеплощадочных сетей.
Из пояснений представителей предприятия следует, что при подготовке договора от 31.12.2013 предприятие исчисляло размер платы за подключение путем умножения подключаемой мощности (335 куб. м/ сут.) на тариф для подключения, установленный предприятию. При этом пункт 2.6 договора предусматривает уменьшение платы за подключение на стоимость построенных заказчиком по договору внеплощадочных сетей. Таким образом, при расчете цены договора предприятие следовало нормам действовавшего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Обратного обществом не доказано.
В связи со сказанным апелляционная инстанция считает необходимым указать следующее.
Пункт 2.1 договора содержит общую сумму платы за подключение, а также расчет указанной суммы по видам коммунальных ресурсов с учетом действующего на момент заключения договора тарифа и подключаемой нагрузки.
Пункт 2.2 договора, предусматривающий порядок внесения платы за подключение, не противоречит положениям пункта Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", так как согласно ему внесение платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, однако положения о сроках внесения платы в данном законе отсутствуют.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку в момент заключения договора порядок внесения платы за подключение не был установлен законом, данное условие определено по усмотрению сторон.
Пункт 2.3 договора указывает на порядок перечисления денежных средств. Как указано выше Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" порядок внесения платы за подключение на момент заключения договора не установлен. В тоже время в соответствии с пунктом 4.3 постановления администрации города Смоленска от 16.06.2009 N 584-адм "О порядке подключения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения города Смоленска" на предприятие возложена обязанность аккумулировать на собственном расчетном счете финансовые средства, полученные в результате исполнения договоров на подключение объектов к системам водоснабжения и водоотведения города Смоленска и использовать указанные финансовые средства на реализацию инвестиционной программы развития систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска, утверждаемой постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, а также на мероприятия по энергоснабжению и энергоресурсосбережению.
Пункт 2.4 договора также учитывает положения пункта 13 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" о расчете размера платы за подключение по установленным тарифам на подключение. Указание в данных нормативных положениях на учет расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения при расчете платы за подключение прямо связано с положением, что точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства истца.
По мнению апелляционного суда, пункт 2.5 договора также основан на положениях Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а именно на пункте 14 статьи 18, в соответствии с которым взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается. Работы по фактической врезке в систему, организации учета поставляемого коммунального ресурса и т. п. прямо отделены положениями настоящего пункта от платы за подключение (технологическое присоединение).
Пункт 2.6 договора учитывает положения пункта 13 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" путем уменьшения размера платы за подключение на размер фактически понесенных затрат на строительство внеплощадочных сетей, от границ земельного участка с кадастровым N 67:27:0020417:11 до точек подключения к городской системе водоснабжения и водоотведения. Строительство сетей предполагается истцом по договору.
Пункт 3.1.1 договора основан на положении пункта 4.3 постановления администрации г. Смоленска от 16.06.2009 N 584-адм.
В пункте 3.1.3 договора предусмотрено условие внесения денежных средств истцом в соответствии с пунктом 2.2 настоящего договора как существенное условие выполнения договора на подключение, предусмотренное пунктом 13 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Пункт 3.2.2 договора предполагает последствия невыполнения заказчиком существенного условия договора - невнесение или внесение не в полном объеме платы за подключение в течение срока, указанного в пункте 2.2. договора как основание непроведения подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из пункта 3.3.1 договора следует обязанность истца строго выполнять условие о внесении платы за подключение в соответствии с условиями настоящего договора.
В пункте 5.1 договора отмечено, что для подключения истец должен перечислить ответчику плату за подключение на условиях настоящего договора, т. е. выполнить обязательства, предусмотренные договором и статьей 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В пункте 9.1 договора предусмотрено положение, в соответствии с которым при расторжении договора по инициативе истца денежные средства, перечисленные им ответчику, не возвращаются. Пункт 2 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" указывает, что застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение). Заключение договора о подключении и внесение платы за подключение осуществляется до фактического начала строительства. Положений о возврате полученных по таким договорам средств за подключение в случае непроведения подключения Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" не содержит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что все оспариваемые положения договора на подключение производны от обязанности по внесению платы за подключение, предусмотренной Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и, соответственно, не противоречат действующему законодательству.
Из пункта 1 статьи 426 ГК РФ следует, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В связи с этим апелляционный суд отмечает, что в случае несогласия с каким-либо пунктом договора истец мог принять меры по урегулированию указанных в иске (с учетом уточнений) разногласий, однако на момент заключения договора таких мер (протокол разногласий, протокол согласования разногласий) истцом принято не было, что свидетельствует о согласии истца с предложенными условиями договора.
На основании изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для признания спорных пунктов недействительными.
С учетом вышесказанного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
В соответствии с положениями частями 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.10.2014 по делу N А62-2550/14 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества трест "Смоленскагропромстрой" (г. Смоленск, ОГРН 1026701433890, ИНН 6731020250) в пользу Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (г. Смоленск, ОГРН 1026701433439, ИНН 6731000342) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.И. Можеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2550/2014
Истец: ЗАО трест "Смоленскагропромстрой"
Ответчик: СМУП "Горводоканал"
Третье лицо: АНО "Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Смоленской области"