Требование: о взыскании пени по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2016 г. |
дело N А01-724/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.10.2016 по делу N А01-724/2016 по иску государственного учреждения-управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея, ответчик: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", принятое в составе судьи Шагуча Б.А.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Майкопе Республики Адыгея (далее - пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о взыскании пени с федерального государственного бюджетного научного учреждения "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - учреждение) на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 8621 рубля 29 копеек и пени на недоимку в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 998 рублей 65 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.10.2016 заявленные требования удовлетворены. Судом взыскано с федерального государственного бюджетного научного учреждения "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционный жалоба мотивирована тем, что пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением за пределами предусмотренного законом срока для подачи искового заявления. Истец должен был обосновать расчет пеней, включая и то обстоятельство, что у налогоплательщика в соответствующем периоде имелась недоимка, и пени по требованию начислены в связи с неуплатой именно этой недоимки.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
От пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГБНУ "Адыгейский НИИСХ" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1020100709298) и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в городе Майкопе Республики Адыгея (регистрационный номер страхователя 001-001-010897).
09 октября 2015 года в адрес ФГБНУ "Адыгейский НИИСХ" выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 001S01150006418 за 2 квартал 2015 г. на сумму 10 619 рублей 94 копейки, в том числе: пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 621 рубля 29 копеек и пени на недоимку в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 998 рублей 65 копеек.
Требование направлено адресату заказной корреспонденцией (идентификатор 38500096266500) 15.10.2015 г.
Указанное требование ФГБНУ "Адыгейский НИИСХ" не исполнило.
В связи с наличием у учреждения задолженности по пене пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 года (далее - Закон N 167-ФЗ), а также статьей 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Как указано в части 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу частей 3 и 4 указанной статьи, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Как указано в части 4 вышеуказанной статьи взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится, в том числе с организации, которой открыт лицевой счет.
Порядок и сроки направления в адрес плательщика страховых взносов требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов регламентированы в статье 22 Федерального закона N 212-ФЗ.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Исходя из анализа вышеприведенных норм под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретных страховых взносов.
Следовательно, пенсионный фонд должен обосновать расчет пеней, включая и то обстоятельство, что у налогоплательщика в соответствующем периоде имелась недоимка и пени по требованию начислены в связи с неуплатой именно этой недоимки. В требовании об уплате пеней, направленном страхователю, пенсионный орган обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату, с которой они начисляются, ставку пеней, то есть сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.
В требовании N 001S01150006418 от 09.10.2015 указаны сумма недоимки за 2 квартал 2015 г., соответствующая данным расчета формы РСВ-1 ПФР, и размер пени, начисленной на указанную сумму (т. 1, л.д. 11).
Из представленного пенсионным фондом расчета пени по состоянию на 09 октября 2015 г. (дату выставления требования) усматривается, что за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, возникшую за 2 квартал 2015 года начислена пеня в размере 8621 рубль 29 копеек, в том числе: за период с 22.08.2015 г. по 09.10.2015 г. в размере 2 472 рублей 37 копеек (на сумму недоимки за июнь - 183 478 рублей 14 копеек); за период с 22.08.2015 г. по 09.10.2015 г. в размере 2 723 рублей 06 копеек (на сумму недоимки за май - 202 082 рублей 63 копеек); за период с 22.08.2015 г. по 09.10.2015 г. в размере 2 514 рублей 14 копеек (на сумму недоимки за апрель - 186 577 рублей 89 копеек), за период с 16.05.2015 г. по 09.10.2015 г. в размере 848 рублей 81 копейки (на сумму недоимки за апрель - 20 997 рублей 26 копеек), за период с 16.05.2015 г. по 09.10.2015 г. в размере 62 рублей 91 копейки (на сумму недоимки за апрель - 1 556 рублей 20 копеек), что соответствует размеру пени, указанной в требовании.
Аналогичный расчет произведен заявителем и в части пени на недоимку по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования, из которого следует, что заявленная сумма пени сформирована с учетом начисления штрафных санкций исключительно на сумму недоимки за второй квартал 2015 г.
Как указывалось ранее в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому пенсионный фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, предусмотренный законом, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Вместе с тем данное право сопряжено с соблюдением органами пенсионного фонда установленной законом процедуры взыскания.
Как следует из материалов дела и фактический не оспаривается учреждением, обязанность по уплате страховых взносов за второй квартал 2015 г., на которые согласно расчету начислены пени, исполнена ответчиком с нарушением установленного законом срока внесения обязательных платежей.
Отклоняя возражения учреждения о нарушении срока предъявления требования об уплате пени с учетом истекшего трехмесячного срока после срока уплаты налога, суд обоснованно указал, что в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Как отмечалось ранее, отчетными периодами по страховым взносам признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. В пункте 14 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79, указано, что при определении срока направления требования о взыскании сумм недоимок по страховым взносам и срока обращения в суд с 6 таким требованием применяются положения статей 70 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 статьи 46 и пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснения, содержащегося в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 г. "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации ", заявление о взыскании налога (взноса) со страхователей - юридических лиц может быть подано в суд соответствующим органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (взноса). Согласно пункту 11 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации положения данной статьи применяются также при взыскании пеней.
Статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок для направления требования в размере трех месяцев после истечения срока уплаты налога. Следовательно, вывод о соблюдении пенсионным фондом требований закона в части срока предъявления требований о взыскании пени за несвоевременную уплату взносов за 2 квартал 2015 г. может быть сделан при последовательном исчислении сроков, установленных как статьями 70 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации, так и Законом N 212-ФЗ.
Уплата пеней рассматривается как дополнительная обязанность страхователя, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемая одновременно с обязанностью по их уплате либо после исполнения последней. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате взносов и с этого момента не подлежат начислению.
Как следует из материалов дела, в результате камеральной проверки за период с 01.04.2015 по 30.06.2015 учреждению начислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 572138,66 рублей и на обязательное медицинское страхование в сумме 132632,15 рублей. Учреждению направлено требование об уплате указанной недоимки от 21.08.2015, которая уплачена учреждением в полном объеме 25.11.2015.
Пенсионным фондом также выставлено учреждению требование об уплате пеней от 09.10.2015, учреждению установлен срок для добровольной уплаты до 27.10.2015.
С заявлением о взыскании пеней управление обратилось в суд 04.04.2016, то есть в пределах шестимесячного срока. Кроме того, управлением соблюден общий срок исковой давности.
С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направлены на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.10.2016 по делу N А01-724/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Республики Адыгея.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-724/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. МАЙКОПЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"!
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18607/16