г. Вологда |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А05-14241/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2016 года по делу N А05-14241/2015 (судья Козьмина С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" (ОГРН 1072901002052, ИНН 2901160290; место нахождения: 163035, город Архангельск, Архангельская область, улица Парковая, дом 2; далее - ООО "УК "Левобережье", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - управление, административный орган) об отмене постановления от 10.11.2015 N 908/2015 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 02 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее - ОАО "ТГК N 2").
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 28 января 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Клюкина О.С. (место жительства: город Архангельск), Шужмов А.Б. (место жительства: город Архангельск), Малыгина Н.В. (место жительства: город Архангельск).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2016 года в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
ООО "УК "Левобережье" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в полном объеме, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что событие административного правонарушения не доказано, факт обмана потребителей не подтвержден.
Управление в отзыве опровергло доводы жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ОАО "ТГК N 2" в отзыве поддержало доводы жалобы.
От иных третьих лиц отзывы не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по обращению жильцов дома N 43 по ул. Магистральная государственной жилищной инспекцией на основании распоряжения от 14.05.2015 NОК-06/01-15/1735 в отношении ООО "УК "Левобережье" проведена внеплановая документарная проверка на предмет правомерности определения обществом размера платы за отопление в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Уведомление о проведении проверки вручено обществу 18.05.2015.
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что ООО "УК "Левобережье" при определении размера платы за отопление за период с октября по декабрь 2014 года допустило обсчет потребителей квартир 11, 26, 37 дома N 43 по ул. Магистральная.
Данное нарушение отражено в акте проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правомерности определения платы за отопление от 10.06.2015.
Копия акта проверки вручена обществу 11.07.2015.
Государственная жилищная инспекция Архангельской области направила в управление материалы внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК "Левобережье". Материалы проверки получены управлением 23.09.2015.
Определением административного органа от 29.09.2015 N 8233/04 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по статье 14.7 КоАП РФ. Определение получено обществом 02.10.2015, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении.
Главный специалист-эксперт управления Черная М.А. 13.10.2015 в присутствии представителя общества по доверенности от 01.10.2015 Рашидова Э.А. составила протокол об административном правонарушении по факту выявленных нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, выразившихся в обсчете потребителей, а именно, - неправомерном начислении платы за жилищно-коммунальные услуги. Рашидову Э.А. разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 25.4, 25.5, 30.1 КоАП РФ, статья 51 Конституции Российской Федерации. Рашидов Э.А. с протоколом ознакомлен, его копию получил, о чем свидетельствует его подпись в протоколе. Копия протокола также направлена по почте и получена обществом 17.10.2015.
Определением от 27.10.2015 N 6908/2015 общество 30.10.2015 извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заместитель руководителя управления Антонов А.Г. 10.11.2015 вынес постановление N 908/2015 о назначении административного наказания в отношении ООО "УК "Левобережье", которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.7 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Управление пришло к выводу, что в данном случае обществом допущен обсчет потребителей при исчислении платы за предоставленные ему коммунальные услуги. Дело рассмотрено при участии представителя общества по доверенности от 20.01.2015 Перхуровой Л.В. Постановление получено обществом 16.11.2015.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.07.2008, Управляющая организация (ООО "УК "Левобережье") приняла на себя обязательства в течение срока действия настоящего договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома N 43 по ул. Магистральной г. Архангельска, предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги.
По агентскому договору от 01.09.2011 N 2000-2043-11 ООО "УК "Левобережье" поручило, а ОАО "ТГК-2" приняло на себя обязательство совершать от своего имени и за счет ООО "УК "Левобережье" юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за поставленную тепловую энергию и за оказанные ООО "УК "Левобережье" коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 12.09.2014 в доме N 43 по ул. Магистральная установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Согласно счетам начисления выполнены муниципальным учреждением муниципального образования "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр", исполнителем коммунальных услуг является ООО "УК "Левобережье".
Определение размера платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 3 приложения 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3.
По мнению административного органа, общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома устанавливается согласно данным технического паспорта, в рассматриваемом случае равна 4167,4 кв.м., в том числе, 2725,6 кв.м. - площадь жилых помещений, 1441,8 кв.м. - площадь нежилых помещений в доме.
Вместе с тем, расчет размера платы произведен управляющей компанией исходя из площади равной 3454,30 кв.м.
Таким образом, при определении размера платы за коммунальную услугу "отопление" ООО "УК "Левобережье" допустило обсчет потребителей, проживающих по адресу: г. Архангельск, ул. Магистральная, д. 43, кв.11, 26, 37, в счетах за октябрь-декабрь 2014 года; обществом допущен обсчет потребителей при исчислении платы за предоставленные ему коммунальные услуги, ответственность за который предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 14.7 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 194-ФЗ, действующего в период совершения вмененного правонарушения) установлена ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, состоит в совершении противоправных действий, относящихся к формам обмана потребителей: обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи; обсчет - взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара, либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы); введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара - передача потребителю товара, не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям, предусмотренным в установленном законом порядке; иной обман потребителя - нарушение других условий договора купли-продажи (умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности (пересортица), продажа некомплектного товара и т.д.).
Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение. При этом под обманом следует понимать преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Как следует из оспариваемого постановления, управление вменяет обществу обсчет потребителей при исчислении платы за предоставление ему коммунальной услуги.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам, а также продажа твёрдого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 42.1 Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно этой формуле размер платы, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение определяется в зависимости от объёма (количества) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, определённого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, значения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество не оспаривает факт начисления платы гражданам за тепловую энергию на нужды отопления за спорный период исходя из того, что общая площадь всех помещений в многоквартирном доме составила 3454,30 кв.м.
Вместе с тем, указанная площадь отличается от площади, зафиксированной в техническом паспорте дома на 2014 год - 4167,40 кв.м.
Как следует из письма Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Статьей 19 ЖК РФ определено, что государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Согласно пункту 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда в целях государственного учета жилищного фонда.
Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, в том числе, при определении технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
Согласно действительному на момент начисления платы за спорный период Техническому паспорту на жилой дом N 43 по ул. Магистральная (по состоянию на 05.02.1999), общая площадь дома - 4167,4 кв.м., из них: площадь жилых помещений - 2725,6 кв.м., площадь нежилых помещений - 1441,8 кв.м.
Таким образом, управление правомерно при расчете платы за отопление применило значение равное 4167,4 кв.м.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод управляющей компании о том, что поскольку подвал является общедомовым имуществом, его площадь подлежит исключению из значения общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (Sоб).
Исключение из значения Sоб каких-либо площадей, в том числе, площади подвала, Правилами N 354 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.10.2015 по делу N А05-9375/2015 суд отказал обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания от 22.04.2015 N ОК-03/07-06/74 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым общество было обязано в срок до 30.06.2015 произвести потребителю, проживающему в квартире N 40 дома N 43 по ул. Магистральной в городе Архангельске, перерасчет платы за отопление в период с января 2012 года по октябрь 2013 года и с января по декабрь 2014 года в размере 12 288 руб. 35 коп.
Как указано в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2016 по делу N А05-9375/2015, общество при расчете размера платы за отопление за период с января 2012 года по октябрь 2013 года и с января по декабрь 2014 года должно было учитывать общую площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома равной 4167,4 кв.м.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, событие правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, доказано.
Сведения Технического паспорта на жилой дом N 43 по ул. Магистральная, составленного по состоянию на 08.09.2015, подлежат применению соответственно после 08.09.2015.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения обществом установленных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств в материалах дела не имеется.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, в действиях общества подтвержден материалами дела.
В данном случае в соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Существенных процессуальных нарушений по делу не усматривается. На момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции статьи 14.7 КоАП РФ, предусмотренной для юридических лиц, назначено заявителю с соблюдением требований статьи 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, дело рассмотрено судом первой инстанции полно, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2016 года по делу N А05-14241/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14241/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Левобережье"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Клюкина О.С., Малыгина Н.В., ОАО "Территориальная генерирующая компания N2", Шумжов А.Б., ООО "Управляющая компания "Левобережье"