Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф05-3098/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А41-40712/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Дальневосточный экологический центр" - Кантакова Г.А. (по выписке из ЕГРЮЛ от 08.12.2016),
от Шереметьевской таможни - Аксенова Е.В. (представителя по доверенности от 08.06.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2016 по делу N А41-40712/16, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Научно-Производственного Объединения "Дальневосточный Экологический Центр" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня) о признании недействительным решения от 19.05.2016 о корректировке таможенной декларации N 10005030/230615/0017569/01 и аннулировании требования от 19.05.2016 N 632.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между обществом и SubC Imaging, a division of Subc Control Ltd. (Канада) заключен контакт от 09.09.2014 N SUBC/FEEC 2014 09, предметом которого является поставка океанографического оборудования. Оборудование поставлено на условиях CIP аэропорт Шереметьево, Москва. Общая сумма контракта составила 37 962 долларов США.
Общество 12.12.2014 ввезло товар в соответствии с договором N SUBC/FEEC 2014 09 по декларации на товары N 10005030/121214/0039555.
После выпуска товара на таможенную территорию Таможенного союза часть поставленного ранее товара (подводная телекамера) для подтверждения гарантийного случая в соответствии с условиями приложения от 07.05.2015 N 2 к контракту N SUBC/FEEC 2014 09 была направлена SubC Imaging, a division of Subc Control Ltd. (Канада) в целях осмотра и подтверждения гарантийного случая. Время возврата - не позже 30.06.2015 и ранее. Покупатель несет все расходы по отправке/сборам и т.д. до головного завода SubC, продавец оплачивает обратную отправку до аэропорта SV02 (Москва).
При вывозе товара с таможенной территории Таможенного союза общество поместило товар по таможенную процедуру - экспорт.
В соответствии с приложением от 07.05.2015 N 2 к контракту N SUBC/FEEC 2014 09 общество 23.06.2015 через таможню на условиях поставки СРТ Москва вновь ввезло на таможенную территорию Российской Федерации подводную телевизионную камеру по ТД N 10005030/230615/0017569 с помещением под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления.
Письмами от 31.08.2015 N 05-11/39440 и от 25.11.2015 N 05-11/51464 таможня извещала общество о проведении камеральной проверки за период с 01.01.2015 по 28.08.2015 в отношении данного товара, оформленного по ДТ N 10005030/230615/0017569, с требованием предоставить дополнительные документы.
В результате анализа сведений о товаре, заявленном в гр.31 ДТ N 10005030/230615/0017569 таможня установила, что ввозимый товар представляет собой подводную черно-белую аналоговую видеокамеру без платы крепления, записывающую только изображения и звук, предназначенную для круглосуточной работы высокого разрешения, для различных режимов работы на различных глубинах (до 1000 метров), светочувствительностью - 0,003 люкс, с подсветкой и комплектующими: блок интерфейса, экран для вывода изображения и звука с подводной камеры, кабели для передачи данных на компьютер, силовой кабель, зарядное устройство. Изготовитель: "SUBC CONTROL LTD", Канада, товарный знак: "SUBC CONTROL LTD", марка: отсутствует, артикул: SUBC14341.
В ходе таможенной проверки таможня сочла, что инвойс оформлен только для таможенных целей и выставлен на сумму 24 585 долларов США. При этом экспортная декларация содержит информацию о сумме поставки в размере 24 585,60 долларов США. Таким образом, по мнению таможни, имеется разночтение в цене поставляемого товара на 0,6 долларов США.
При анализе документов, представленных для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, таможня также сделала вывод о том, что документы содержат противоречивые сведения об условиях поставки и стоимости товаров.
Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 31.03.2016 N 10005000/400/310316/А0051.
Полагая, что сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, заявленной декларантом, не основываются на документально подтвержденной информации, таможня приняла решение от 19.05.2016 о корректировке таможенной стоимости и выставила обществу требование от 19.05.2016 N 632 (исх. от 24.05.2016 N 19-27/20867) об уплате таможенных платежей/пеней/процентов
Не согласившись с решением и требованием таможни, общество оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых решения и требования закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
Статьей 1 Договора "О Таможенном кодексе таможенного союза" от 27.11.2009, принятого Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17, установлено, что стороны принимают Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс, ТК ТС), который приведен в приложении, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Статьей 9 Таможенного кодекса предусмотрено право любого лица обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (пункты первый, второй статьи 203 ТК ТС). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 ТК ТС).
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункты 1, 3 статьи 174 ТК ТС).
Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов (пункты 2, 4 статьи 176 ТК ТС).
Статьей 179 ТК ТС предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим ТК ТС, - таможенным органом (пункт третий статьи 64 ТК ТС).
Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза. Положения Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы, заявляется таможенный режим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с частью 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи названного Соглашения, при любом из условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров,
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п. 2 ст. 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Статьей 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Согласно статье 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
Статьей 69 ТК ТС также предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок) установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Перечень документов для подтверждения сведений, заявленных при декларировании товаров, приведен в статье 183 ТК ТС.
Таким образом, при осуществлении контроля за обоснованностью заявляемой декларантом таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе производить проверку указанной стоимости, вместе с тем определение иной стоимости может быть осуществлено лишь в случае недостоверности или недостаточности представленных декларантом сведений.
При этом обязанность доказывания несоответствия заявленной таможенной стоимости возложена таможенным законодательством на таможенный орган; такая же обязанность доказывания законности оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли это решение (часть 2 статьи 200 АПК РФ).
Как установлено судом, общество в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввозимого товара представило документы, установленные Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 - Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, а именно: внешнеторговый контракт, авианакладные; спецификация; инвойс; экспортная декларация.
Таможенная стоимость товара, определенная декларантом, подтверждается документами, которые соответствуют условиям контракта, и которые содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, а также информацию об условиях его поставки и оплаты согласно формулировке статьи 4 Соглашения.
Таким образом, указанная в декларациях на товары стоимость товара полностью совпадает со всеми коммерческими документами и с ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате продавцу согласно формулировке статьи 4 Соглашения, что подтверждается вышеуказанными документами.
Из содержания представленных документов усматривается, что названные документы содержат полные сведения о товаре, включая стоимость за единицу, полную стоимость товарной партии, соответствующей инвойсу, таможенной стоимости, заявленной в ДТ, платежным документам.
Следовательно, вопреки доводам таможни, изложенным в решении о корректировки таможенной стоимости товаров, основания для проведения корректировки таможенной стоимости товаров у таможенного органа отсутствовали.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом распределения бремени доказывания таможенный орган по делу об оспаривании решения о корректировке таможенной стоимости товара и приведенных указаний Верховного Суда Российской Федерации должен доказать либо недостоверность заявленной таможенной стоимости товара либо по крайней мере подтвердить обоснованность возникших у таможенного органа сомнений в ее достоверности.
В подтверждение недостоверности сведений, касающихся таможенной стоимости задекларированных товаров, таможня ссылается экспортную декларацию, выполненную на иностранном языке.
По доводам таможни, в экспортной декларации указаны условия поставки заявленного к таможенному оформлению товара FOB на сумму 24575,60 долларов США, а в инвойсе - сумма 24575 долларов США.
Между тем экспортная декларация (л.д. 92) и инвойс (л.д. 93) выполнены на иностранном языке, в связи с чем не могут быть приняты в качестве доказательств по делу ввиду следующего.
Согласно части 5 статьи 75 АПК РФ к представляемым в арбитражный суд письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык.
Согласно части 2 статьи 255 АПК документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Согласно статье 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным судом Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1, нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
В данном случае эти требования законодательства не выполнены.
При этом общество также представило инвойс с верной суммой (л.д. 99): 24575,60 долларов США. А сведения экспортной декларации (л.д. 98), не полном объеме, не могут быть приняты как таковые во внимание в отсутствие указания на переводчика и на соответствие оригинальной экспортной декларации.
При таких обстоятельствах ссылка таможни на экспортную декларацию и инвойс, составленные на иностранном языке, отклоняется, а ее доводы о недостоверности таможенной стоимости товара и не устраненных сомнений в ее достоверности ввиду содержания указанных документов, к которым таможня предъявила претензии, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Также апелляционный суд принимает во внимание, что общество при декларировании товара при его повторном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации после устранения недостатков по гарантии, заявило фактически ту же его таможенную стоимость (ранее принятую таможней), а разница в рублях была обусловлена изменением курса рубля по отношению к доллару США.
Из доводов таможни, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2016 по делу N А41-40712/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40712/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф05-3098/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Научно-Производственное Объединение "Дальневосточный Экологический Центр" (НПО ДЭКО)
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Шереметьевская таможня