г. Хабаровск |
|
22 апреля 2015 г. |
А04-5059/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нелюбиной В.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Городок"
на решение от 19 января 2015 г.
по делу N А04-5059/2014
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Дорощенко Г.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ГОРОДОК" (ОГРН 1052800032735, ИНН 2801102015; место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 201,2)
к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования г. Тынды "Бюро технической инвентаризации" (ОГРН 1072808000979, ИНН 2808021005; место нахождения: 676282, Амурская область, г. Тында, ул. Красная Пресня, 68)
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Специализированный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов, Общество с ограниченной ответственностью "Оценщик+", Саяпин Вячеслав Михайлович, Седова Валентина Васильевна, Осокин Павел Васильевич, Никонова Ксения Васильевна, Логвиненко Виктория Владимировна,
об оспаривании достоверности величины стоимости объекта, обязании принять результат оценки,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Городок" (далее - ООО "Городок") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с уточненным заявлением к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования г.Тынды "Бюро технической инвентаризации" (далее - МУП "БТИ" г. Тынды) о признании недостоверной величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете от 30 мая 2014 г. N 53/14/СП.
Требования заявителя основаны на положениях части 4 статьи 85 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Заявитель считает утвержденный судебным приставом отчет об оценке имущества недостоверным, нарушающим права и интересы должника в исполнительном производстве. В подтверждение недостоверности величины стоимости объекта должник ссылается на отчет другого независимого оценщика. В резолютивной части решения суда просит указать надлежащую оценку имущества, которая будет определена в ходе судебного разбирательства.
МУП "БТИ" г. Тынды просит заявителю отказать в удовлетворении требований, считает, что отчет об оценке от 30 мая 2014 г. N 53/14/СП содержит полную и достоверную информацию об оцениваемом имуществе, оценщик включен в реестр соответствующей саморегулируемой организации, до начала проведения оценки предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного отчета. Отчет ООО "Оценщик+" не свидетельствует о недостоверности сведений, указанных в отчете предприятия, поскольку оценка произведена на другую дату, расхождение по стоимости объекта заключается в разнице курса валют. Кроме того, указанная в отчете корректировка износов -10%, вместо - 40% привела к завышению итоговой стоимости указанной в отчете ООО "Оценщик+" на 30%.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Специализированный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов, общество с ограниченной ответственностью "Оценщик+", Саяпин Вячеслав Михайлович, Седова Валентина Васильевна, Осокин Павел Васильевич, Никонова Ксения Васильевна, Логвиненко Виктория Владимировна.
Решением суда от 21 января 2015 г. в иске отказано.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, суд пришел к выводу о недостоверности оценки стоимости арестованного имущества.
Выводы суда основаны на результатах судебной экспертизы, проведенной ООО "Инвест". Согласно отчету эксперта N 52/14 от 16.10.2014 и N 71/14 от 17.12.2014 рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 14.10.2014 составила 1 396 697 руб., по состоянию на 15.05.2014 (дата определения стоимости оспариваемой оценки) - 1 138 513 руб. с учетом НДС.
Однако суд отказал заявителю в удовлетворении требований, поскольку в нарушение статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ истец, уточнив требования, просил установить рыночную стоимость по состоянию на 14 октября 2014 г., а не на дату, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки (15 мая 2014 г.).
В апелляционной жалобе ООО "Городок" просит решение суда отменить, удовлетворить заявление. Считает, что недостоверность оценки МУП "БТИ" г. Тынды подтверждена, поэтому суду в любом случае следовало определить надлежащую стоимость имущества и указать на это в резолютивной части судебного акта.
МУП "БТИ" г. Тынды в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения. Судебную экспертизу считает недопустимым доказательством, ссылаясь на обстоятельства, подтверждающие заинтересованность оценщика в исходе дела, о которых заявлял в суде первой инстанции.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц участие не принимали, извещены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
При повторном рассмотрении настоящего дела в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в рамках сводного исполнительного производства N 82/14/25/28/СД судебный пристав-исполнитель произвел оценку арестованного имущества должника с привлечением профессионального оценщика - МУП "БТИ" г. Тынды.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24.06.2014 принят отчет оценщика от 30.05.2014 N 54/14/СП, согласно которому рыночная стоимость арестованного имущества - погрузчика XCMG WZ 30-25, цвет серо-желтый, 2011 г. выпуска, двигатель N В7ВО1А00070, составила 907 910 руб. по состоянию на 15 мая 2014 г.
Полагая, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 24.06.2014 нарушены права и законные интересы, должник оспаривает величину рыночной стоимости объекта оценки, ссылаясь на недостоверность отчета от 30.05.2014 N 54/14/СП, выполненного МУП "БТИ" г. Тынды.
По мнению должника, оценка рыночной стоимости имущества занижена, поскольку другой независимый оценщик ООО "Оценщик+" определил рыночную стоимость такого имущества по состоянию на 16 июля 2014 г. в размере 1 235 290 руб.
Статьей 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрен ряд случаев, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права. При этом в части 4 той же статьи установлено, что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве" разъяснено, что оспаривание результатов оценки, приведенной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
При рассмотрении споров об оценке имущества арбитражный суд делает вывод о достоверности произведенной оценки независимо от того, как сформулировал требование заявитель - оспаривание результата оценки или постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях существо спора заключается в определении достоверности произведенной оценки.
В случае, если в ходе судебного разбирательства была определена надлежащая оценка имущества, в резолютивной части судебного акта об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или об оспаривании результатов оценки арбитражный суд на основании или по аналогии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает соответствующую оценку, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном производстве.
Для проверки достоверности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ввиду разногласий в определении рыночной стоимости объекта оценки суд первой инстанции с учетом правил статей 82 и 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству должника назначил судебную экспертизу по определению рыночной стоимости движимого имущества.
Согласно отчетам ООО "Инвест" N 52/14 от 16.10.2014 и N 71/14 от 17.12.2014 рыночная стоимость имущества по состоянию на 14 октября 2014 г. составила 1 396 697 руб., по состоянию на 15 мая 2014 г. (дата определения стоимости оспариваемой оценки) - 1 138 513 руб. (без учета НДС - 964 842 руб.).
В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности рыночной стоимостью объекта оценки является наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, рас полагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В статье 11 Закона об оценочной деятельности установлены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки закреплены в Федеральном стандарте оценки (ФСО N 1), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (далее - Стандарты оценки), который является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 18 Стандарта оценки оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки; изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки, в том числе информацию о политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки; информацию о спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках данных факторов; информацию об объекте оценки, включая правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах, данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, а также иную информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки.
Согласно пункту 19 Стандарта оценки информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.
Проанализировав отчет МУП "БТИ" г. Тынды от 30.05.2014 N 54/14/СП, суд апелляционной инстанции считает, что в отчете содержится полный перечень необходимой информации об объекте оценки, оснований усомниться в достоверности суд не усматривает.
Целью оценки указано определение рыночной стоимости объекта оценки, назначение - для целей реализации объекта оценки в рамках исполнительного производства.
Рыночная стоимость арестованного имущества - погрузчика марки XCMG WZ 30-25, цвет серо-желтый, 2011 г. выпуска, двигатель N В7В01А00070 гос. N 08 18 АК 28, определена по состоянию на 15 мая 2014 г. и составляет 907 910 руб.
Состояние объекта оценки определено как удовлетворительное, бывшее в эксплуатации, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей. К технике в таком состоянии применяется коэффициент износа в пределах 40-60 %.
В результате сравнительного подхода оценивалась цена предложения 1 500 000 руб., 1 704 000 руб., 1 808 000 руб. (в "хорошем" состоянии) с учетом корректировок, указанных в расчетной таблице.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отчет выполнен оценщиком с использованием подлежащих применению федеральных стандартов оценки, в соответствии с Законом об оценочной деятельности, оценка имущества определялась с учетом цели его последующей принудительной реализации и корректировки рыночной стоимости исходя из условий продажи в ограниченные сроки. Отчет является полным, компетентным, объективным и достоверным.
Представленный в материалы дела отчет, выполненный другим оценщиком ООО "Оценщик+" не свидетельствует о недостоверности сведений, указанных в отчете предприятия, поскольку оценка произведена на другую дату.
Отчет, выполненный ООО "Инвест" в рамках судебной экспертизы, так же не свидетельствует о недостоверности отчета МУП "БТИ" г. Тынды по состоянию на ту же дату, что составлен оспариваемый отчет.
И в том и в другом случае эксперты применяли сравнительный подход, цена предложения, исследуемая ООО "Инвест", немногим отличалась - 1 250 000 руб., 1 870 000 руб., 1 700 000 руб. (в "хорошем" и в "новом" состоянии).
В соответствии с положениями Закона N 135-ФЗ и федеральными стандартами оценки достоверность отчета об оценке определяется выполнением его в соответствии с требованиями.
Расхождение установленной различными оценщиками величины рыночной стоимости объекта не может являться само по себе свидетельством недостоверности одного из отчетов.
Кроме того, принимаются во внимание доводы МУП "БТИ" г. Тынды о нарушении ООО "Инвест" требований статей 15, 16 Закона N 135-ФЗ в части соблюдения оценщиком принципов независимости и объективности при проведении оценки. В подтверждение, что ООО "Инвест" осуществляет продажу жилого фонда ООО "Городок" представлена распечатка с официального сайта. Доводы МУП "БТИ" г. Тынды ООО "Городок" не опровергнуты.
Помимо этого, в силу пункта 26 ФСО N 1 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ в части 2 статьи 12 Закона N 135-ФЗ.
С момента оспариваемой оценки прошло более 6 месяцев, следовательно, со дня истечения указанного срока судебным приставом-исполнителем должна быть проведена повторная оценка имущества должника.
Учитывая недоказанность недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, выполненной МУП "БТИ" г. Тынды, принимая во внимание, что отчет об оценке нуждается в актуализации, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19 января 2015 г. по делу N А04-5059/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5059/2014
Истец: ООО "Строительная компания "Городок"
Ответчик: МУП муниципального образования города Тынды "Бюро технической инвентаризации"
Третье лицо: Логвиненко Виктория Владимировна, Никонова Ксения Васильевна, ООО "Оценщик+", Осокин Павел Васильевич, Саяпин Вячеслав Михайлович, Седова В. В., Седова Валентина Васильевна, Специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, ООО "Инвест"