г. Хабаровск |
|
22 апреля 2015 г. |
А73-13623/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг": Азарнина С.А. представителя по доверенности от 01.12.2014 (сроком на три года); Азарниной И.В.представителя по доверенности от 01.12.2014 (сроком на три года);
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Павлова С.Ю. представителя по доверенности от 20.01.2015 N 09/02-02 (сроком по 31.12.2015); Избаш А.А. представителя по доверенности от 31.12.2014 N 09/09-03 (сроком по 31.12.2015);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 03.02.2015
по делу N А73-13623/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" (ОГРН 1142721007769; ИНН 2721212943)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020; ИНН 2721153053)
о признании незаконным решения об отказе в приемке материалов таксации 2011 года и внесении сведений в государственный лесной реестр,
об обязании внести сведения в государственный лесной реестр
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг", правопреемник закрытого акционерного общества "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг", согласно определения Арбитражного суда Хабаровского края от 24.12.2014 (далее - ООО "ФСК "Харон-Холдинг"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами; Управление; уполномоченный орган) о признании незаконным его решения об отказе в приемке материалов таксации 2011 года и внесении сведений в государственный лесной реестр, изложенного в письме от 15.07.2014 N 02-04/5398 с обязанием Управления лесами внести сведения в государственный лесной реестр на основании материалов таксации 2011 года, выполненной на лесном участке, переданном в аренду ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" по договору аренды от 19.01.2011 N 0776/2011.
Решением суда от 03.02.2015 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме. Судом установлен факт проведения лесоустроительных работ на лесном участке, переданном в аренду заявителю (его правопредшественнику - ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг"), при представлении в полном объеме в Управление лесами составленной лесоустроительной документации, также обществом были предприняты меры по организации совещания при рассмотрении материалов лесоустройства при Управлении лесами.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов имеющимся обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Ссылаясь на п. 2.1.4 Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2008 N 135-пр, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2012 N 58-Г11-36, статью 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявитель жалобы утверждает о том, что: целью лесоустроительных работ является изготовление материалов лесоустройства, которые могут заказать лесопользователи по гражданско-правовым договорам, но которые должны быть приняты уполномоченными органами государственной власти; акт проверки выполненных работ от 23.05.2011 не доказывает факт приемки лесничим работ по лесоустройству (таксации), материалы которого представлены заявителем для внесения в лесной реестр письмом от 10.07.2014 N 3 (по акту произведена проверка работ на S 3883 га, а материалы таксации для внесения в лесной реестр представлены на S 55450 га); приемке подлежат работы по лесоустройству в целом, а не только выполненные каким-то конкретным способом - проведение лесоустроительных работ не было завершено приемкой этих работ в 2011 году, ранее общество не обращалось в Управление для внесения материалов таксации в лесной реестр.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления лесами настаивают на удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме по доводам, изложенным в ней.
Представители общества в судебном заседании возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании договора от 19.01.2011 N 0776/2011, заключенного с Правительством Хабаровского края, ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" предоставлен в аренду сроком на 25 лет лесной участок площадью 55450 га, расположенный на территории Кур-Урмийского лесничества (Хабаровский край, Хабаровский район) для целей заготовки древесины. По условиям этого договора общество вправе было приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и предоставления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Общество разработало и сопроводительным письмом от 04.07.2011 N212 представило в Управление лесами Правительства Хабаровского края проект освоения лесов лесного участка для проведения государственной экспертизы.
Приказом начальника Управления лесами от 27.07.2011 N 310П утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 55450 га, переданного в аренду ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг".
После выполнения рекомендаций экспертной комиссии проект освоения лесов обществом был вновь представлен на государственную экспертизу, по результатам рассмотрения которого вновь утверждено отрицательное экспертное заключение (приказ начальника Управления лесами от 02.09.2011 г. N 365П).
Эти приказы Управления лесами от 27.07.2011 N 310П, от 02.09.2011 N365П и отрицательные заключения государственной экспертной комиссии являлись предметом спора по делу NА73-12836/2011 Арбитражного суда Хабаровского края, решением которого от 20.03.2012, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2012 Шестого арбитражного апелляционного суда, указанные приказы признаны недействительными.
Письмом от 24.10.2012 N 02-11/8180 Управление лесами возвратило обществу ранее предоставленные им материалы без оформления какого-либо заключения по проекту освоения лесов (отрицательного или положительного).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.04.2013 по делу N А73-1679/2013, частично измененным постановлением кассационной инстанции от 30.10.2013, решение Управления лесами Правительства Хабаровского края о возврате документов, представленных на государственную экспертизу проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ЗАО ФК "Харон-Холдинг", изложенное в письме от 24.10.2012 N02-11/8180, признано незаконным; суд обязал Управление лесами Правительства Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" путем оформления и выдачи экспертного заключения по проекту освоения лесов лесного участка площадью 55 450 га, переданного в аренду.
Письмом от 30.08.2013 N 17 ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" повторно направило в Управление лесами Правительства Хабаровского края проект освоения лесов лесного участка.
Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 28.11.2013 N 1068П было вновь утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Приказ Управления лесами Правительства Хабаровского края от 28.11.2013 N 1068П и утвержденное им отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг", являлись предметом спора по делу NА73-239/2014.
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 30.04.2014 отказал в удовлетворении требований ЗАО ФСК "Харон-Холдинг" о признании данного приказа и экспертного заключения недействительными. При этом, суд пришел к выводу, что Управление лесами Правительства Хабаровского края имело основания для оформления отрицательного заключения, так как в проекте освоения лесов установлены несоответствия договору аренды, проект освоения лесов не соответствовал данным государственного лесного реестра.
Постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.12.2014 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2014 по делу N А73-239/2014 оставлено без изменения.
Положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 55450 га, переданного в аренду ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг", было утверждено приказом начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.12.2014 N 1058П. В качестве информационной базы для разработки проекта освоения лесов, получившего положительное экспертное заключение, были использованы материалы проведенного в 1993 году лесоустройства, внесенные в государственный лесной реестр.
ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" письмом от 10.07.2014 N 3 представило в Управление лесами Правительства Хабаровского края для внесения в государственный лесной реестр материалы таксации, проведенной в 2011 г.
Согласно данному письму ранее экземпляры этих документов представлялись в Управление лесами сопроводительными письмами от 04.07.2011 N 212 и от 08.08.2011 N 71а (с проектом освоения лесов).
Управление лесами Правительства Хабаровского края письмом от 15.07.2014 N 02-04/5398 сообщило ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" об отказе в приемке материалов для внесения их в государственный лесной реестр, указав на их несоответствие установленным критериям качества, а именно: отсутствует протокол лесоустроительного совещания, проведение которого
установлено п.68 приказа Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции"; здесь же обществу предложено совместно с представителем Кур-Урмийского лесничества и другими установленными законодательством лицами организовать лесоустроительное совещание по рассмотрению результатов работ по таксации лесов на лесном участке; сообщено о том, что информация о необходимости участия в таком совещании доведена до руководства лесничества; предложено представить в Управление лесами скорректированный пакет документов в сроки, установленные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра".
Не согласившись с данным решением Управления лесами об отказе в приемке материалов таксации 2011 года и внесении сведений в государственный лесной реестр, изложенное в письме от 15.07.2014 N 02-04/5398, общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим заявлением.
Обязанность лиц, использующих леса, предоставлять документированную информацию, в том числе о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов, предусмотрена частью 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В соответствии с положениями статей 69, 69.1, 91 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; документированная информация о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов содержится в государственном лесном реестре, который ведется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 68 ЛК РФ установлено, что лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Установление (регламентация) порядка проведения лесоустроительных мероприятий, перечисленных в статье 68 ЛК РФ, относится к полномочиям Российской Федерации и регулируется федеральными органами исполнительной власти, в то время как органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия непосредственно по проведению лесоустройства.
Согласно статье 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации; органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 15.02.2012 N 58-Г11-36, принятом по результатам рассмотрения кассационной жалобы Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 22.11.2011 по заявлениям ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" и ООО "Реликт" о признании недействующим в части пункта 2.1.4 Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2008 N 135-пр, лесоустройство как часть государственной системы управления лесами следует отличать от лесоустроительных работ, сутью которых является изготовление материалов лесоустройства; лесопользователи могут заказать по гражданско-правовым договорам изготовление материалов лесоустройства, но они должны быть приняты уполномоченными органами государственной власти.
Порядок деятельности лесничих на территории Хабаровского края, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 0406.2008 N 135-пр (действует с 11.01.2009 по настоящее время), разработан в соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ, устанавливает порядок
деятельности лесничих при обеспечении ими реализации лесохозяйственного регламента в лесничествах на территории Хабаровского края.
Согласно пункту 1.2 Порядка лесничим является должностное лицо краевого государственного учреждения в области лесного хозяйства, осуществляющего управление лесничеством в установленных границах.
Разделом 2 Порядка определены функции лесничих по обеспечению реализации лесохозяйственных регламентов в лесничествах, в их число входит организация и проведение приемки работ по лесоустройству, выполненных лицами, использующими леса (пункт 2.1.4).
Таким образом, организация и проведение приемки работ по лесоустройству, выполненных лицами, использующими леса, на территории Хабаровского края относятся к функциям лесничих.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора от 19.01.2011 N 0776/2011, заключенного с Правительством Хабаровского края, ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" предоставлен в аренду лесной участок площадью 55450 га, расположенный на территории Кур-Урмийского лесничества (Хабаровский край, Хабаровский район), для целей заготовки древесины. Срок аренды 25 лет.
Письмом от 18.01.2011 N 120 ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" известило Управление лесами Правительства Хабаровского края о том, что при разработке проекта освоения лесов на арендуемом участке силами "Дальлеспроект" будут проведены лесоустроительные работы по второму таксационному разряду без организации территории в части таксации лесных насаждений, а также о том, что при лесоустроительных работах будут выполняться: таксация лесных насаждений (наземным методом - на площади 3883 га, способом актуализации - на площади 51567 га); камеральные работы - на площади 55455 га; приобретение космических снимков на арендованный участок лесного фонда.
Управление лесами в лице его начальника письмом от 09.02.2011 N 02-06/876 согласовало проведение указанных лесоустроительных работ. В письме, в частности, говорится, что Управление лесами Правительства Хабаровского края не возражает в проведении периодического повторного лесоустройства арендуемого лесного участка площадью 55450 га в Кур-Урмийском лесничестве при следующих условиях: 1) предоставление в управление лесами акта приемки выполненных полевых лесоустроительных работ, подписанного лесничеством, и материалов таксации лесов; 2) утверждение материалов лесоустройства на техническом совещании при управлении.
Из материалов дела усматривается, что лесоустроительные (таксационные) работы выполнены ООО "Дальлеспроект" согласно договору от 13.01.2011 N 1, заключенному между ЗАЛ "ФСК "Харон-Холдинг" и ООО "Дальлеспроект", объектом лесоустройства являлся лесной участок в Урмийском и Инском участковых лесничествах Кур-Урмийского лесничества Хабаровского края; работы окончены в мае 2011 г.
Сопроводительным письмом от 04.07.2011 N 212 общество представило в Управление лесами Правительства Хабаровского края для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов лесного участка, который был разработан на основании материалов лесоустроительных работ (таксации), выполненных в 2011 г. ООО "Дальлеспроект" по заказу общества.
Из письма от 04.07.2011 N 212 следует, что вместе с проектом освоения лесов лесного участка Общество представило в Управление лесами результаты проведенного лесоустройства на арендованном участке, а именно были представлены: пояснительная записка с приложениями по результатам лесоустройства, таксационные описания Инского и Урмийского участковых лесничеств, планы лесных насаждений Инского и Урмийского участковых лесничеств, флэш-карта с информацией в электронном виде, а также были представлены: акт от 23.05.2011 проверки выполненных работ таксации лесных насаждений наземным методом арендного участка ЗАО "Харон-Холдинг"; проект протокола технического совещания по рассмотрению материалов лесоустройства лесного участка, переданного в аренду ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" на территории Урмийского и Инского участковых лесничеств Кур-Урмийского лесничества Управления лесами Правительства Хабаровского края.
Указанные акт от 23.05.2011 и проект протокола технического совещания, представленные обществом сопроводительным письмом от 04.07.2011 N 212, последнему не возвращались, а находились в распоряжении Управления лесами Правительства Хабаровского края.
По решению Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2012 по делу N А73-12836/2011, в экспертном заключении, утвержденном приказом Управления лесами от 02.09.2011 N365П, одним из оснований для отрицательного заключения, явилось указание на то, что проект освоения лесов был подготовлен на основании материалов лесоустройства 2011 г., выполненного с неудовлетворительным качеством, поэтому таксационная характеристика лесных насаждений и прочая информация, основанная на материалах лесоустройства, не рассматривалась.
Вместе с тем, ни ЛК РФ, ни Правила проведения лесоустройства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377, ни Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом МПР РФ от 06.02.2008 N 31, не содержат требований об утверждении материалов лесоустройства, не предусматривают понятия контроля (надзора) за проведением лесоустроительных работ и не закрепляет таких полномочий за органами исполнительной власти субъектов РФ.
На основании Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 0406.2008 N 135-пр организация и проведение приемки работ по лесоустройству, выполненных лицами, использующими леса, на территории Хабаровского края относятся к функциям лесничих (пункт 2.1.4 Порядка).
Согласно письму начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края от 09.02.2011 N 02-06/876, Управление не возражало против проведения обществом периодического повторного лесоустройства арендуемого лесного участка при условии предоставления в Управление лесами акта приемки выполненных полевых лесоустроительных работ, подписанного лесничеством, и материалов таксации лесов, а также при условии утверждения материалов лесоустройства на техническом совещании при управлении.
По содержанию акта от 23.05.2011 комиссия в составе лесничего Кур-Урмийского лесничества Горбунова С.А., пом. лесничего Коханова В.В. и зам.генерального директора ЗАО "Харон-Холдинг" Потемкина О.Ю. (заказчик лесоустроительных работ) произвела проверку работ таксации лесных насаждений наземным способом на площади 3883 га в участковом Инском лесничестве, выполненных ООО "Дальлеспроект". Работа таксации признана удовлетворительной.
В письме от 18.01.2011 N 120 ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" известило Управление лесами Правительства Хабаровского края именно о том, что при лесоустроительных работах таксация лесных насаждений наземным методом будет выполняться на площади 3883 га.
Заведующий Кур-Урмийским лесничеством Горбунов С.А. в мае 2011 года участвовал в комиссионной проверке работ таксации лесных насаждений наземным способом, выполненных ООО "Дальлеспроект", в участковом Инском на площади 3883 га, комиссии признала работу таксации удовлетворительной, что подтверждается актом от 23.05.2011.
Кроме того, таксация лесных насаждений может проводиться не только наземным способом. Так, ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" письмом от 18.01.2011 N 120 сообщило Управлению лесами, что наряду с таксацией наземным методом на площади 3883 га, будет проводиться таксация способом актуализации на площади 51567 га, а также камеральные работы на площади 55455 га.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем жалобы, то обстоятельство, что на территории лесного участка, находящегося в аренде у ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг", лесоустроительные работы были проведены по второму лесотаксационному разряду на площади 8079 га (Инское лесничество)- глазомерно-измерительным способом, на площади 47371 га (Урмийское лесничество) - способом актуализации.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела подтвержден факт представления обществом в Управление лесами акта приемки (проверки) выполненных полевых лесоустроительных работ, подписанного лесничеством.
Также, применив положения пункта 68 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, исследовав содержание письма от 04.07.2011 N 212 ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг", представленного в Управление лесами Правительства Хабаровского края, суд первой инстанции верно установил, что обществом принимались меры по организации совещания при Управлении лесами по рассмотрению материалов лесоустройства.
Посчитав, что материалами дела подтверждается факт проведения лесоустроительных работ на лесном участке, переданном в аренду ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг", что лесоустроительная документация составлена и представлена в Управление лесами в полном объеме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, который поддерживает Шестой арбитражный апелляционный суд, о том, что представленные ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" материалы таксации подлежали принятию и внесению в государственный лесной реестр в соответствии с п. 2.1 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного Приказом МПР РФ от 31.10.2007 N 282.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 3 февраля 2015 года по делу N А73-13623/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13623/2014
Истец: ООО "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края